My name is Potter, Harry Potter: за что мы любим фильмы о мальчике, который выжил?

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Гарри Поттер и орден Феникса». Фото: WB

27 сентября в возрасте 82 лет умер Майкл Гэмбон — один из исполнителей роли профессора Альбуса Дамблдора в киносаге о Гарри Поттере. В память об актёре мы решили препарировать феномен поттерианы и выяснить, почему приключения волшебника со шрамом в форме молнии на лбу не отпускают нас даже после стольких лет.

Зачем вставлять в заголовок статьи о мальчике, который выжил, оммаж агенту 007? А потому, что между эти двумя кинофраншизами при всей их непохожести есть кое-что объединяющее. Элитным авто от Aston Martin волшебники предпочитают мётлы и летающие микролитражки от Ford, а вместо водки с мартини (приготовленной по методу shaken, not stirred) пьют сливочное пиво и огненный виски. Да и в борьбе со злом волшебная палочка и плащ-невидимка зачастую в разы эффективнее скучного магловского пистолета и наручных часов со встроенным лазером.

Объединяет поттериану и бондиану нечто совершенно иное — не то, что обе киносерии выросли из книжных циклов, написанных британскими авторами, а то, что они вполне успешно живут самостоятельной жизнью вне больших экранов. Это больше, чем просто фильмы. Это культ, проверенный годами и не одним поколением фанатов.

Шон Коннери. Фото: Eon Productions Ltd.
Дэниэл Рэдклифф. Фото: WB

Для людей постарше «Гарри Поттер» — это любимая киносказка, которую нынче в канун праздников марафонят взамен уходящих в прошлое «Бриллиантовых рук» и прочих «Кавказских пленниц». Отличная возможность отвлечься от мирских забот и побаловаться эскапизмом в школе чародейства и волшебства. Ну а если у вас есть ребёнок, то киносага о Гарри Поттере вполне может сподвигнуть ваше чадо ознакомиться с книжками-первоисточниками от Джоан Роулинг и привьёт любовь к чтению.

Работы по «Гарри Поттеру» можно найти в портфолио художников-фрилансеров, «Гарри Поттера» ставят на Бродвее, переносят в видеоигры, исправно переиздают в бумажном варианте в круглые для серии даты. По «Гарри Поттеру» пишут безумные фанфики, выпускают кулинарные книги, саундтреки фильмов франшизы можно услышать на концертах ведущих мировых оркестров, почти весь вымышленный стафф из вселенной «Гарри Поттера» можно отыскать и заказать в Интернете, и там же в два счёта гуглятся рецепты тематических коктейлей (рекомендуем «Перо Феникса» — пряный напиток для  любителей ликёра Campari и цитрусовых).

 Игра «Hogwarts Legacy». Фото: Warner Bros. Games

Однако бессмертие франшизы не измеряется количеством проданных гриффиндорских шарфиков и масштабами форумных войн, в которых решается, кто кому из героев пришёлся бы лучшей парой. «Гарри Поттера» ценят далеко не только за его финансовый потенциал, ведь и книги Роулинг, и киновселенная, выращенная аж пятью режиссёрами, — это, можно сказать, произведение педагогическое.

История Гарри Поттера демонстрирует длинный и тяжёлый путь взросления. За семь лет обучения в Хогвартсе протагонист и его друзья становились полноценными личностями, трансформируясь из милых проказников в форменных мантиях в уверенных в себе волшебников, которые готовы отстаивать свои идеалы ценой жизни. Из года в год проблемы и темы, которые затрагивала в своих произведениях Джоан Роулинг, всё дальше и дальше уходили от легковесной сказки, и под конец цикла от яркости и наивности практически не осталось следа. Возмужавший чародей с шрамом в форме молнии на лбу, прошедший через огонь, воду и смертельные заклятия, оказывается участником глобальных и весьма мрачных событий, к антиутопии и политическому триллеру даже более близких, чем к фэнтезийной истории про coming of age.

«Гарри Поттер и философский камень», реж. Крис Коламбус, 2001. Фото: WB

Вселенная Гарри Поттера взрослела и эволюционировала вместе со своими читателями и зрителями. При этом каждый этап многоуровневого романа воспитания от Джоан Роулинг экранизировали разные режиссёры: первые два фильма — Крис Коламбус, третий — Альфонсо Куарон, четвёртый — Майкл Ньюэлл, а все остальные — Дэвид Йейтс (в том числе и трилогию спин-оффов «Фантастические твари и где они обитают»). Оставались на прежних позициях лишь исполнители главных ролей, растущие бок о бок со зрителями, и художник-постановщик Стюарт Крэйг — важный для франшизы человек, который превратил словесные описания Хогвартса и его обитателей из книг в узнаваемые декорации, костюмы, гербы и предметы магического обихода. Также отметим, что музыкальный портрет вселенной «Гарри Поттера» создавал композитор «Индианы Джонса» и «Звёздных войн» Джон Уильямс. И хоть, начиная с четвёртого фильма, саундтреки писали уже другие люди, именно музыка Уильямса, в частности знаменитая Hedwig’s Theme, лейтмотивом прошивает всю серию до самого её финала.

От инфантильного детского блокбастера в «Философском камне» и «Тайной комнате» серия пришла к меланхоличному рассказу о хрупкости человеческой жизни и неотвратимости печальных исходов в «Узнике Азкабана». От аттракционного кино про грандиозное состязание чародеев и подковёрные заговоры в «Кубке огня» сага, уже закрепившая главные внешние черты и постигшая современные технологии кинопроизводства, подобралась к последнему рывку навстречу великому злу, победа над которым обойдётся в страшную цену.

Джоан Роулинг и её первая книга «Гарри Поттер и философский камень». Фото: Getty Images

«Гарри Поттер» учил и продолжает учить нас вещам банальным, но тем не менее нужным, а в тяжёлые периоды жизни часто отходящим на второй план. Учит, что никогда не стоит забывать, как важна любовь, как прекрасна дружба и как тяжело жить тем, кто так и не научился не отвергать тепло от других людей. И демонстрация этих простых истин безотказно работает во все стороны — и по отношению к подрастающему поколению, которое взрослеет вместе с персонажами-подростками, и к большим дядям и тётям, чьи уставшие от рутины мозги нуждаются в волшебстве не меньше, чем неокрепший детский разум.


Символично, что Джоан Роулинг, женщина непростой судьбы, начала работу над первой книгой о Гарри Поттере, когда сама пребывала в состоянии полнейшего отчаяния. В середине 90-х она была разведена, оказалась одна с ребёнком на руках и с полупустым кошельком, только-только похоронившая собственную мать и живущая на пособие. Именно в этот момент ей в голову пришла идея о другом мире — о мире магии, что сокрыт от наших с вами глаз, где сберкассами заведуют гоблины, в магазинах продаются живые шоколадные лягушки, поруганную честь отстаивают не с саблей, а с волшебной палочкой наперевес, почту приносит сова, а вместо футбольных трансляций болельщики смотрят, как спортсмены на летающих мётлах охотятся за золотым снитчем на матчах по квиддичу. И во многом благодаря цельности картины мира «Гарри Поттера» книги смогли успешно перекочевать на большие экраны: чем тщательнее прописан сеттинг на бумаге, тем кинематографистам проще насыщать изображение аутентичными деталями без неловкой отсебятины.


Если за первый тираж «Философского камня» Роулинг получила всего 1500 фунтов стерлингов, то в 1999 году кинокомпания Warner Bros. приобрела у неё права на экранизацию за один миллион. И несмотря на то, что писательница, считай, обеспечила себе безбедное существование на долгие годы вперёд, она до выхода самого последнего фильма саги о Гарри Поттере продолжала оставаться главным консультантом киношников по бытию волшебного мира. Правда, впоследствии ей приходилось много «переобуваться» и оправдывать некоторые творческие решения былых лет перед публикой. Повзрослевшие дети в какой-то момент принялись переосмыслять «Гарри Поттера» с точки зрения взрослого человека и начали подмечать, что взгляды у Роулинг на многие вопросы не клеятся с новыми нормами западной толерантности. Да и сама писательница не стеснялась высказываний, пускай и иронических, но задевающих представителей разного рода меньшинств. Поделать тут нечего: в наше время от любви до ненависти и призыва к «отмене» всего один шаг. А ещё на «Гарри Поттера» точили зуб некоторые религиозные сообщества, но это уже совсем другая история.

Фото: CBR/WB/New Line Cinema

Первый фильм серии вышел в 2001-м, в тот же год, когда стартовала трилогия «Властелин колец» от Питера Джексона по фэнтезийному эпику Джона Толкина. Но если сказание о войне в Средиземье брало масштабом при минимальной связи фильмов с нашим реальным миром, то «Гарри Поттер» не просто проник в культурный код, но и стал частью нас самих, подобно тому, как на подкорке у нас откладываются слова любимых учителей, наставления родителей и тёплые воспоминания поры давно ушедшей юности. Тут не пахнет зубодробительностью киберпанковой «Матрицы», карнавальностью диснеевских «Пиратов Карибского моря» и ванильностью вампирской саги «Сумерки». «Гарри Поттер» — франшиза хоть и определившая для Голливуда коммерчески успешную схему построения долгоиграющей серии блокбастеров, но, в отличие от своих последователей, очень неоднородная. Создатели этих фильмов из части в часть перебарывали творческие решения своих предшественников, одновременно стараясь привнести в кинопроцесс что-то уникальное, что-то своё, и при этом не выходя за рамки, очерченные прошлыми экранизациями.


Концепт «взрослеющей» франшизы кажется беспроигрышным, однако есть у него один большой изъян: человек может «вырасти» из произведения, а вот произведение навсегда останется в заложниках у своей эпохи и морали, которая в ней царствовала. Сегодня многие взрослые знакомят своих детей с поттерианой, и последние охотно перенимают детский интерес своих родителей. Но надолго ли ещё хватит этой франшизы? Покажет время.


Мы часто ностальгируем, однако ностальгия по «Гарри Поттеру» — особенный случай. Заветное письмо из Хогвартса нам точно уже никто не пришлёт, тут сомневаться не приходится, однако уроки, которые юным зрителям долгие годы преподавали чародеи по ту сторону экрана, останутся с нами на всю жизнь. Такая любовь не угасает.

Читайте также
Полёты во сне и наяву: как пытались экранизировать «Песочного человека» Нила Геймана
Изнурительная одиссея на пути к идеальной адаптации.
Больше, чем просто красив: век Тимоти Шаламе
Творческий путь нового секс-символа Голливуда.
Почему Стивен Кинг — самый экранизируемый автор в мире?
Мультивселенная Короля ужасов.
«Олдбой»: сочувствие мстящим
В российских кинотеатрах состоялась повторная премьера самого значимого фильма в карьере корейского режиссёра Пак Чхан-ука. В честь 20-летия картины «Олдбой»...
Пацанские страсти: итоги фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон»
На горном курорте «Роза Хутор» завершилось уникальное не только для российской киноиндустрии событие — фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». На нём были...
Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: итоги
80-й Венецианский кинофестиваль подошел к концу. Кинокритик Денис Виленкин завершает цикл дневников Мостры из Лидо и рассказывает об итогах.Премия Марчелло Ма...
Также рекомендуем
На экранах — «Маленькие женщины», второй (с половиной) фильм всеобщей любимицы Греты Гервиг, девятая (каж...
Вплетаем Филисити Джонс и Дэниела Рэдклиффа в ткань повествования несуществующего (и зря!) фильма.
На Netflix вышла картина «Раскопки», в главных ролях Кэри Маллиган и Рэйф Файнс. Это сентименталь...
На экранах — «Маленькие женщины», второй (с половиной) фильм всеобщей любимицы Греты Гервиг, девятая (каж...
Вплетаем Филисити Джонс и Дэниела Рэдклиффа в ткань повествования несуществующего (и зря!) фильма.
На Netflix вышла картина «Раскопки», в главных ролях Кэри Маллиган и Рэйф Файнс. Это сентименталь...

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00