На Amazon Prime Video и Apple TV+ состоялась цифровая премьера одного из самых титулованных и долгожданных фильмов 2023 года — фантасмагории Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». Картина победила на Венецианском фестивале и претендует на «Оскар» в 11 номинациях. Греческий режиссёр снимает необычную женскую версию истории о чудовище Франкенштейна. Подопытная отказывается жить по чужим правилам, путешествует по миру и ищет себя. Максим Ершов объясняет, как Лантимос создаёт жутковатую живописную сказку о смелой Белле, которая обретает свободу во всех её проявлениях.
Альтернативный викторианский Лондон. Гениальный и, естественно, безумный хирург с изуродованным лицом Годвин Бакстер (Уиллем Дефо) вылавливает из Темзы тело только что покончившей с собой беременной молодой женщины. Едва ли её жизнь была счастливой. В порыве сумасшедшей фантазии Годвин пересаживает девушке мозг её же нерождённого младенца и оживляет её с помощью электрического тока. Так рождается Белла Бакстер (Эмма Стоун). Поначалу подопытная едва может прямо ходить и не в состоянии сложить полное предложение, но она быстро учится. Вскоре родитель удивительного создания приставляет к Белле студента-медика Макса (Рами Юссеф), который с любопытством поглядывает на подопечную. Однако девушку соблазняет и увозит в длительное путешествие юрист Данкан Веддербёрн (Марк Руффало).
Белла открывает для себя плотские удовольствия — и несправедливости мира. Мисс Бакстер растёт физически и духовно, чем в основном вызывает у окружающих раздражение.
«Бедные-несчастные» — новый фильм Йоргоса Лантимоса, режиссёра, который привык удивлять. Ещё в греческий период постановщик помещал персонажей в абсурдные миры, посмеивался над социальными устоями и впечатлял выдумками. Вслед за «Клыком» и «Альпами» последовал прорывной англоязычный «Лобстер», в котором люди были обязаны иметь пару или превращались в животных. «Убийство священного оленя» и «Фаворитка» утвердили Лантимоса в статусе одного из самых оригинальных авторов современности. Кажется, новая работа уже стала наиболее успешной в карьере режиссёра. «Бедные-несчастные» победили на Венецианском фестивале, попали во всевозможные списки лучших фильмов 2023 года, завоевали два «Золотых глобуса» и претендуют на 11 «Оскаров».
Фильм Лантимоса является экранизацией романа шотландского писателя Аласдера Грея, опубликованного в 1992 году. Как и в случае с «Фавориткой», над сценарием постановщик вновь работал с Тони МакНамарой, оператором выступил замечательный ирландец Робби Райан («Я, Дэниел Блэйк», «Камон Камон» и «История о супружестве»), а у Эммы Стоун теперь полноправная главная роль. И никого другого в образе Беллы Бакстер теперь не представить.
Стоун поражает и детской естественностью, и органикой необычных движений, и непосредственностью, смелостью и умением трансформироваться в кадре из зажатой почти что куклы в своенравную женщину.
В первую очередь обращает внимание на себя художественный язык фильма. Лантимос, как и его главная героиня, не боится ничего, пробует новое и нарушает любые навязанные извне законы. Повествование начинается в доме профессора Бакстера в монохроме и с широкоугольным объективом. По саду хирурга бродят диковинные животные: к телу пса пришита голова гуся и наоборот, лает петух, ждёт угощения собакокурица. Когда Белла вырывается из-под опеки отца, которого она называет Богом (God от «Годвин»), мир вокруг раскрашивается в яркие краски. Лантимос легко соединяет антураж викторианского Лондона с элементами cтимпанка, а небо то и дело становится словно холстом для очередной картины Эдварда Мунка. Ретрофутуристические Лиссабон, Александрия и Париж, которые посещает Белла с Данканом, показаны в искажающем пространство «рыбьем глазе». Это и не прошлое, и не будущее, а волшебная страна, где трамвайчики могут ползти по небосводу, а фантастические круизные лайнеры пересекают Средиземное море.
Однако Белла не только познаёт свою сексуальность, но и начинает анализировать мир вокруг. Почему-то нельзя говорить людям правду в лицо, раздражающему младенцу не положено отвешивать пощёчину, невкусную еду не принято выплёвывать в тарелку. А ещё свободу Беллы ограничивают властные мужчины. Сначала девушке всё запрещал Годвин, потом Данкан. Да и вообще, никому не нужна субъектность Беллы, все смотрят на неё как на диковинную зверушку, удивительный эксперимент. Тот же Данкан хочет посадить девушку в золотую клетку: удовлетворяй партнёра в постели, не говори глупостей, веди себя прилично, не высказывай своего никому не интересного мнения.
Родившаяся с разумом младенца Белла не понимает, почему должна слушаться всех этих правил и не получать удовольствия от жизни. Она хочет большего.
Танцевать, помогать бедным, сама себя содержать, улучшать положение женщин в обществе. Мужчины в ужасе, не таким они себе представляли уютный патриархальный мир.
Конечно, всех затмевает Стоун, но и на вторых ролях достаточно отличных актёров. Марк Руффало прежде никогда ещё не был настолько смешным. Его Данкан сначала чувствует себя королём мира, а потом теряет от Беллы голову и жалко унижается перед возлюбленной. Маргарет Куэлли играет второй и менее удачный эксперимент Годвина, которому, как и Максу, скучно без мисс Бакстер. Кристофер Эбботт примеряет роль придурковатого генерала-злодея, из-за которого будущая Белла покончила с собой.
«Бедные-несчастные» вызывают множество литературных и киноассоциаций. Это «Кандид» Вольтера, в котором простак обнаруживает все пороки общества. Конечно, нельзя пройти мимо «Франкенштейна», «Алисы в стране чудес» и даже «Волшебника страны Оз». Белла и совершает удивительное путешествие, и открывает в себе новые черты характера. Фантасмагория Лантимоса также похожа на мрачные сказки Тима Бёртона и антиутопии Терри Гиллиама. Однако при столь богатом бэкграунде «Бедные-несчастные», безусловно, являются самостоятельным и оригинальным авторским высказыванием. Все неожиданные придумки дополняют друг друга, а не вступают в конфликт.