«Последний ронин»: постапокалиптический вестерн с Юрием Колокольниковым

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Последний ронин», «Централ Партнершип»

С 26 декабря предновогодний дух в российском прокате развеет отнюдь не праздничный и не семейный «Последний ронин» — дебютный полный метр клипмейкера и синефила Макса Шишкина. В честь премьеры кинокритик Елена Зархина рассказывает о картине, в которую очень хочется влюбиться авансом, но с которой сложно выстроить по-настоящему близкие отношения.

Недалёкое будущее. Из-за глобальной ядерной катастрофы цивилизация практически уничтожена: города разрушены, земли выжжены, превратившись в бескрайнюю пустошь. Главная валюта в этом мире нового порядка — два патрона: 9 мм и 7,62 мм от АК-47. Преследуемый призраками прошлого одинокий путник Ронин (идеальный для роли Юрий Колокольников) странствует по пустошам в поисках убийцы своего отца, скрываясь от следующих за ним охотников за головами.

Однажды, в наименее подходящий момент, судьба сводит статного Ронина со своенравной девочкой-подростком Марией (Диана Енакаева), также одержимой идеей возмездия. Мария обещает Ронину наивысшую плату, если он доведёт её до места, где она родилась и откуда была изгнана волей злого и кровавого короля (Даниил Воробьёв).

«Последний ронин», «Централ Партнершип»

Подступиться к «Последнему ронину» сложно. С одной стороны, это абсолютное синефильское guilty pleasure, с первых секунд заключающее со зрителем обоюдный договор: с нас — драйвовое жанровое кино с множеством очевидных отсылок к классике, с тебя — готовность все эти авторские «подарки» в виде аллюзий и цитат ловко подхватывать и радоваться им, как новогодним подаркам, найденным под ёлкой. И то, что в фильме будет изобилие референсов, стало очевидно ещё на старте: насмотренный Макс Шишкин подбирался к своему режиссёрскому креслу сложными обходными путями (сперва изматывающая монтажная стезя чужих проектов, затем съёмка уже собственных видеоклипов), буквально выстрадав его. Если вся голливудская концепция успеха в профессии сводится к обязательному преодолению внутристудийной цепочки карьерной иерархии (вначале ты ассистент ассистента, затем на подхвате у второго режиссёра, а потом уже сам режиссёр), то Шишкин свой положенный путь честно преодолел.

И пусть сам режиссёр говорит, что история про странствующего ронина в мире постапокалипсиса родилась сперва из жанра, кажется, что сюжет про Дорогу, которую нам всем предначертано пройти, ему не менее важен, близок и интересен. Изобилие кинематографических отсылок можно было ожидать и исходя из того, что Шишкин ведёт один из крупнейших телеграм-каналов о кино «ШишКИНО». Там он разбирает чужие работы: щедро хвалит, когда что-то нравится, и искренне ругает, когда чужая работа вызывает вопросы, раздражение или кажется неудачей. И коль жизнь состоит из вечных сюжетных троп, по законам жанра наступила очередь поменяться местами — теперь уже работа самого Шишкина будет подвергнута внимательной экспертизе.

«Последний ронин», «Централ Партнершип»

“ Первое, что бросается в глаза при просмотре «Последнего ронина», — как беззастенчиво режиссёр снабжает свой киномир довольно лобовыми референсами.

Будь это знаменитый и сто раз переснятый кадр через дверной проём из вестерна «Искатели» Джона Форда. Или узнаваемая эстетика «Безумного Макса» с аналогичными антагонистами — охотники-головорезы, секта людоедов. Или знаменитая сцена из «Олдбоя» — даром что здесь другое оружие (самурайский меч вместо топора) и иной ракурс (не со стороны, а сверху — камера возвышается над героями, а не застенчиво наблюдает за происходящим кинобезумием откуда-то сбоку). Все герои буквально затянуты во вторую кожу — кожаные плащи, косухи, обувь. Костюм героя Даниила Воробьёва, вновь очень эксцентричного, дополняет металлическое украшение вдоль тела в форме то ли скорпиона, то ли стрекозы: король мечтает порхать, но смертельно жалит. А ещё корона из пуль, трон из автоматов и один «придворный карлик». Такая «Игра престолов» во вселенной страшных сказок.

Но отсылки, на которых в той или иной степени зиждется всякое искусство, работают лишь тогда, когда узнаваемая форма наделяется новым оригинальным содержанием. Ровно поэтому не раздражают многочисленные отсылки в фильмах Тарантино — он присваивает себе образ, снабжая его новой сутью и тонко вшивая в свою историю. В «Последнем ронине» этот синефильский подход работает иначе — много хорошо знакомой формы, испытывающей дефицит авторских трактовок.

Хотя на середине фильма понимаешь, что Шишкин, конечно, стремится создать собственную мифологию (и в картине есть очень классные находки, намекающие на то, как опасно устроен новый миропорядок и как хрупок в нём человек). Но невозможно отделаться от ощущения, что всё происходящее между эпичными схватками, погонями и финальной частью истории интересует автора лишь во вторую очередь. Поэтому не драйв выстраивается вокруг содержания, а содержание пытается угнаться за красивой эстетикой.

«Последний ронин», «Централ Партнершип»

Оттого же диалоги немногословных героев звучат не намеренно сдержанно, а шаблонно и бедно. Образам персонажей, связанных идеей справедливого отмщения (Ронин не найдёт покоя, покуда не отомстит за отца, Марии не жить, пока она не убьёт фигуру отца в себе), тоже не хватает объёма. Молчаливость Ронина и резкость героини Енакаевой понятны — но это скорее общие штрихи, в которых хочется обнаружить дополнительные слои характеров. Тем более что сам сценарист и режиссёр подводит историю не к новой, но важнейшей из мыслей — насилие порождает насилие. А потому, ступив на путь мести, ты только дальше протянешь за собой кровавый след, который лучше было бы на себе прервать.

При этом фильм Шишкина — большое эстетическое удовольствие для всех, кто любит глазами. Прекрасная операторская работа Василия Григолюнаса точно воплощает родившиеся в голове Шишкина образы гибнущего мира. И всё это под гипнотизирующий и синтетический саундтрек в духе Вангелиса, написанный скрывающимся за творческим псевдонимом композитором Mimiko. У него получился завораживающий звук будущего, в котором прорываются холодный ветер бескрайних степей и скрежет металла — от удара меча Ронина и оружия встреченных им ассасинов.

«Последний ронин», «Централ Партнершип»

Благодаря этому вовлечению в атмосферу «Ронин» — впечатляющий зрительский опыт, но не предлагающий ничего принципиально нового. Это уловка, в которую легко угодить любому дебютанту. Тем более человеку с клиповым бэкграундом, где форма всегда торжествует над содержанием, просто потому, что так устроен этот жанр: картинка обязана усиливать музыку, преобладая над ней и текстом песни.

Бредущий долиной смертной тени «Последний ронин» — неплохая попытка стильно рассказать о мире после краха. Но пока что этот Ронин и сам находится в чужой тени — на экране больше проектов и героев, сформировавших Шишкина как зрителя, но от которых ему стоит отказаться уже в статусе режиссёра. Возможно, в следующий раз (а Шишкину непременно стоит продолжать делать кино) нужно последовать примеру своего героя, твёрдым шагом идущего вперед, не оглядываясь по сторонам и не нуждаясь в подсказках. Пойти ва-банк и поставить на внутренний компас. В мире «Ронина», как и в искусстве вообще, без этого не выжить.

Читайте также
«Злая»: рецензия на мюзикл про ведьм страны Оз
Почему прогулка по дороге из жёлтого кирпича — хорошая идея.
Полёт в будущее: чем радует и чем разочаровывает сериал «Прометей»
Редкая для России многосерийная мистическая фантастика.
Рецензия на триллер «Безмолвное братство»: Молодой папа охотится за неонацистами
Крепкий полицейский триллер в духе «Схватки» Майкла Манна.
Рецензия на драму «Арман»: судный день в школьной преисподней
«Большая маленькая ложь» от внука Ингмара Бергмана.
Также рекомендуем

Последние новости

«Лазарь» Синъитиро Ватанабэ выйдет в апреле
Над аниме-сериалом также работал и постановщик «Джона Уика».
Кумэйл Нанджиани может сыграть во втором сезоне Fallout
Об этом сообщает инсайдер Джефф Снайдер.
«Голяк» завершится на седьмом сезоне
Об этом заявили создатели сериала.
Вин Дизель поделился фото со съёмок «Форсажа 11»
Напоминая, что нет ничего дороже, чем семья.
00:00