Четвёртый сезон сериала «Убийства в одном здании» в самом разгаре. Детективные истории могут скрасить даже самый унылый осенний вечер. Правда, в XXI веке расследования убийств обычно сопровождаются ироничными эпизодами, ведь в эпоху постмодернизма нельзя быть чересчур серьёзными. А ещё многие сюжеты о преступлениях ограничены одним зданием или яхтой, что только повышает напряжение. Максим Ершов вспоминает 10 любопытных фильмов и сериалов, которые и развеселят, и не дадут расслабиться. Ведь зрителям всё-таки предстоит вычислить убийцу.
«Достать ножи»
Известный 85-летний писатель Харлан Тромби (Кристофер Пламмер) отметил день рождения в кругу близких людей, а на следующее утро после вечеринки его нашли мёртвым в собственной постели. Иронично, что автор детективных романов окончил жизнь как один из своих героев. Аноним привлекает к расследованию известного сыщика Бенуа Бланка (Дэниэл Крэйг), что несколько огорчает родственников жертвы: горюющее семейство уже настроилось делить внушительное наследство. А теперь все, кто был в роковую ночь в особняке, под подозрением. Напарницей Бланка становится сиделка писателя Марта (Ана де Армас), которая физически не переносит ложь.
Райан Джонсон перепридумал основы классического детектива, заложенные ещё в книгах Агаты Кристи. Убийство в замкнутом пространстве с ограниченным числом подозреваемых всегда вызывало интерес, но режиссёр превратил расследование в буффонаду, изобличающую многочисленные пороки богачей. Разумеется, рецепт не имел бы внушительного успеха, если бы Джонсон не позвал в фильм толпу звёзд. Постановщик не боится поместить олдскульного детектива в твидовом пиджаке с французским именем и южным акцентом в современный мир — и ехидно вставляет в повествование шутки про Трампа, интернет-нацистов и оголтелых борцов за справедливость и равные права.
«8 женщин»
1950-е годы. Накануне Рождества во французской провинции происходит убийство: кто-то заколол ножом хозяина дома Марселя. Кроме него, в этом же особняке праздник собирались отмечать семь женщин: жена Габи (Катрин Денёв), её сестра Огюстина (Изабель Юппер) с их матерью (Даниэль Дарьё), дочери Катрин (Людивин Санье) и Сюзон (Виржини Ледуайен), а также две служанки — кухарка Шанель (Фирмин Ришар) и горничная Луиза (Эммануэль Беар). Вскоре на пороге особняка появляется сестра убитого Пьеретта (Фанни Ардан). Все восемь женщин в сборе. Дамы узнают, что неизвестные перерезали телефонные провода и сломали машину. Полицию не вызвать, до ближайшего города не доехать. Остаётся только выяснить, кто же убил единственного мужчину в доме. Это точно одна из женщин.
Франсуа Озон собрал под одной крышей весь цвет французского кино — блистательных актрис разных поколений. У каждой героини с убитым, разумеется, своя история. Автор не просто снимает стилизованный под 1950-е ретродетектив, но и разбавляет интригу музыкальными номерами. По всем канонам мюзикла свои тревоги и мечты дамы выражают в форме песни. Экранизация одноимённой пьесы Робера Тома скрасит любой осенний или зимний вечер — в фильме у героинь за окном не останавливается снегопад, а внутри особняка хоть и произошло убийство, но царят яркие краски и необычный семейный уют.
«Вечеринка на вылет»
Работница архитектурно бюро Жанна (Алис Поль) отправляется в загородный дом короля настольных игр Сезара Дагера (Эдди Митчелл). Экстравагантный бизнесмен хочет кардинально поменять внешний и внутренний облик роскошного особняка, а Жанна, дела у которой идут не лучшим образом, готова ухватиться за любое предложение. После презентации бизнесмен посчитал её идеи вторичными и скучными. Но прямо перед отъездом Жанны кто-то убивает главу семейства. В загородном доме присутствуют только родственники патриарха. Голос в гостиной объявляет всем присутствующим, что им предстоит сыграть в три разных игры. Дойдя до финала, они узнают имя убийцы.
Трудно удержаться и не сравнить «Вечеринку на вылет» француза Николя Плескофа с «Достать ножи» Райана Джонсона. Яркие краски постановщик словно бы позаимствовал у земляка Франсуа Озона. «Вечеринка на вылет» — пародия на классические детективы, а градус абсурда на экране повышается с каждой минутой. Расследование убийства — уже квест, а тут поиски преступника ещё сопровождаются прохождением испытаний. Стоит кому-то из участников выдвинуть обвинение и не угадать виновника, как его устраняют. Детективный фарс развивается настолько стремительно, что заскучать невозможно.
«Убийство на яхте»
За 15 лет брака полицейский Ник (Адам Сэндлер) и парикмахерша Одри (Дженнифер Энистон) Спиц порядком подустали друг от друга, да и отпуска у пары не было преступно давно. Семейство всё-таки выбирается на летний отдых в Европу. В самолёте Одри знакомится с английским аристократом, виконтом Чарльзом Кавендишем (Люк Эванс), который приглашает американцев в круиз на шикарной яхте. Вечером дядя Кэвендиша и владелец яхты миллиардер Малкольм Куинс (Теренс Стэмп) говорит родственникам, что собирается переписать завещание и оставить их всех с носом. На судне гаснет свет, а пожилого богача находят с кинжалом в спине.
«Убийство на яхте» стало большим хитом Netflix, а потому получило продолжение «Убийство в Париже». В фильме с Сэндлером и Энистон расследование становится поводом для парада шуток. Поскольку Ник работает в полиции Нью-Йорка, его тут же назначают сыщиком. Вместе с супругой он устраивает допросы забавных гостей яхты, выясняет возможные мотивы и выискивает улики. Поскольку квалификация у Спица низкая, один ляп следует за другим. Серьёзно к «Убийству на яхте» точно относиться не стоит. Авторы посмеиваются над жанровыми традициями и спускают все правила в унитаз.
«Убийства в одном здании»
В элитном многоквартирном жилом комплексе «Аркония» на Манхэттене в основном живёт нью-йоркская богема. Однажды в здании происходит убийство инвестиционного банкира Тима Коно (Джулиан Кихи). Пожилой актёр, бывшая звезда полицейского сериала «Браззос» Чарльз-Хейден Сэвидж (Стив Мартин), бродвейский режиссёр на закате карьеры Оливер Патнэм (Мартин Шорт) и молодая художница Мэйбл Мора (Селена Гомес) случайно выясняют, что все трое обожают тру-крайм, — и запускают собственный подкаст «Убийства в одном здании». Темой эпизодов становится тайна убийства в стенах «Арконии».
В каждом сезоне у сыщиков-любителей находится работа. В «Арконии» регулярно происходят преступления, а криминальный подкаст становится всё более популярным. «Убийства в одном здании» стали неожиданным хитом за счёт авантюрных приключений харизматичной троицы, достойного юмора и обилия звёзд в кадре. Сериал уже продлён на пятый сезон, хотя четвёртый не успел подойти к концу. Но не стоит думать, что в шоу нет места драме. Создатели постепенно раскрывают травмы центральных персонажей: Оливер почти не общается с сыном и терпит неудачи в карьере, Мэйбл так и не оправилась от кончины нескольких близких людей, а Чарльз тотально одинок. Но на первом плане всё-таки расследования и шутки.
О лучших эпизодах сериала читайте в нашем материале.
«Тайна Сен-Тропе»
1970 год, курортный городок Сен-Тропе. На роскошной вилле в компании состоятельных друзей отдыхают барон Клод Траншан (Бенуа Пульворд) и его жена Элиана (Вирджини Хок). Однажды приятель Жак (Николя Бриансон) одалживает у супруги барона кабриолет и попадает в аварию из-за неисправности тормозов. Водитель чудом остался жив, но очевидно, что кто-то хотел убить Элиану. Барон — человек известный и со связями. Шефу полиции Лефранку (Жерар Депардье) поступает звонок от высших лиц Франции, но, поскольку все лучшие следователи в отпусках, в Сен-Тропе приходится отправить детектива-недотёпу Жана Булена (Кристиан Клавье). Возможно, допустив массу ошибок, он доберётся до правды.
Режиссёр Николя Бенаму снял классическую для Франции комедию положений, но в ретросеттинге и с шуточным расследованием в центре сюжета. Булен постоянно выдвигает безумные теории, не даёт покоя барону и его гостям, да и в целом не умеет себя вести в приличном обществе. К финалу сыщик заводит дружбу с бароном, так что получается даже бадди-муви. Возможно, Булена и Траншана сблизило совместное падение в канализационный люк. «Тайна Сен-Тропе» призвана веселить и неплохо справляется со своей задачей.
«Достать ножи: Стеклянная луковица»
В пандемийный 2020 год, когда большинство людей сидит на карантине, учёный Лайонел (Лесли Одом — младший), бывшая супермодель Бёрди (Кейт Хадсон) и её ассистентка Пег (Джессика Хенвик), популярный стример Дьюк (Дэйв Батиста) и его подружка Виски (Мэдлин Клайн), а также кандидат на пост губернатора Коннектикута Клэр (Кэтрин Хан) получают приглашение на частный греческий остров от эксцентричного миллиардера и основателя успешной хайтек-компании Майлза Брона (Эдвард Нортон). На этот раз гостями вечера также становятся сыщик Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг) и давно рассорившаяся с Броном его бывшая бизнес-партнёрша Энди (Жанель Моне). Один из гостей выпивает из стакана Майлза и умирает. Хорошо, что рядом есть месье Бланк.
Вторая часть «Достать ножи» вышла сразу на Netflix и, хотя не отличается новизной идеи и воплощения, всё равно стала хитом. Детище Райана Джонсона превратилось в франшизу, на которую стриминг делает большие ставки. Триквел выйдет в следующем году. Поклонников оригинального фильма «Стеклянная луковица» едва ли разочарует: все злодеи будут наказаны, тайное станет явным, а Бенуа Бланк артистично всё объяснит. Джонсон ещё острее критикует богачей, а особенно достаётся технологическим мессиям, которые стремятся изменить будущее. Режиссёру хочется показать срез общества, который по каким-то неясным причинам задаёт в мире тренды. Убийца и его мотивы чуть менее важны.
«Бортпроводница»
Кэсси Боуден (Кейли Куоко) работает стюардессой, летает по всему миру, много пьёт, веселится и спит со всеми понравившимися ей парнями. В Бангкоке ей приглянулся Алекс (Михиль Хаусман). Утром рядом с девушкой лежал уже труп: кто-то ночью непоправимо перерезал красавчику горло. Бортпроводница по доброй традиции напилась в стельку и решительно ничего не помнит. Но она уверена, что, если просто позвонит в полицию, в её невиновность никто в жизни не поверит. Кэсси сбегает и срочно улетает домой. В Нью-Йорке её, как и других членов рейса, на котором летел Алекс, допрашивают спецагенты. Стюардесса начинает своё расследование, а параллельно вспоминает непростое детство. Крепкий алкоголь она начала употреблять уже в 10.
«Бортпроводница» — экранизация одноимённого бестселлера Криса Бохджаляна. Первое, что бросается в глаза, — конечно же, исполнительница главной роли. Батюшки, да это же Пенни из «Теории большого взрыва». Немного отдохнув от двух соседей-физиков, она стала стюардессой. Шоу представляет собой коктейль из жанров. Тут и шпионский детектив с какими-то непонятными мутками убитого (немножко в духе «Убивая Еву», ещё и саундтрек похожий), и ромком (девушка постоянно общается с Алексом и всё больше проникается к нему какими-то странными чувствами), и драматические воспоминания об отце, и не всегда приятные встречи со старшим братом, и чёрная комедия о вреде алкоголизма (даже в трезвом виде Кэсси постоянно что-то роняет, забывает или теряет). Не все жанры одинаково удачны, но совсем провальных нет.
«1703»
Юный и неопытный Вадик (Кузьма Сапрыкин) только что закончил Академию МВД и переехал из Москвы в Петербург. В городе на Неве молодого человека ждёт невеста Маша (Софья Лебедева). В напарники Вадику ставят служащего уже 22 года капитана Гошу (Гоша Куценко). Опытный опер не пьёт уже несколько месяцев, а потому настроение у него резко ухудшилось. В машине Гоши по кругу играют десять хитов Татьяны Булановой. Первым делом новообразованного тандема становится исчезновение трупа вебкам-модели Жанны из морга. Кому вообще может понадобиться человеческое тело и зачем? Напарников ждут невероятные приключения на улицах ночного и потустороннего Петербурга. Этот город не всем по зубам.
Само расследование — поиски исчезнувшего трупа — сразу же задаёт высокий градус безумия всему сериалу. Среди рабочих версий: вмешательство масонов, сатанистов, каннибалов и не только. В «1703» невозможно предсказать, куда дело заведёт полицейских, а реальность и сюрреалистические видения тесно переплетены. Сериал мотает из стороны в сторону, а отношения двух центральных персонажей подавляют детективную интригу, но это всё равно неординарный отечественный проект. Аналогов сходу и не припомнить.
«Женщина в доме напротив девушки в окне»
Анна (Кристен Белл) тяжело переживает смерть дочери. К тому же после трагедии от скорбящей матери ушёл муж. Анна сидит дома с бокалом вина и упаковкой антидепрессантов в руках, а потому часто погружается в мир фантазий, где её семья не распалась и вполне счастлива. Однажды в доме через дорогу появляются новые жильцы — отец-одиночка Нил (и по совместительству неотразимый красавец Том Райли) и его дочь Элизабет (Эппи Прэт), тоже столкнувшиеся с потерей родственницы. Через пару дней Анна видит в окне, как в соседнем здании убивают женщину. Поскольку скорбящую мать с проблемами с алкоголем все вокруг считают сумасшедшей, ей никто не верит.
В 2021 году на Netflix вышел не слишком удачный триллер с Эми Адамс «Женщина в окне». В 2022-м на том же стриминге появился сериал «Женщина в доме напротив девушки в окне», который посмеивается и над «Женщиной в окне», и над «Девушкой в поезде» с Эмили Блант, и даже над хичкоковским «Окном во двор». Сценарий шоу написала Рэйчел Рамрас, которая прежде работала над «Робоцыпом». Проект высмеивает все штампы кино о случайных свидетелях преступлений, которые мнят себя великими следователями. Все привычные элементы жанра здесь гипертрофированы. Например, Анна падает в обморок при виде дождя, поскольку страдает омброфобией. «Женщина в доме напротив девушки в окне» точно порадует аудиторию, уставшую от простейших детективов со всеми известными тропами.