В объективе Ли Миллер: как байопик «Великая» рассказывает о войне глазами женщины с фотоаппаратом

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Великая», промо: Sky Cinema

21 ноября до российских кинотеатров доберётся «Великая» — биографическая драма о жизни и судьбе культовой американской фотожурналистки Ли Миллер. В годы Второй мировой модель Vogue и сюрреалистка отправилась на фронт в качестве военного корреспондента, а затем засвидетельствовала на камеру освобождение концлагерей Дахау и Бухенвальд. Великую женщину-репортёра в режиссёрском дебюте Эллен Кёрас, оператора «Вечного сияния чистого разума», блестяще воплотила Кейт Уинслет. Рассказываем, в чём отличие портрета легендарной фотожурналистки на экране и в биографии Энтони Пенроуза, а также попутно вспоминаем, какой Ли Миллер была в реальной жизни.

Действие происходит в двух временных отрезках. В 1977 году пожилая Ли Миллер (Кейт Уинслет) даёт интервью журналисту (Джош О’Коннор) в гостиной своего просторного дома в Восточном Сассексе. Мужчина внимательно изучает внушительную коллекцию фотографий Миллер довоенного и послевоенного периодов. Рассматривая свои старые снимки вместе с журналистом, Ли проваливается в прошлое и подробно рассказывает о том, как жила и работала в годы Второй мировой. Действие переносится в 1938 год, во Францию, где молодая и известная модель Vogue и фотограф-сюрреалист Миллер отдыхает с друзьями. На фоне романтических пейзажей острова Сен-Маргерит в Каннах Ли знакомится со своим будущим мужем, художником и коллекционером Роландом Пенроузом (Александр Скарсгард). Влюблённая Ли перебирается к новоиспечённому партнёру в Лондон, где пару застаёт Вторая мировая. Миллер не может оставаться в стороне от чужих страданий и собирается засвидетельствовать разрушительную силу войны на камеру.

Имя Ли Миллер снова оказалось на слуху после выхода в мировой прокат военной драмы Алекса Гарленда «Падение империи» (Civil War в оригинале). Героиню Кирстен Данст, известную журналистку, снимавшую ад горячих точек, звали точно так же, как и легендарную женщину-фотографа, задокументировавшую на плёночную камеру ужасы Второй мировой и освобождение концлагерей Дахау и Бухенвальд. Её тоже звали Ли. На деле же профессиональные заслуги бесстрашной корреспондентки Миллер, получившей официальную аккредитацию от американской армии и оказавшейся на линии огня в качестве военкора Vogue, всё ещё нередко обесцениваются. Кейт Уинслет, сыгравшая эту невероятную женщину в её первом байопике «Великая» (Lee в оригинале), рассказывала, что продюсеры совершенно не понимали, зачем им финансировать «маленький фильм» о судьбе какой-то там военной корреспондентки.

Кейт Уинслет в фильме «Великая», кадр: Sky Cinema
Александр Скарсгард в фильме «Великая», кадр: Sky Cinema
Джош О’Коннор в фильме «Великая», кадр: Sky Cinema
Энди Сэмберг в фильме «Великая», кадр: Sky Cinema

«Я действительно столкнулась с мужчинами, которые просто не понимали, что это за кино. Это картина о женщине, которая не выглядит красиво на фоне всего происходящего и становится измотанной жизнью. У меня был потенциальный спонсор, который спросил: „Так почему же мне должна нравиться эта женщина?“» — делилась актриса. Тем не менее Уинслет не отступила и потратила целых восемь лет на то, чтобы история Ли Миллер наконец была экранизирована. К тому же актриса взвалила на себя функции исполнительного продюсера, а для максимальной биографической правдоподобности повествования обратилась к архивам, предоставленным сыном Ли Миллер — Энтони Пенроузом.

Вместе с режиссёром «Великой» Эллен Кёрас, больше известной по своей операторской работе в «Вечном сиянии чистого разума», Уинслет изучила сотни фотографий, сделанных Миллер в разные годы жизни. Большинство снимков Ли времён Второй мировой оживают на экране: разбомбленные дома и улицы Лондона в период «Блица», суровые реалии военно-полевой хирургии, испуганные и измождённые женщины с детьми, сидящие в ненадёжных укрытиях, тяжело раненные солдаты, полностью замотанные в бинты, обритые наголо француженки, обвинённые в коллаборационизме, развалины опустевших городов и невыразимые страдания жертв Холокоста. В отличие от своей тёзки из «Падения империи», экранная Ли Миллер всё-таки испытывает сочувствие к людям, травмированным войной, и пытается им помочь, хотя от журналиста и требуется оставаться беспристрастным и не вмешиваться в происходящее, ведь он всего лишь свидетель.

С репрезентацией работы фотожурналистки в экстремальных условиях «Великая» справляется достойно, хотя и периодически замахивается на неуместный героический пафос. Однако байопик совершенно не раскрывает другие грани Миллер (модели и сюрреалистки), которая прославилась задолго до своих исчерпывающих репортажей с передовой и скандальной съёмки в ванной Гитлера. Создание последнего кадра режиссёр Эллен Кёрас воспроизводит во всех деталях. В одной из самых выразительных сцен фильма военный корреспондент Life Дэвид Шерман (обаятельный Энди Сэмберг) фотографирует обнажённую Ли (Кейт Уинслет), которая моется в ванне диктатора. Слева от журналистки находится портрет фюрера, а на коврике перед ванной стоят её сапоги, испачканные грязью концлагерей. Профессиональным отношениям Миллер и Шермана, которые бок о бок прошли через огонь войны и спали в одной постели, отводится отдельная линия, но, как и другие важные фрагменты из биографии Ли, она растворяется в сумбурном сторителлинге.

Основная проблема фильма Эллен Кёрас кроется в схематичности портрета легендарной женщины-фоторепортёра. Мы видим лишь наброски характера Ли, словно вырванные из контекста. В начале байопика Миллер ненадолго предстаёт роковой особой: оголяется в компании богемных личностей на французском курорте, заводит роман с художником и арт-коллекционером Роландом Пенроузом (статный Александр Скарсгард), беззаботно выпивает с друзьями на фоне чёрно-белой хроники с дня рождения Гитлера в Берлине, даже не догадываясь, что всего через полгода нацисты развяжут полномасштабную войну. Затем главная героиня резко проваливается в страшную действительность «Блица» с оглушительными взрывами и падающими с неба бомбами. До отправки сильной и гордой Миллер на фронт в роли корреспондента остаётся всего несколько растянутых сцен. До полного погружения в хаос боевых действий Ли довольствуется фотосессиями с женщинами в военной форме, позированием обнажённой для своего любовника Роланда Пенроуза, разрабатывающего новую технологию камуфляжа, и размеренными прогулками по лесу со своей подругой, главредом британского Vogue Одри Уизерс (предельно серьёзная Андреа Райзборо), в периоды временного затишья.

«Великая» проходится по верхам биографии Миллер, которые всплывают на экране в формате хаотичных воспоминаний. 70-летняя героиня (седая и ужасно уставшая Кейт Уинслет) беспрерывно курит и рассказывает о своём прошлом журналисту (на самом деле сыну Энтони Пенроузу) в зависимости от выбора фотографий, которые он рассматривает. Захватывающая история о карьерном взлёте Ли в Нью-Йорке конца 1920-х годов, когда она стала любимой фотомоделью американского Vogue, купалась в роскоши и предавалась гедонизму вместе с известными людьми из богемных и светских кругов Манхэттена, не получает даже мимолётного флешбэка. Более того, влияние Миллер на фотоискусство ещё до начала Второй мировой (она была музой, любовницей и ученицей сюрреалиста Ман Рэя) никак не обозначается на экране, хотя её экстравагантные работы хорошо продавались и пользовались большим спросом среди коллекционеров.

Ли Миллер — модель Vogue, 1928 год, фото: Getty Images
Портрет Ли Миллер руки Пабло Пикассо, 1937 год, The Penrose Collection

В попытке рассказать как можно больше о фронтовых буднях Миллер «Великая» как будто нивелирует её культовый статус как фотографа-сюрреалиста, хотя она много снимала Пикассо (в ответ он писал её портреты) и покорила творческий Париж своими эксцентричными идеями. Увы, байопик Миллер преимущественно берёт в объектив образ женщины-репортёра, оказавшейся в тяжелейших условиях войны, но не говорит ничего неожиданного. Режиссёр стремительно перескакивает с одного задокументированного Ли события на другое, словно пробегается глазами по странице в «Википедии». Жестокие сцены боевых действий во Франции, торжественное освобождение Парижа, вылившееся в публичное унижение женщин за связь с нацистами, навсегда травмирующее посещение Дахау и Бухенвальда и знаменитая фотосессия в штаб-квартире Гитлера в Мюнхене присутствуют в фильме, но выглядят сухим пересказом. Эллен Кёрас явно не хватает режиссёрского опыта, чтобы придать байопику о Ли Миллер животрепещущую интонацию. Возникает ощущение, что постановщица мыслит шаблонно или просто боится выбрать оригинальный ракурс для картины о столь масштабной личности. К несчастью, нерешительность автора моментально считывается зрителем и вызывает недоумение.

Фотографическое наследие Миллер многие и правда ассоциируют именно с её работами военного времени: тревожной хроникой с передовой, запредельно кошмарными кадрами из лагерей смерти и портретами мёртвых эсэсовцев. В годы глобальной катастрофы Миллер оставила карьеру модели и поначалу делала патриотические съёмки для британского Vogue, которые должны были вдохновлять женщин на фронте и в тылу. Ли фотографировала ухаживающих за ранеными медсестёр, девушек из женского вспомогательного территориального корпуса, которые носили тяжёлые пальто, гордых лётчиц, управлявших истребителями, и усердных работниц артиллерийских заводов. Однако по мере ухудшения ситуации на фронте Миллер всё чаще задумывалась о том, чтобы показывать людям всю грязную правду войны, а не очередные воодушевляющие портреты сильных и преданных своей стране женщин. Почему Ли хотела фиксировать чудовищную реальность Второй мировой на камеру? Ее сын Энтони Пенроуз писал, что она просто не могла поступить иначе.

Шесть американских военных корреспонденток, освещавших европейский театр военных действий, 1943 год. На фото (слева направо): Мэри Уэлч, Дикси Тай, Кэйтлин Гарриман, Хэлен Киркпатрик, Ли Миллер и Таня Лонг. Фото: U.S. Army Official Photograph 

Ли не раз обсуждала с главным редактором британского Vogue Одри Уизерс возможность появления на страницах модного журнала подлинной фотохроники с фронта и в конце концов получила добро на бессрочную командировку на линию огня. Правда, начальница Миллер предполагала, что фотожурналистка вернётся с сюрреалистическими зарисовками разрушенных городов, а не отправит ей по почте шокирующие кадры из освобождённых Дахау и Бухенвальда. Только фотографии заключённых концлагерей, напоминавших живые скелеты, напечатали не в британском, а в американском Vogue в июне 1945 года. Поскольку после завершения Второй мировой Великобритания планировала восстанавливать отношения с Германией и участвовать в её реконструкции, обнародование зверств нацизма в Соединённом Королевстве находилось под негласным запретом. Именно по этой причине Одри Уизерс отправила провокационные снимки Миллер в офис Condé Nast в Нью-Йорке. Репортаж Миллер, опубликованный под заголовком «Просто поверьте в это» среди ювелирных украшений, роскошных нарядов и рецептов торжественных ужинов, стал одним из важнейших доказательств Холокоста. Однако со временем ажиотаж вокруг фигуры Ли поутих, оставив её наедине с хроническим ПТСР, алкоголизмом и грудой архивных материалов, которые по совету врача-психиатра было решено запереть на чердаке.

После смерти Миллер её сын Энтони Пенроуз нашёл сотни фотографий, очерки и дневники матери. Он написал биографическую книгу The Lives of Lee Miller, по которой Эллен Кёрас сняла драму «Великая». Несмотря на обстоятельный материал в основе, фильм о Ли Миллер кажется поверхностным прочтением лишь части её насыщенной жизни, заслуживающей отдельного сериала. Хмурая и грубая Кейт Уинслет, одетая в аутентичные костюмы и пользующаяся старой камерой Rolleiflex, всецело разделяет переживания своей героини и явно претендует на «Оскар» за лучшую женскую роль. Миллер в исполнении британской актрисы представляется женщиной с железной волей: она всеми силами старается выполнить свою журналистскую миссию до конца, чтобы чуть позже весь мир узнал о преступлениях нацистов и запомнил уродливое лицо войны. Внутреннюю боль, связанную с пережитым в детстве сексуализированным насилием, Ли выпускает наружу лишь в моменты глубокого сострадания подвергнутым жестокому обращению женщинам и девочкам. И всё же для убедительного и целостного портрета только внешне бесстрашной Миллер «Великой» банально не хватает глотка свободы. Вероятно, сумбурность байопика — следствие затянувшегося производства картины, которое плохо отразилось на драматургии. Тем не менее фанаты Кейт Уинслет наверняка отметят её мощный образ, а для тех, кто совсем не знаком с биографией Ли Миллер, драма Эллен Кёрас станет чем-то вроде вводного урока.

Кейт Уинслет в фильме «Великая», кадр: Sky Cinema

Для подготовки материала в том числе была использована книга Энтони Пенроуза The Lives of Lee Miller.

Читайте также
Как ковалась сталь: важнейшие моменты «Гладиатора» Ридли Скотта и их связь с сиквелом
Разбираемся, обязательно ли смотреть первого «Гладиатора» перед вторым.
6 причин любить Хью Гранта: вы хотели бы выпить с ним чашечку чая
Ренессанс талантливого англичанина со сварливым характером.
Что в имени твоём: 50 лет Леонардо ДиКаприо
50 лет, 6 номинаций, 1 «Оскар» — продолжение следует?
Феномен «Аркейна»: история создания мультсериала по мотивам League of Legends
От киберспортивных амбиций к голливудскому размаху.
Сон — это маленькая смерть: 40 лет «Кошмару на улице Вязов»
Инфернальный хоррор, положивший начало культовой франшизе.
Также рекомендуем
Нелегальная археология и чудеса на тосканских виражах.
Биографическая картина, посвящённая становлению бизнеса Ферруччо Ламборгини.
Татьяна Алёшичева о фильме, который может оказаться последним в карьере американского классика.Кони-Айленд, пя...
Нелегальная археология и чудеса на тосканских виражах.
Биографическая картина, посвящённая становлению бизнеса Ферруччо Ламборгини.
Татьяна Алёшичева о фильме, который может оказаться последним в карьере американского классика.Кони-Айленд, пя...

Последние новости

Sony опубликовала открывающую сцену «Крэйвена-охотника»
Супергероика с рейтингом R выходит в прокат 13 декабря.
Элтон Джон рассказал, что потерял зрение
Из-за чего не может закончить работу над альбомом.
Прокат в США ставит рекорды в День благодарения
Общие сборы всех проектов бокс-офиса Америки побил исторический максимум.
«Миссия: Красный» не собирается сдаваться
Новогодний блокбастер показал рекордно низкое падение.
Мишка Паддингтон покорил российский прокат
Собрав четверть миллиарда за уикенд.
Звёзды «Уралочки» на снежных постерах фильма
Выйдет новогодняя комедия уже 5 декабря.
00:00