Картину режиссёра Шона Бэйкера «Анора», которая вошла в конкурс 77-го Каннского кинофестиваля, ждали с нетерпением. Часть аудитории — из интереса, что нового снял Бэйкер после «Проекта Флорида» и «Красной ракеты». Другая, которая имеет отношение к России, из-за участия в проекте артистов из этой страны — Марка Эйдельштейна, Дарьи Екамасовой, Юры Борисова, Алексея Серебрякова и других — в ролях меньшего калибра. Во время просмотра у автора этих строк сложилось впечатление, что весь зал Дворца фестивалей знал если не сам русский язык, то по крайней мере крепкие выражения — настолько молниеносной была реакция. Но важнее было то, что зал и плакал, и хохотал, что означает — трагикомедия получилась. Тем более что к моменту показа «Аноры» каннская публика, выбирающая конкурсные показы, уже порядком устала от напыщенных фильмов именитых режиссёров-старцев и вычурных экспериментов тех, кто помоложе. Запрос был на понятное кино и чётко рассказанную историю — их и получили.
После премьеры сарафанное радио разнесло по Каннам новость, что картину нужно смотреть обязательно. И уже на показе кинорынка «Марше дю Фильм» очередь на «Анору» превзошла все остальные, растянувшись на три этажа Дворца фестивалей. Что же так привлекло в фильме и почему его не привезут в российские кинотеатры?
Сразу ответ на второй вопрос — Шон Бэйкер продолжает исследовать тему сотрудников порноиндустрии. Фильм «Красная ракета» рассказывал о порноактёре, который вышел в тираж, приехал к бывшей жене и попытался зажить новой жизнью. Кино и печальное, и смешное, и, точно так же как и в «Аноре», где речь о ситуации, в которую попала девушка-эскортница, «интимная тема» — лишь затравка и способ выражения режиссёрской, авторской идеи, но на самом деле разговор о другом.
Как ни парадоксально звучит, но он о семейных ценностях и о том, что одному человеку не позволено использовать другого, даже если он сказочно богат.
Завязка фильма: в ночном клубе знакомятся девушка Эни с узбекскими и русскими корнями и Ваня Захаров — как потом выяснится, единственный сын российского олигарха. Эни играет Майки Мэдисон, молодая актриса, которая уже успела сняться, например, у Квентина Тарантино в фильме «Однажды в... Голливуде». Ваню Захарова играет Марк Эйдельштейн, у которого до сих пор в фильмографии не было такой яркой комедийной роли. Тут Марк предстаёт как балбес и обалдуй, маменько-папенькин сынок. Но Эни пока этого не знает. Юноша, который младше её на два года (ей 23, ему 21), её просто смешит — он очень забавный, к тому же предлагает огромные деньги. И за 15 тысяч долларов Эни соглашается на неделю стать его девушкой. В этом месте в «Аноре» начинают отчётливо звучать нотки фильма «Красотка», но не только они.
Ваня Захаров — это любимый российскими зрителями и читателями Митрофанушка — такой есть и в фильмах «Мажор» и «Холоп», и ещё во множестве картин и книг. «Недоросль» в чистом виде. Работать не хочет, жизнь проматывает. За компьютерными играми проводит всё свободное время. Зрители начинают надеяться, что речь в «Аноре» — о перевоспитании такого типа, но Шон Бэйкер уводит их совсем в другую сторону.
На волне безудержного веселья, подогреваемого горячительными напитками и наркотиками, с друзьями и Эни Ваня Захаров едет в Вегас, где вся компания догулялась до того, что решили — пришла пора жениться. Ваня делает Эни предложение, дарит кольцо с бриллиантом в 4 карата, и они немедленно становятся мужем и женой. По правилам Вегаса это можно.
Зритель с российским менталитетом уже чувствует подвох. Но не Эни, которая, хоть и осторожная, но, как большинство девушек, мечтает выйти замуж и создать семью. Когда после женитьбы она приходит в ночной клуб и сообщает, что увольняется, завистливая конкурентка кричит ей вслед, что даёт её браку неделю, возможно, две.
Конкурентка ошиблась. Не прошло и четырёх дней новоиспечённого брака, как весть о женитьбе Вани докатилась до его родителей — олигарха Николая Захарова (Алексей Серебряков) и его жены Галины Степановны (Дарья Екамасова). И дальше фильм из жанра «молодёжный угар» превращается в криминальную комедию. Жена олигарха из России звонит помощнику-армянину Торосу (Карен Карагулян), сообщает, что они с мужем вылетают, и требует немедленно выяснить, правда ли, что Иван женился на проститутке, и если да, то незамедлительно принять меры. Помощник бежит изо всех ног, но, чтобы успеть, вперёд посылает своего человека Гарника (Ваче Товмасян), а тот, в свою очередь, прихватывает русского гопника, которого играет Юра Борисов.
События в фильме начинают крутиться, как в барабане. Все орут, бегут, дерутся, разбивая всё на своём пути. И у каждого героя своя цель. У Вани — спрятаться от гнева родителей и желательно напиться, чтобы ни за что не отвечать. У армян и гопника — проверить документы, найти сбежавшего Ваню и быстро развести молодых. У олигарха и его жены — исправить ситуацию и провести с сыном воспитательную работу. А Эни, она же Анора, продолжает верить в семью и семейные ценности. Она, как тигрица, цепляется за брак и верит, что удастся сохранить семью. Причём делает это не ради денег. Невероятно смешной и горький момент, когда она начинает орать как ребёнок в тот момент, когда помощники отбирают у неё кольцо.
У девушки теряется смысл жизни, выбивается почва из-под ног, её лишают мечты, будущего — всего, на что она делает ставку в своей жизни.
В этой истории неадекватно ведут себя все. Но то, что кажется экзотикой зрителю иностранному, для российского, к сожалению, зачастую привычные реалии. Зритель не успевает мыслить логически — казалось бы, дело происходит в Америке. Анора могла бы моментально побежать и подать в суд только за то, что к ней прикоснулись без её ведома. Но девушка верит в любовь и семью так сильно, что даже кажется странным для эскортницы. Эни хочет поговорить с Иваном, посмотреть ему в глаза, но они уже прочно залиты алкоголем. Ваня привык себя вести так, как говорит мама...
Галина Степановна в исполнении Дарьи Екамасовой представляет собой тот тип российских женщин, которые не просто могут позволить себе последнюю коллекцию любого иностранного бренда, но крепко держат в кулаках весь мир вокруг: мужа, сына, прислугу... Всё должно быть так, как она того хочет. Любой ценой! «Я разрушу весь твой мир, всё, что тебе дорого», — говорит она Аноре, когда та пытается проявить характер и отказывается поехать разводиться в Вегас, — можно только там, где заключался ранее брак. И Анора вынуждена сделать то, что нужно Галине Степановне.
Алексей Серебряков не впервые играет олигархов. Но тут — такой, которого зрители не видели прежде. Российский мужичок — закомплексованный и затравленный собственной женой, который начинает хохотать как сумасшедший только оттого, что Галине Степановне хоть кто-то попытался возразить и поставил её на место. А Анора сделала это! «Ваш сын так ненавидит вас, что готов из ненависти жениться!» — бросает она в лицо властной мамаше.
Родители возмущены, сын-недоросль боится, помощники тоже в страхе. Анора мечется, как тигрица в клетке. Но лишь один герой остаётся на территории моральных принципов. Это тот самый гопник Игорь, которого играет Юра Борисов. Он видит, как на его глазах разрушают веру девушки в любовь и порядочность, и жалеет её, как умеет такой, как он. Раскурит сигарету, даст шарф, чтобы согреть... Игорь произнесёт сакральные для семьи Захаровых слова: «Мне кажется, что Ваня должен извиниться». По молодости он не знает, что такие, как Захаровы, не извиняются. Они к людям относятся как к мусору. Им все должны по жизни. Но именно то, что Игорь остался нормальным и порядочным, в итоге спасёт Анору. Из криминальной комедии фильм превратится в драму со светлым финалом, Анора успела разглядеть настоящего рыцаря на фоне того, что её принц оказался фейком.
Юра Борисов в фильме «Анора» — герой, о котором мечтают женщины во всем мире. Надёжный и верный защитник. Для поколения постарше он в роли Игоря в «Аноре» напоминает чем-то Алексея Баталова, сыгравшего Гошу в картине «Москва слезам не верит». Кредиты актёра на международном уровне растут от картины к картине на Каннском кинофестивале. Перед этим Борисов представлял в Каннах «Купе номер шесть» Юхо Куосманена. Есть все основания предполагать, что после «Аноры» спрос на и без того востребованного Юру вырастет в разы. Глядя на то, как Борисов играет, напрашивается сравнение с фильмом «Кентавр» Кирилла Кемница, что вышел в прошлом году. Там, напомним, в машину к молчаливому таксисту (Борисов) садится красивая девушка в провокационной одежде (Анастасия Талызина). Вся поездка — это, как выясняется, проверка, и герою Борисова тоже придётся помогать беззащитной красавице.
Если в «Кентавре» в герое Борисова подозревали маньяка, то в «Аноре» Эни заявляет Игорю, что у него глаза насильника. Происходит это во время запоминающейся сцены — разговора по душам, который умеют вести только русские. И то, каким окажется в итоге Игорь, во многом пояснит, почему Шону Бэйкеру в его истории были нужны именно русские артисты. А то, что каст был проведён так, что лучше и не придумаешь, — об этом не раз будут говорить все поклонники этой картины и в Америке, и в России, и в других странах, где покажут кино.