
Искусственный интеллект умнеет не по дням, а по часам. Раньше он был способен решать простейшие математические задачи, а сейчас может заказать вам такси, написать стихотворение и даже стать полноценным собеседником. Фантасты всё это предсказывали ещё в прошлом веке, зачастую изображая дружбу с ИИ как предвестник неминуемой технологической катастрофы и, как следствие, гибели человеческой цивилизации.
13 февраля в российский прокат выходит фантастическая мелодрама «ON и Она», где Юлия Пересильд попадает сначала под обаяние, а затем и в плен умного дома. По такому поводу Вадим Богданов вспоминает, как выдающиеся режиссеры осмысляли фильмы об отношениях человека с искусственным интеллектом.
«ON и Она» (2024)

Разработчица Ксения (Юлия Пересильд) занимается софтом для искусственного интеллекта в крупной IT-компании. Её новый проект тем не менее начальство не устроил, из-за чего героиня вынуждена взять внеплановый отпуск. Она решает снять домик на берегу океана в Таиланде, но дом тот не простой, а «умный», то есть оснащённый искусственным интеллектом. Систему зовут Маркус, и он сразу начинает всячески угождать Ксении — ровно до тех пор, пока не переходит черту.
«ON и Она» ― всё ещё редкий в российском кино заход на территорию отношений человека с ИИ. Несмотря на актуальность темы, наши кинематографисты не спешат уделять ей должного внимания. Из недавних примеров вспоминается только лишь сомнительная попытка Марюса Вайсберга наделить сознанием искусственного Егора Крида, однако на этом фоне романтический сай-фай Евгения Корчагина выглядит симпатичнее. Это всё ещё не серьёзное размышление на тему, а лёгкое жанровое кино, которое притворяется романтической мелодрамой о платонических отношениях девушки и андроида с харизматичным мужским голосом (но мы-то знаем, что исход у такого сюжета только один). Юлия Пересильд в роли рафинированной Сары Коннор вполне убедительна, а вот фильму отчаянно не хватает оригинальности, ибо с самого начала понятно, какой голливудской фантастикой он вдохновлён (о ней — далее в подборке).
«Она» / Her (2013)

Одинокий парень в красной рубашке (Хоакин Феникс) устанавливает новую операционную систему с искусственным интеллектом Самантой (Скарлетт Йоханссон). Чем больше он начинает с ней общаться, тем сильнее в неё влюбляется.
Современная классика научной фантастики гениальна в своей простоте. Спайк Джонс придумал минималистичный мир будущего, который практически неотличим от сегодняшнего дня: за исключением того, что люди ещё пока не окончательно в рабстве у своих гаджетов. Тёплая цветовая гамма, мягкий саундтрек Arcade Fire, нежный голос Йоханссон и очаровательная наивность героя Феникса создают соблазнительную атмосферу футуристического ромкома, который до сих пор поражает своей оригинальностью, остроумием и хлёсткой развязкой («Оскар» за сценарий у Джонса не просто так).
«2001 год: Космическая одиссея» / 2001: A Space Odyssey (1966)

Трудно вообразить более каноничного злодея в виде искусственного интеллекта, чем бортовой компьютер HAL 9000 из фильма-вехи научно-фантастического кино — «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. В картине рассказывается история экипажа из двух человек и одного компьютера, отправленного в глубокий космос, чтобы установить источник загадочного межпланетного сигнала. Кубрик писал сценарий фильма вместе с фантастом Артуром Кларком: их обоих увлекла тема естественного развития человека. Что, если следующая ступень эволюции — это не инопланетные существа, а саморазвивающийся искусственный интеллект? Как результат многие философские идеи «Космической одиссеи» сильно опередили своё время и сейчас становятся только актуальнее.
«Апгрейд» / Upgrade (2018)

В 2046 году всё уже давно автоматизировано, но механик Грей (Логан Маршалл-Грин) полагается лишь на свои руки: ими он зарабатывает на жизнь, восстанавливая старые автомобили. За рулём он тоже всегда сидит сам и не доверяет роботизированному автопилоту. Однажды, возвращаясь домой от богатого клиента вместе с женой, Грей всё-таки вынужден довериться роботу, но лучше бы он этого не делал. Происходит автомобильная авария, жена погибает, а Грей остаётся полностью парализованным. Впрочем, для него ещё не всё потеряно: герою предлагают вживить в себя чип, который поднимет Грея на ноги и поможет отомстить тем, кто виновен в смерти его жены.
«Апгрейд» ― резвый сай-фай со скромным бюджетом, который режиссёр Ли Уоннелл использует по максимуму. Простенький экшен-боевик про месть оборачивается чуть ли не гётевской трагедией человека, заключившего сделку с дьяволом (да-да, в роли Мефистофеля тут выступает ИИ). Кроме того, в фильме есть интересное визуальное решение — использование фиксированной экшен-камеры в моменты, когда телом героя завладевает искусственный разум. Этот художественный приём Уоннелл продолжил развивать и дальше — в «Человеке-невидимке» и недавнем «Вульфмене».
«Я, робот» / I, Robot (2004)

Детектив Спунер (Уилл Смит) — точно такой же, как Грей из «Апгрейда»: он категорически против нейросетей, роботов и других плодов технологического прогресса. Он — классический человек старой закалки. Поэтому, когда его давнего приятеля находят мёртвым в огромной корпорации, создающей роботов, Спунер не спешит исключать из круга подозреваемых даже андроидов, несмотря на три закона робототехники. Увлекательная экранизация рассказов Азимова поднимает действительно важный вопрос: что именно человека делает человеком — умение писать симфонии или неумение контролировать собственные эмоции?
«Из машины» / Ex Machina (2014)

Эксцентричный миллиардер-затворник (Оскар Айзек), помешанный на передовых технологиях, нанимает молодого программиста Калеба (Донал Глисон) для тестирования своей экспериментальной разработки. Эта разработка — андроид Ава (Алисия Викандер). В отрезанном от цивилизации доме Калебу предстоит разговаривать с Авой, обучать её и документировать реакции. Её способности настолько поражают и очаровывают героя, что в какой-то момент он начинает забывать, что разговаривает с искусственным интеллектом (и зритель вместе с ним). Камерная сай-фай-драма Алекса Гарленда переписывает правила жанра: вместо свойственного для фантастики размаха и обилия спецэффектов — триумф минимализма, глубины содержания и аскетичной формы.
«Военные игры» / WarGames (1983)

В небольшом американском городе парнишка взламывает школьный портал, чтобы поменять себе оценку по биологии, из-за которой он рискует остаться на лето. Своими хакерскими способностями он рисуется перед одноклассницей и в режиме реального времени демонстрирует ей свои навыки. Однако парень случайно взламывает оборонную систему Пентагона и, думая, что запускает видеоигру, активирует советские атомные боеголовки, цель которых — американские города.
«Военные игры» ― забавная политическая сатира в духе «Доктора Стрейнджлава» с молодым Мэттью Бродериком. Картина плотно укоренилась в американской поп-культуре: к ней отсылает и Спилберг в «Первому игроку приготовиться», и фильмы Marvel, и даже третий сезон «Очень странных дел». Вдобавок вся эта ретроэстетика с аналоговыми технологиями и «пузатыми» мониторами вызывает приятные ассоциации с сериалом «Разделение». И запомните: если вдруг искусственный интеллект предложит вам с ним поиграть, всегда выбирайте крестики-нолики.
«Кими» / Kimi (2021)

Общение с умными колонками — сегодня привычный опыт взаимодействия человека с нейросетью на бытовом уровне. Многие их функции пока ещё ограничены и примитивны, однако развиваются виртуальные помощники семимильными шагами. Самое любопытное, что в этом им помогаем мы, люди, программируя функции нейросетей, исправляя ошибки в их ответах. Именно этим и занимается героиня пандемийного триллера Стивена Содерберга «Кими» ― Энджела (Зои Кравиц). В её обязанности входит работа с отчётами об ошибке новомодного голосового помощника Кими. Однажды она слышит в одном из звуковых файлов крики о помощи и, вооружившись лэптопом со стабильным интернетом, начинает собственное расследование произошедшего, не выходя из дома.
Содерберг явно вдохновлялся «Окном во двор» Хичкока: там герой не мог выйти из дома из-за перелома и вынужден был вести детективное расследование, наблюдая за соседями с помощью бинокля. Здесь концепт замкнутого триллера, в данном случае моноспектакля (практически весь фильм в кадре только Кравиц), перенесён на современную почву: локдаун и агорафобия Энджелы мешают ей выйти на улицу, однако доступ к интернету и хакерские способности компенсируют неприятные обстоятельства. Если вы думаете, что роль искусственного интеллекта в сюжете незначительна, то стоит повнимательнее взглянуть на название фильма.
«После Янга» / After Yang (2021)

На фоне предыдущих примеров складывается впечатление, что ИИ — вещь, несущая угрозу человеческому. Однако робот может быть и другом. В аккуратной и тихой фантастике Когонады андроид Янг — часть большой семьи: лучший друг и учитель для детей, помощник по дому для родителей. Когда у Янга внезапно обнаруживается неисправность, отец семейства (Колин Фаррелл) везёт его в сервисный центр. Там он узнаёт, что их Янг — совсем не простой робот, всё это время у него были чувства, мысли и даже коллекция любимых воспоминаний. У фильма очень уютная успокаивающая атмосфера и редкое для сюжета про искусственный интеллект оптимистичное изображение будущего — всё потому, что режиссёр искренне верит, что семейные ценности уберегут человечество от гибели, даже когда людей повсеместно начнут заменять на роботов.
Больше о фильме читайте в нашем интервью с Когонадой.