Возрождение классики: лучшие и худшие ремейки мультфильмов Disney

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

мулан
Промо фильма «Мулан»/MEOKCA x Poster Posse/Disney

Игровые ремейки классических мультфильмов Disney — вещь спорная и вызывающая жаркие дискуссии. Студия, которая бесконечно использует ностальгию по собственному наследию, преследуя чисто коммерческие цели, часто выпускает копии оригинальных шедевров, лишённые свежего взгляда на знакомые всем истории. Однако даже среди многочисленных бездушных двойников затерялись интересные картины, предлагающие критическое переосмысление классики. В мировой прокат выходит ремейк «Русалочки», который неоднозначно оценили критики. Тем не менее многие из них хвалят звезду фильма Холли Бэйли. В честь премьеры рассказываем о вполне удачных и провальных ремейках мультфильмов Disney.

«Книга джунглей», реж. Джон Фавро, 2016

книга джунглей
Кадр из фильма «Книга джунглей», реж. Джон Фавро, 2016/Disney

Неожиданно, но «Книга джунглей» Джона Фавро, ремейк анимационного фильма 1967 года, сумела угодить как критикам, так и простым зрителям. Главное, за что стоит похвалить фильм 2016 года, — это персонажи-животные. В «Книге джунглей» у них нет жуткой артикуляции, как у героев «Короля Льва», а их движения не скованны. При этом критики отмечали и качественную озвучку животных — голоса под персонажей были подобраны очень точно, в том числе и в русском дубляже. Каждый зверь, обитающий в джунглях, будь то медведь или пантера, удивляет своими живыми повадками, осмысленным, чуть ли не человеческим взглядом, а детально проработанные характеры друзей и врагов Маугли заслуживают оваций. Учитывая, что в фильме всё — компьютерная графика, кроме самого мальчика, история получилась «настоящей» и динамичной — ремейк даже получил премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. В своей картине Джон Фавро также больше обращается в оригинальному тексту Редьярда Киплинга, нежели к мультфильму 1967 года. «Книга джунглей» — ремейк, раскрывающий идеи, заложенные писателем, и снятый с большим уважением к классике.


«Малефисента», реж. Роберт Стромберг, 2014

малефисента
Кадр из фильма «Малефисента», реж. Роберт Стромберг, 2014/Disney

«Малефисента» режиссёра Роберта Стромберга стала по-настоящему революционным переосмыслением классического мультфильма «Спящая красавица» 1959 года. Дело в том, что диснеевские злодейки раньше были лишены глубины. Да, они, безусловно, обладали харизмой, но мотивации для перехода на тёмную сторону у них либо не было вовсе, либо она носила сомнительный характер: та же волшебница Малефисента, обидевшись на то, что её забыли пригласить на праздник по случаю появления Авроры на свет, со злости прокляла маленькую принцессу, предрекая той «вечный сон» от укола веретеном. В картине 2014 года, которую нельзя назвать полноценным ремейком, повествование ведётся от лица рогатой колдуньи в исполнении Анджелины Джоли, и она преподносит классическую сказку под совершенно другим углом. В ней романтическая любовь не обладает такой мощной силой, как материнская, и не способна разрушить чары. В своём фильме Стромберг вообще отказался от возведения любовных чувств в культ. Режиссёр, наоборот, показал, чем опасна романтизация принцев и королей: правитель страны и по совместительству главный антагонист Стефан отнимает у Малефисенты её крылья, и это не что иное, как завуалированная метафора сексуализированного насилия. Несмотря на то что в ремейке 2014 года чересчур эффектная компьютерная графика периодически заставляет зрителя забыть о важных идеях фильма, Стромбергу всё же удаётся создать крепкую историю о психологической травме и трудностях материнства, которая будет понятна детям и при этом не разочарует взрослых, благодаря попытке увидеть в колдунье нечто большее, чем абсолютное зло.


«Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи, 2021

круэлла
Кадр из фильма «Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи, 2021/Disney

«Круэлла» Крэйга Гиллеспи, номинированная на премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов, опять же не полноценный ремейк, как и фильм «101 далматинец» с Гленн Клоуз, который является адаптацией сказочного романа писательницы Доди Смит. Однако это кино переосмысляет образ главной злодейки из классического мультфильма 1961 года. В последнем фильме нам предлагают познакомиться с предысторией Круэллы ДеВиль, которая оказалась сложной и трагичной. Если в картине с Гленн Клоуз озлобленность и жестокость антагонистки тесно связаны с тем, что она полностью посвятила себя карьере, что, конечно, говорит о сексизме со стороны режиссёра Стивена Херека, то в фильме Гиллеспи дизайнерский бунт героини можно соотнести с дерзким вызовом светскому обществу, тонущему в скуке и однообразии. Панковская эстетика 1970-х становится обрамлением для громкой и стильной истории о борьбе за модельерский трон между Баронессой (Эмма Томпсон) и Круэллой (Эмма Стоун). «Круэлла», конечно, не столь сильна в плане сценария, а некоторые линии в ней и вовсе кажутся недописанными, но картину однозначно стоит похвалить за изображение двух женщин, которые отстояли право быть собой. При этом режиссёр не пытается объяснить отрицательные качества Круэллы и Баронессы, да и судить их тоже не предлагает. Хулиганский фильм Гиллеспи, вдохнувший новую жизнь в нафталиновый мир Disney, держится на неиссякаемом злодейском обаянии, а как к этому относиться — решайте сами.


«Золушка», реж. Кеннет Брана, 2015

золушка
Кадр из фильма «Золушка», реж. Кеннет Брана, 2015/Disney

«Золушка» Кеннета Браны — ремейк классического диснеевского мультфильма 1950 года, в котором нет ничего лишнего. Режиссёр не стремился радикально, но поверхностно переосмыслить сказку, лишь бы соответствовать духу времени или же поразить зрителя яркими спецэффектами. Тем не менее в своём фильме Брана решил лучше раскрыть некоторых героев. Так, властная мачеха, поклонница моды начала XX века, которую великолепно сыграла Кейт Бланшетт, — не исчадие ада, а женщина, которой довольно непросто пришлось после смерти первого мужа, не оставившего ей с дочерьми ни гроша. У Золушки в трогательном исполнении Лили Джеймс, которую в фильме зовут Эллой, свои собственные принципы, от которых она не готова отступиться. Брана также провёл необходимую параллель между безграничной добротой героини и её счастливым детством. От каноничных героев немного отличаются решительный принц и Фея-Крёстная, которую сыграла Хелена Бонэм Картер. Героиня, облачённая в серебристое платье, моложе своей предшественницы из оригинального мультфильма. Она довольно отвязно шутит да и в целом неожиданно относится к магии как к развлечению. Добавление отсылок к прошлому мачехи и Эллы, детально продуманные костюмы, подчёркивающие характеры героинь, и трепетное мелодраматичное настроение позволили «Золушке» Кеннета Браны стать одним из лучших ремейков анимационного фильма 1950 года.


«Аладдин», реж. Гай Ричи, 2019

аладдин
Кадр из фильма «Аладдин», реж. Гай Ричи, 2019/Disney

От легенды криминального кино и настоящего джентльмена Гая Ричи можно было ожидать чего угодно — хулиганского переосмысления истории базарного воришки, действие которого развернулось бы в наши дни, или сольной картины про становление коварного Джафара, но только не стандартного live-action-ремейка классического мультфильма 1992 года. От узнаваемого стиля британского режиссёра в картине нет ничего — ни бандитских разборок, ни жёсткого экшена. Фильм 2019 года просто покадрово повторяет знаменитого «Аладдина», и, несмотря на завораживающие полёты на ковре, очарование арабской ночи, обаяние Уилла Смита, воплотившего Джинни, и любимые с детства композиции, это кино не имеет ничего общего с творчеством Ричи. И всё-таки «Аладдин» — качественно сделанный и очень красивый ремейк, который не только хорошо показал себя в мировом прокате, но и привнёс в историю принцессы Жасмин больше эмансипации — в картине 2019 года девушка не только идёт наперекор отцу и отказывается выходить замуж по расчёту, но и высказывает желание управлять государством наравне с мужчинами.


«Король Лев», реж. Джон Фавро, 2019

король лев
Кадр из фильма «Король Лев», реж. Джон Фавро, 2019/Disney

В своём невероятно красивом «Короле Льве», номинированном на премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, Джон Фавро опять же не изобретает велосипед, а просто детально пересказывает историю, которая многих травмировала в детстве. От мультфильма 1994 года в ремейке есть буквально всё, за исключением души. Животные, невпопад раскрывающие рты и лишённые каких-либо эмоций, не дают сопереживать себе в самых тяжёлых сценах и даже не вызывают улыбку, когда начинают петь. Режиссёру не удалось найти необходимый баланс между сказкой и реалистичностью мира животных. Звери, часто проявляющие агрессию, которую невозможно было представить в классическом мультфильме, далеки от дружелюбных созданий из оригинала, поэтому проникнуться к ним той же симпатией сложно. Новому «Королю Льву» можно было бы простить всё из-за ностальгического саундтрека и невероятных пейзажей саванны, но, увы, ремейк утонул в своей вторичности и пресности.


«Красавица и чудовище», реж. Билл Кондон, 2017

красавица и чудовище
Кадр из фильма «Красавица и чудовище», реж. Билл Кондон, 2017/Disney

Игровой ремейк знаменитого анимационного мультфильма 1991 года не принёс абсолютно ничего нового в историю о Белль, полюбившей принца, превращённого мстительной колдуньей в чудовище. Картина Билла Кондона, почти покадрово цитирующая оригинал, благодаря своей пышности и театральности больше напоминает масштабный спектакль или бродвейский мюзикл, нежели разворачивающуюся на ваших глазах сказку. Возведённые в абсолют великолепные костюмы, декорации и завораживающие своим «богатством» спецэффекты убили ту самую ностальгию по классическому анимационному шедевру. Картина Кондона, которую режиссёр всё же попытался усложнить некоторыми драматическими поворотами, быстро наскучивает своей помпезностью, от тяжести которой, увы, не спасает даже идеальная Белль в исполнении Эммы Уотсон. Актриса в фильме отчасти играет саму себя, ведь её героиня тоже борется с установками, навязанными женщинам обществом. В ремейке Белль, как и в мультфильме 1991 года, не стремится выходить замуж, потому что «так надо», мечтает увидеть мир и почти всё время уделяет самообразованию, а не своей внешности ради того, чтобы понравиться Гастону. Здорово, что героиня оказалась близка по духу Эмме Уотсон, которая прекрасно воплотила на экране смелую и мудрую девушку. Но магии актрисы, как и очарования знакомых песен, оказалось недостаточно, чтобы полюбить этот бездушный, хоть и совершенный с технической точки зрения карнавал.


«Алиса в Стране чудес», реж. Тим Бёртон, 2010

алиса в стране чудес
Кадр из фильма «Алиса в стране чудес», реж. Тим Бёртон, 2010/Disney

«Алису в Стране чудес» Тима Бёртона, ремейк одноимённого диснеевского мультфильма 1951 года, в котором нашлось место эпизодам из двух произведений Льюиса Кэрролла, в 2010 году многие смотрели в 3D, благодаря чему впечатление от картины было несколько искажённым. Одно дело — наслаждаться визуальной многогранностью сказочного мира, созданного режиссёром, любоваться очешуительным Чеширским котом, ловить руками летящих на тебя причудливых бабочек, расти и уменьшаться вместе с героиней и вообще мало думать о сюжете, другое — пытаться разобраться во всех морализаторских посылах, которые тут совершенно не к месту, и тщетно выстраивать логическую цепочку из часто не связанных между собой сцен. Главная беда ремейка заключается в том, что Тим Бёртон решил объяснить тонкое политическое устройство абсурдной и лишённой здравого смысла вселенной, придуманной Кэрроллом. Похвально, что Алиса в фильме всегда действует решительно, уверенно размахивает мечом и свергает кровавый режим Красной королевы, но её приключения получились чрезмерно рациональными, в отличие от происходящего в классическом мультфильме. Безумие оригинального произведения отразилось разве что в колоритном образе Шляпника, которого сыграл Джонни Депп. Тем не менее «Алиса в Стране чудес» запоминается своей мрачной и местами готической атмосферой, которая произведению Кэрролла очень даже к лицу.


«Питер Пэн и Венди», реж. Дэвид Лоури, 2023

питер пэн и венди
Кадр из фильма «Питер Пэн и Венди», реж. Дэвид Лоури, 2023/Disney+

Когда стало известно, что над ремейком классического мультфильма «Питер Пэн» работает Дэвид Лоури, снявший фэнтезийного «Зелёного рыцаря» для студии А24, на новую картину о мальчике, который не хотел взрослеть, были возложены определённые надежды, но, увы, ни одна из них не оправдалась. Кино, в основу которого легли оригинальное произведение Джеймса Барри и анимационный фильм 1953 года, получилось сырым и разрозненным. «Питеру Пэну и Венди» досталась лишь канва от знакомой с детства истории. В остальном же авторы картины так и не смогли решить, о чём будет их творение: зрителя с линии обиженного на предводителя пропащих мальчишек (и девчонок) капитана Крюка (Джуд Лоу) постоянно переключают на посредственные приключения отпрысков Дарлингов в Нетландии, и тот просто не успевает ни проникнуться личной драмой пирата, ни насладиться видами волшебного острова. Сбивчивое повествование и стремительное погружение в гущу событий отнимают магию у ремейка Дэвида Лоури. Несмотря на то что в фильме нет дискриминации племени алгонкинов, как в оригинальном мультфильме, Тигровая Лилия больше не «дева в беде», а дружеские отношения Питера и Венди не романтизируют, картина всё равно проигрывает в других аспектах. Фее Динь-Динь, которая в мультфильме 1953 года была ревнивой и мстительной, в ремейке уделено непростительно мало внимания, а крокодил Тик-Так, настоящая головная боль Крюка в оригинальной картине, даёт о себе знать лишь в одной сцене. Красивый, но нескладный «Питер Пэн и Венди» по ходу повествования рассыпается на части и лишь вызывает желание пересмотреть куда более волшебную экранизацию 2003 года.


«Мулан», реж. Ники Каро, 2020

мулан
Кадр из фильма «Мулан», реж. Ники Каро, 2020/Disney

Классический диснеевский мультфильм «Мулан», вышедший в 1998 году, нашёл поклонников по всему миру, но только не среди китайцев. Они сочли историю про девушку-воина, которая в итоге ставит свои собственные интересы выше государственных, оскорбительной, а дракончика Мушу — карикатурой на священное животное из китайской мифологии. Поэтому новый фильм Disney, в основу которого легла легенда о Хуа Мулань, обещал быть более традиционным и уважительным, но что-то пошло не так. Неискренняя попытка загладить вину перед китайской аудиторией с расчётом на коммерческий успех фильма в стране неожиданно обернулась посредственным ремейком, перегруженным магией и акцентирующим внимание на тяжеловесной истории об избранной девушке, обладающей таинственной силой воина (кажется, где-то мы это уже видели). Романтическая линия и дракон в картине отсутствуют. «Мулан» 2020 года, в которой ругают патриархат и говорят о женской независимости, но потом обращаются к коммунистической идее о коллективизме, сбивает с толку своим идеологическим диссонансом и неприкрытым стремлением понравиться сразу всем. Увы, даже китайская аудитория приняла ремейк довольно прохладно.


«Дамбо», реж. Тим Бёртон, 2019

дамбо
Кадр из фильма «Дамбо», реж. Тим Бёртон, 2019/Disney

«Дамбо» — провальный фильм Тима Бёртона, в основу которого лёг одноимённый мультфильм 1941 года про летающего слонёнка. Если заранее не знать, что этот live-action-ремейк снял именитый мрачный сказочник, то можно предположить, что режиссёром картины был куда менее выдающийся кинематографист. Как и в случае с «Аладдином» Ричи, авторский почерк Бёртона в «Дамбо» считать практически невозможно, разве что в печальном взгляде слонёнка с большими ушами, который чувствует себя изгоем, или грустных историях артистов цирка, тщетно пытающихся найти своё место в мире. Невзирая на мрачный психологизм, социальные подтексты и беспросветный реализм, которого совершенно не ждёшь от диснеевской сказки, ремейк вышел громоздким и запутавшимся в собственных идеях. Благодаря своему назидательному тону и ужасам, свидетелем которых становится слонёнок, фильм напрочь отобьёт желание отправиться в цирк или в зоопарк даже у взрослых зрителей, но это никак не оправдывает существование «Дамбо» Бёртона. Эта картина — ещё одна неудачная попытка Disney заработать на ностальгии по своему наследию с помощью привлечения культового режиссёра к работе над ремейком.


«Пиноккио», реж. Роберт Земекис, 2022

пиноккио
Кадр из фильма «Пиноккио» реж. Роберт Земекис, 2022/Disney

Роберт Земекис, который подарил нам такие шедевры, как «Назад в будущее», «Смерть ей к лицу» и «Форрест Гамп», снял абсолютно безжизненный и дотошный пересказ мультфильма 1940 года. Его «Пиноккио» получил «Золотую малину» в категории «Худший сиквел, ремейк или плагиат», и сказать о нём особо нечего. В фильме Земекис детально воспроизводит моменты из анимационной классики Disney и даже не меняет диалоги — герои слово в слово повторяют то, что уже было сказано в мультфильме, который он попросту копирует. Для кого был снят ремейк «Пиноккио» — загадка. Режиссёр и не переосмысляет сказку, помещая её в исторический контекст, как это успешно делает Гильермо дель Торо, и даже не ищет в ней глубокие философские размышления о жизни и смерти. Земекис просто решил, что все главные герои классического мультфильма, за исключением людей, получат красивые 3D-модели, а Голубая фея будет выглядеть иначе. Но ни симпатичных игрушечных персонажей, ни нового взгляда на самого могущественного персонажа сказки не достаточно, чтобы полюбить этот бездарный ремейк.

Читайте также
10 фильмов о вымышленных приключениях реальных исторических личностей
Вампиры, клоны Гитлера, космонавты сталинской эры и Элвис против древнего зла.
Куда уходит детство: новые российские фильмы и сериалы о взрослении
Мещанинова, Коваленко и Юрьев — все они снимали о переходном возрасте.
Хоррор-терапия: фильмы ужасов про психологические травмы
Мария Ракитина про работы Ари Астера, Дэвида Кроненберга и Фрэнсиса Форда Копполы.
Сериалы апреля-23: гид Татьяны Алёшичевой
Главные сериалы апреля.
10 российских картин 45-го Московского кинофестиваля (часть 2)
Сусанна Альперина («Российская газета» специально для КИНОТВ).
10 российских картин 45-го Московского кинофестиваля
Сусанна Альперина («Российская газета» специально для КИНОТВ).
Также рекомендуем
Максим Ершов разбирается, почему сегодня взят курс на оправдание антагонистов.
5 книг о кино, сериалах, вышедших в июле в России и за рубежом.
В российском прокате новый и, наверное, самый амбициозный ребут классического мультфильма от Disney ...
Максим Ершов разбирается, почему сегодня взят курс на оправдание антагонистов.
5 книг о кино, сериалах, вышедших в июле в России и за рубежом.
В российском прокате новый и, наверное, самый амбициозный ребут классического мультфильма от Disney ...

Последние новости

Евро-2024 в России покажут «Матч ТВ» и Okko
Чемпионат Европы пройдёт в Германии.
В иной оптике: фильмы об американцах и европейцах в Азии
Вспоминаем фильмы, в которых жители Запада оказываются на таинственном Востоке.
Появился первый взгляд на драму «Это не я»
Премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале.
00:00