Люк Бессон — один из самых кассовых создателей французского кино. Его режиссёрские работы с ходу получали статус киноклассики, а спродюсированные им картины одна за одной разрастались во всенародно любимые франшизы. 3 октября в российский прокат вышел новый проект Бессона «Агент на уикенд» который должен положить начало новой франшизе. В комедийном экшене о непобедимом спецагенте снялись звёзды «Форсажа» Люк Эванс и Сон Ган, а также Квай Луньмэй («Секрет», «Рай океана»). По случаю выхода фильма вспоминаем любимые работы французского мэтра.
«Никита», 1991
Фильм рассказывает историю юной наркозависимой девушки, которая по глупости впутывается в ограбление с убийством. За преступление она должна сесть в тюрьму пожизненно, но вместо этого её отправляют в секретный учебный центр и готовят к работе на спецслужбы. Эта картина, которую часто сравнивают с «Пигмалионом» Бернарда Шоу, впоследствии вдохновила не один шпионский триллер.
Бессон мастерски создал напряжённую атмосферу, а главная героиня в исполнении Анн Парийо стала культовой фигурой: её сильная, но уязвимая Никита покорила зрителя как во Франции, так и за её пределами.
«Леон», 1990
Драма о киллере и юной девочке, которую он берёт под свою опеку, по праву считается шедевром и одной из лучших картин в карьере Бессона. Жан Рено великолепно исполнил роль загадочного и молчаливого Леона, а 12-летняя Натали Портман в своей первой крупной роли поразила недетским талантом. Картина пропитана эмоциональной глубиной и балансирует между боевиком и трогательной драмой.
«Пятый элемент», 1997
Футуристический межпланетный мир этой картины Бессон придумал ещё в школе. Уже будучи состоявшимся режиссёром, он смог воплотить свой замысел в незабываемо ярком визуальном стиле. Образы очаровательной инопланетянки Лилу (Милла Йовович), эксцентричного шоумена Руби Рода (Крис Такер) и харизматичного злодея Зорга (Гари Олдман) прочно отпечатались в коллективной памяти нескольких поколений зрителей. И, конечно, невозможно было подобрать лучшего кандидата на роль удалого главного героя Корбена Далласа, чем Брюс Уиллис.
Франшиза «Такси»
Первая хитовая франшиза Бессона-продюсера началась с комедийного экшена о лихом таксисте, который поневоле помогает полиции ловить преступников. За большим международным успехом первого фильма последовало производство ещё трёх частей, каждая из которых находила отклик у аудитории. В этой серии Бессон показал себя как меткий сценарист, шутки и диалоги которого разобрали на цитаты.
Франшиза «Перевозчик»
Именно благодаря роли Фрэнка Мартина в «Перевозчике» и его сиквелах Джейсон Стэйтем обрёл всемирную славу и амплуа опасного мачо в боевиках. Эта серия блокбастеров отличается особой зрелищностью, обилием сложных драк и перестрелок, но при этом она не лишена эмоциональных моментов, раскрывающих темы преданности и сильного внутреннего стержня.
Франшиза «Заложница»
Во франшизе о бывшем агенте ЦРУ Брайане Миллсе главную роль сыграл Лиам Нисон. Для него, как и для Стэйтема, кино Бессона стало поворотным моментом в карьере. В первой части Брайан использует свои профессиональные умения, чтобы спасти похищенную дочь. В следующих двух фильмах семья героя сталкивается с новыми нападениями, от которых он сможет уберечь не всех своих близких. Бешеная динамика и зрелищность фильмов в сочетании с мощной историей об отцовской любви и мести сделали эту франшизу ещё одним кассовым триумфом Бессона.
Франшиза «13-й район»
Фильмы о бандитских разборках в парижском гетто напрямую ответственны за рост интереса к паркуру в 2000-х годах. Главную роль в двух картинах серии исполнил создатель этого уличного спорта Давид Белль. Он обогатил и без того захватывающий экшен впечатляющими трюками, драками и погонями. В 2004 году Бессон выпустил ремейк, в котором перенёс место и время действия в Детройт, а в каст добавил звезду «Форсажа» Пола Уокера.