![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/d7a/xkdygj7vp3okj1vmoo1z31hy1qnlss0c.jpg.webp?1706182931396732)
Тексты Михаила Булгакова, написанные почти столетие назад, не просто сохраняют свою актуальность, а становятся только злободневней. Писатель, столкнувшийся с советским режимом, партийной цензурой и заискиванием перед властью коллег, отражал личный опыт в собственных произведениях. И неудивительно, что его романы, повести и пьесы экранизируются с завидной регулярностью по сей день. В честь выхода фильма «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина кинокритик Елена Зархина рассказывает про самые интересные экранизации произведений автора.
«Бег», реж. Александр Алов и Владимир Наумов, 1970
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/ae4/bzxun2sfxxkxo3mxqe0jlq3zgwto640u.jpg.webp?170618293165644)
Не первая (несколькими годами ранее вышел югославский фильм Здравко Шотры) и не последняя (годом позже вышла французская теледрама Филиппа Жюлиа) экранизация сразу нескольких произведений Булгакова: пьесы «Бег», дебютного романа «Белая гвардия» и оперного либретто «Чёрное море».
События фильма разворачиваются в 1920-е — на закате Гражданской войны и в самый пик севастопольской эвакуации белогвардейцев, вызванной наступлением Красной армии. В этом кипящем котле оказываются герои разного жизненного опыта и классовой принадлежности. Все они сталкиваются с неотвратимостью страшных последствий политической борьбы и установления в стране новой власти.
«Пилат и другие — Фильм на Страстную пятницу», реж. Анджей Вайда, 1971
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/45f/g9n9fa4ofked0klyww8chwbekwisg1jw.jpg.webp?1706182934258334)
Первая и самая нестандартная экранизация «Мастера и Маргариты». Польский режиссёр Анджей Вайда полностью исключил из своей трактовки произведения московские события романа, сконцентрировавшись исключительно на его «библейской» части. При этом события книги, связанные с Понтием Пилатом и великомучеником Иешуа, разворачивающиеся в новозаветные времена, постановщик перенёс в современность.
Например, Матфей превратился в журналиста, ведущего прямой репортаж с Голгофы. Иуде нет необходимости по-библейски целовать Иешуа, свой донос на него он совершает по телефону-автомату, из которого выпадают 30 сребреников. А свой крестный путь Иешуа проходит роскошными улицами Франкфурта-на-Майне. Нам никогда не узнать, как к такой трактовке своего романа отнёсся бы сам Булгаков, но она как минимум является самой оригинальной.
«Иван Васильевич меняет профессию», реж. Леонид Гайдай, 1973
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/970/xkufamwfpxrnq3s9mfwv57m0zl5waeyn.jpg.webp?1706182937133486)
Нет смысла пересказывать заученный наизусть сюжет комедии Леонида Гайдая про Ивана Грозного, случайно перенесённого в советскую Москву столичным учёным с помощью машины времени. Но не все знают, что в основе сценария — пьеса Булгакова «Иван Васильевич», основанная на его же антиутопии «Блаженство». Картина Гайдая повторяет все ключевые водевильные коллизии оригинальной пьесы, внеся в неё незначительные сюжетные дополнения.
Интересно, что «Ивана Васильевича» должны были поставить на сцене Театра сатиры ещё в 1936 году, но советское партийное руководство запретило выход спектакля. Таким образом, при жизни Булгакова это произведение поставлено или экранизировано не было.
«Собачье сердце», реж. Владимир Бортко, 1988
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/90c/gbrd39u2reynqnzhjuyjfgp9a4vqv8lh.jpg.webp?170618293987344)
Не первая (в 1976 году вышла одноимённая картина итальянца Альберто Латтуады), но самая известная и удачная экранизация этого романа Михаила Булгакова. В центре истории уважаемый столичный профессор Преображенский (Евгений Евстигнеев), который переселяет сознание уличной собаки в тело человека. Эксперимент сенсационный, но неудачный — герой Владимира Толоконникова оказывается не обучаем высоким моральным принципам. Сперва он инстинктивно продолжает охотиться за дворовыми котами, а после пополняет ряды большевиков и становится профессиональным доносчиком.
Представить себе экранизацию этой повести писателя в год её выхода (1925-й) абсолютно невозможно — слишком очевидна была попытка автора высмеять и раскритиковать пришедших после Октябрьской революции к власти людей. Но с наступлением перестройки многие запреты были сняты, и экранизация «Собачьего сердца» увидела свет.
В 2005 году Бортко выпустил ещё одну экранизацию Булгакова — мини-сериал «Мастер и Маргарита» с Александром Галибиным в роли Мастера и Анной Ковальчук в роли Маргариты. Интересно, что Галибин уже работал над экранизациями Булгакова — в 1990 году он сыграл в короткометражной картине «История болезни» Алексея Праздникова по мотивам рассказа писателя «Красная корона».
«Морфий», реж. Алексей Балабанов, 2008
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/b96/pfwbah1mmjv1eulfhgeztxk9c37698qx.jpg.webp?170618294287760)
Экранизация сразу двух и неразрывно связанных друг с другом произведений Булгакова, основанных на его личном опыте: цикла рассказов «Записки юного врача» и рассказа «Морфий». Алексей Балабанов перенёс эти истории на экран, ничего не выдумывая, не меняя эпохи и никак дополнительно не переосмысливая образы главных героев.
Возможно, в этом и кроется ключевой посыл картины: ничего не меняется. Фраза «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют» приписывается Салтыкову-Щедрину. Но произведения Булгакова демонстрируют ровно ту же безвременность: что бы ни происходило в разные столетия в России, есть трагические вещи, которые так и не удалось искоренить, хотя века сменяют друг друга.
«Записки юного врача», реж. Алекс Хардкасл и Роберт МакКиллоп, 2012–2013
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/8ca/6wedoc6sehoewyvr24dxsceas80k7r6y.jpg.webp?1706182944188352)
Очень точная и талантливая экранизация серии рассказов Булгакова из его цикла «Записки юного врача». Главные роли в сериале исполнили «безумец» Джон Хэмм и «мальчик, который выжил» Дэниел Рэдклифф. Теперь этому повзрослевшему мальчику приходится выживать в далёкой российской глубинке версии 1917 года. Рэдклифф играет Владимира — молодого выпускника мединститута, приезжающего на работу в маленькую деревушку, где он сталкивается со многими ужасами провинциальной жизни.
Любопытно, что второй главный герой в исполнении Джона Хэмма, который постоянно возникает в видениях Владимира, это он сам — образ повзрослевшего героя, каким ему предстоит стать в будущем: разочаровавшимся в жизни и профессии морфинистом, измученным собственной зависимостью.
«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин, 2024
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/dca/8helg9d5e9xclfnq142ydd3971teewyr.jpg.webp?1706182947103924)
Масштабная и очень дорогая (бюджет фильма превысил 1 млрд рублей) экранизация одноимённого романа Михаила Булгакова с Евгением Цыгановым в роли Мастера и Юлией Снигирь в роли Маргариты. Сценаристу картины Роману Кантору и режиссёру Михаилу Локшину удалось адаптировать почти столетнее произведение автора так, что история обретает болезненную актуальность.
Картина точно улавливает уникальную атмосферу оригинального романа, его мистические интонации и внутреннюю драму. Получился достойный проект по мотивам одного из самых загадочных и сложных произведений Булгакова. И что не менее важно — авторы создали настолько противоречивый, но очаровывающий мир, что в нём хочется задержаться как можно дольше. Даже несмотря на близкое присутствие демонического Воланда.