«С талантами всегда легко и весело»: интервью с Ольгой Ланд — режиссёром комедии «Новый год в Берёзовке»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фото со съёмок «Новый год в Берёзовке», «Capella Film»

7 ноября по всей стране начинаются показы «Нового года в Берёзовке». Этот фильм расскажет праздничную историю об одном потешном ограблении, в котором всё идёт не по плану, а исправлять ситуацию предстоит парочке сообразительных детишек. Перед релизом ленты мы пообщались с её создательницей Ольгой Ланд и узнали много интересного не только о переполохе в Берёзовке, но и о том, как живёт и с какими препятствиями сталкивается современная отечественная киноиндустрия.

Несколько «Парфюмерш» с Куликовой, «Кто, если не я?» с Шукшиной, «Одна за всех» с Ардовой, тот самый ушедший в народ и разобранный на мемы «Даёшь молодёжь!» с Кексом, Укропом, Башкой, Ржавым и обязательным «Ну ты больной, Валера?!». У вас очень обширное портфолио, включающее множество проектов для телевидения и для стриминговых платформ. А что до «Нового года в Берёзовке» — тут и всероссийский прокат, и Нагиев с Богатырёвым на главных ролях, да и новогодняя суета не так уж и далеко. Расскажите, каково это, и на уровне эмоций, и с точки зрения профессионала, — разрабатывать кино, которое выйдет в преддверии главного праздника страны?

Ольга Ланд: Я всегда хотела снимать кино, но начала свой путь со скетчей. Был такой проект — «Женская лига» на ТНТ. Мне он очень дорог. Михаилу Задорнову он очень нравился. Он захотел со мной познакомиться и предложил работать вместе. К слову, скетчи — это хорошая школа для начинающих режиссёров. В принципе, телевизионные сериалы — это то же кино, только с маленьким бюджетом, поэтому экономят прежде всего на количестве съёмочных дней, а значит, увеличивается выработка. Выработка — это сколько полезного материала ты снял за смену. Однажды известный режиссёр Ингмар Бергман сказал, что он уходит из кино, потому что не может снимать с такой огромной выработкой — 3 минуты хронометража в день. А сериалы снимают в среднем с таким показателем — 12 минут за смену. Это, естественно, отражается на качестве телефильмов. В какой-то момент я устала от такой соковыжималки. И мы с моим другом и партнёром Дмитрием Головиным стали создавать скетчи для YouTube, где снимались дети, совсем не актёры, но которые хотели ими стать. Такие съёмки и были лучшим тренингом для них. Самый удачный скетч набрал 10 миллионов просмотров. Но потом началась пандемия и так далее. Снять своё кино нам хотелось всегда, особенно комедию с детьми. Как говорится, рука уже была набита. А что может быть лучше для реализации этой идеи, чем новогодняя комедия?

Кстати говоря, а почему «Новый год в Берёзовке» стартует в начале ноября? Понятное дело, совсем скоро и снег на улицы ляжет, и разного рода подготовки к Новому году наш человек зачастую начинает под конец осени. Имеет ли место быть холодный продюсерский расчёт? Или здесь сыграло банальное стечение обстоятельств и пришлось изначальную премьеру перенести на недельку-другую пораньше?

Ольга Ланд: Определенный расчёт в этом есть, и он совсем не холодный, а, наоборот, горячий. В декабре выходит несколько новогодних фильмов, которые могут «забрать» нашу аудиторию. Решили не рисковать. Очень важно, как примут фильм: если он «зайдёт», то включается сарафанное радио и кино может продержаться в прокате дольше, чем было изначально рассчитано.

Фото со съёмок «Новый год в Берёзовке», «Capella Film»

Расскажите в целом обо всей этой специфике — о том, как, в какие сроки и в каких условиях создаётся праздничное кино, привязанное к определённым датам и определённому сезону. И что становится источником вдохновения?

Ольга Ланд: Наверное, для каждого источник вдохновения — свой. Для меня прежде всего — идея. Изначально — идея о двух детях, которые всё время ссорятся, а когда к ним в дом пробираются грабители и крадут их, то, чтобы спастись, им приходится помириться и объединить усилия. Я даже написала сценарий. Но потом мы с Димой решили его доработать, а в результате авторы написали новый, который тоже вместе со сценаристами мы ещё дорабатывали, переписывали, усмешняли. На мой взгляд, всем, кто работает в этой индустрии, надо понимать, что кино — это коллективный труд. Мы сидим в одной лодке и должны грести в одну сторону. Важно найти партнёров, с которыми ты будешь на одной волне. Особенно это касается юмора. Кому-то одно смешно, кому-то — другое. Так можно затонуть и не доплыть до берега.

Харизматичные «грабители», детишки без присмотра родителей, которые противостоят «преступникам», комедийный дух и семейная направленность — читая описание «Нового года в Берёзовке», мы на автомате вспоминаем легендарный «Один дома» Криса Коламбуса. Ваш фильм — это своего рода трибьют голливудской классике? Или ваша картина будет как-то играться с ожиданиями зрителя?

Фото со съёмок «Новый год в Берёзовке», «Capella Film»

Изначально что-то было от «Один дома». Ребёнок, грабители… Но по мере работы над сценарием история стала объёмной, яркой, насыщенной неожиданными поворотами.

Сценарий «Берёзовки» — это смешение нескольких разношёрстных сюжетных линий. Здесь даже применимы в какой-то степени понятия «авантюрное приключение» и «кино о кино». Как зарождался этот сюжет? И с чем приходится сталкиваться скринрайтерам, которые работают со столь, казалось бы, заезженной и заштампованной донельзя темой, как чудеса под Новый год?

Ольга Ланд: Начиная работать над сценарием, мы ещё не знали, куда он нас выведет. Я написала сценарий, решили доработать, потом ещё один автор написал новый, с нуля, потом к делу приступил третий автор — его сценарий мы взяли за основу. Потом этот сценарий дорабатывали мастера диалогов. После выбора объектов, это важно для понимания мизансцен, я его снова дорабатывала, потом ещё раз обсуждали с продюсером Димой Головиным. Зафиналили прямо перед началом съёмок. Это долгий и кропотливый труд, но сценарий — это и есть фильм, только ещё на бумаге! Я искренне не понимаю и не перестаю удивляться слабым, невнятным историям в высокобюджетных фильмах. На съёмки с откровенно слабым сценарием тратятся огромные деньги, ещё фильм мощно пиарят, тратят больше и больше денег, но он всё равно проваливается в прокате. Так почему же не доработать сценарий, для чего требуются лишь один ноутбук и внятная команда из сценариста, режиссёра и продюсера?

Из года в год мы пересматриваем, и не без удовольствия, одни и те же советские киноленты и зарубежные фильмы о волшебном Рождестве. Кто-то, когда праздник на носу, «марафонит» «Гарри Поттера», укутавшись в плед с кружечкой горячего кофе. Кому-то хочется разнообразия и деконструкции праздника — такие зрители смотрят штуки «почернее», как «Плохой Санта», или навроде трагического артхауса «Рождество, опять». А какое праздничное кино нравится вам?

Ольга Ланд: Мне сложно смотреть кино. Для меня это не отдых. Даже когда я просто вдруг решила посмотреть что-то для себя, то, хочу я этого или нет, всё равно в мозгу сразу включается анализ фильма. Я автоматически отмечаю монтаж, цветокор, работу оператора, музыку, но главное — историю и игру актёров. Ну какой это отдых? Я лучше в бассейн схожу.

Фото со съёмок «Новый год в Берёзовке», «Capella Film»

Уже почти 15 лет Россия — это страна победивших «Ёлок». Выходят они регулярно, как правило, собирают приличную кассу. И даже под конец 2024-го посетят отечественные кинотеатры. В этот раз с порядковым номером «11» в названии, ещё и со звездой «Слова пацана» Минекаевым, турецким плейбоем Бураком Озчивитом и тем же Нагиевым на постере. А как вы, будучи человеком кинематографа, видите ситуацию с современным российским новогодним кино? Куда оно движется, чем в последние годы радует, а чем огорчает?

Ольга Ланд: «Ёлки» изначально победили, потому что нам всем хочется праздника. Детей и себя хочется как-то порадовать и, например, сходить в кино. Когда вышли первые «Ёлки», они были вне конкуренции. Практически никто из отечественных кинематографистов не снимал семейное кино. Это сейчас все бросились на сказки. К сожалению, как и во многих других отраслях, в кино тоже мало профессиональных управленцев. А в нашей отрасли, чтобы управлять, то есть быть продюсером, надо иметь как минимум хорошее образование, творческую интуицию, вкус и желание делать что-то для людей, а не просто зарабатывать себе в карман и «откатывать» тем, кто выделил деньги. У нас, как правило, продюсерами становятся те, кто имеет личные связи и может получить заказ на производство фильма или сериала. В нашей стране приходили и уходили системы управления: царский строй сменился советским, теперь живём при современном — не знаю, как его назвать. Но по сути ничего не изменилось — кумовство как процветало 300 лет назад, так оно и осталось. Из положительного хочу отметить, что мы очень быстро научились снимать качественные сериалы. Это радует. США для этого понадобился путь в 80 лет, а мы его прошли лет за 10. Как-то для сериала «Кто, если не я?» мне пришлось искать сценаристов. Пришло 30 человек со вгиковским образованием и даже больше. Все мимо. В итоге сценарий сериала писали бывший бизнесмен, актёр и я — режиссёр. Ни у кого из нас не было профильного образования. О чём это говорит? В первую очередь о таланте нашей нации. Во-вторых, надо глобально думать, почему такой низкий уровень обучения в профильных вузах. Отдельная больная тема — актёры. Блистают те, кто самостоятельно учился работать с камерой, — игре на камеру в театральных вузах как-то толком и не учат.

Кажется ли вам, что из всего, что добирается до нашего проката, — в плане, разумеется, новогоднего кино — уже сложилась чётко оформленная традиция? Или фильмы про Шурика с «Карнавальной ночью» наши правнуки будут пересматривать и через сто лет, а произведения более современные не смогут стать нетленками?

Ольга Ланд: Не знаю насчёт фильмов на все времена. Время сжимается. Мы живём всё быстрее и быстрее. Возможно, моему поколению ещё интересно поностальгировать, посмотреть ту же «Карнавальную ночь», но для молодёжи это уже кринж. Кино отражает то, что происходит в обществе прямо сейчас, и я верю, что ещё будут сняты знаковые фильмы поколения зумеров.

Фото со съёмок «Новый год в Берёзовке», «Capella Film»

Про «Новый год в Берёзовке» актриса Ольга Ажажа, принимавшая участие в съёмках, говорила, что вашему фильму вполне мог бы подойти девиз «Человеку нужен человек». Согласны ли вы с ней?

Ольга Ланд: Сто процентов. Человеку человек нужен был всегда, но особенно сейчас, когда все сидят в своих смартфонах и люди становятся всё более обособленными в своём личном мире.

К слову, для Ольги Ажажи «Берёзовка» — первый крупный проект. Подающая надежды артистка. И ведь с ней рядом играют актёры, известные на всю страну. Не только Нагиев с Уколовой да Богатырёвым, но и Жижикин, Мурзенко, Дружинин, Шевченков. Вы сами не испытывали некий мандраж, когда оказались со всеми этими людьми на одной площадке? Или у режиссёров подобные волнения быстро атрофируются?

Ольга Ланд: Волнения не было и никогда нет. Наоборот, радость, типа, вот мы сейчас как зажжём! Хотя я видела, как такое происходило с другим режиссёром. Он на площадке испугался одну известную актрису, и она его потом буквально съела. Сцены с ней пришлось снимать мне. Тогда я поняла, что работа с известным человеком похожа на работу дрессировщика. Испугаешься — сожрут. Я всегда иду от актёра. Мне очень важно, чтобы актёр чувствовал себя легко и отвязно (в хорошем смысле этого слова). Для меня всегда актёр — это самостоятельный творец своей роли. Я лишь помогаю ему.

Роли непоседливых детишек, которым в «Берёзовке» уделено немало экранного времени, исполняют подростки София Петрова и Гурам Гогия. Первая уже имеет опыт съёмок в самых разных шоу. Второй дебютирует в полном метре. Тяжело ли взаимодействовать со столь юными талантами?

Ольга Ланд: С талантами всегда легко и весело. Но что такое талант? София и Гурам очень взрослые по сути и ответственные. Их души уже мудрые. Возможно, в своих прошлых жизнях они уже занимались творчеством и у них есть мощный духовный опыт. Это мы, взрослые, уже забыли, что мы ещё совсем недавно тоже были детьми. Конечно, тогда у нас ещё не было такого жизненного опыта, но уж точно каждый из нас в детстве был не глупее, чем сейчас.

Фото со съёмок «Новый год в Берёзовке», «Capella Film»

Ну и, конечно же, не можем не спросить про нашего любимого физрука и великого резидента «Осторожно, модерн!» Дмитрия Нагиева! Доводилось ли вам работать с этим актёром ранее? И поведайте побольше о его роли. Как-никак именно его персонаж заявлен как главная «звёздочка» всего проекта. Или же мы ошибаемся и в «Берёзовке» есть кому с Дмитрием побороться за внимание зрителя?

Ольга Ланд: Дмитрий — очень творческий, талантливый человек, и когда ему интересно, он тут же включается и предлагает свои идеи. С ним приятно работать, но было немного сумбурно и нервно из-за того, что много что хотелось успеть снять с ним. А в итоге одна из сцен даже не вошла в фильм. И ведь сцена смешная получилась. Но вот как-то оказалась лишней во всей нашей истории. И вообще, в фильме все роли у актёров получились яркими и сочными, даже эпизоды. Мне сложно говорить за зрителя, но я уверена, что кино будет смотреться на одном дыхании.

Вы сами как планируете отпраздновать грядущий Новый год? В кругу семьи, с друзьями, быть может, вовсе в рабочей командировке? Что этот праздник значит лично для вас и для ваших близких?

Ольга Ланд: Вы знаете, что мы сейчас живём в 7532-м? По приказу Петра I был введён юлианский календарь, и нам списали 5500 лет. Наверное, не просто так. Но это отдельная тема. А на ваш вопрос отвечу так: как-то уже неинтересно есть оливье в полночь, запивать его шампанским и смотреть телевизор.

Фото со съёмок «Новый год в Берёзовке», «Capella Film»

Можете поделиться с нами информацией о том, за какие проекты планируете браться после релиза «Нового года в Берёзовке»?

Ольга Ланд: С удовольствием поделюсь. Про лихие 90-е снято много фильмов, почти все они про бандитские разборки. Почему ещё никто не показал, через что пришлось пройти предпринимателям, которые хотели поднять в те годы своё дело? Сейчас разрабатываем фильм-байопик о человеке, который из монтёра связи рабочего посёлка превратился в основателя крупной российской компании. Пишу сейчас сценарий и сама удивляюсь, через что мы все тогда прошли: развал страны, ваучеры, путчи, дефолты… В принципе, это будет мотивирующий фильм о человеке, который, вопреки всему, шёл к свой цели и достиг её. Мне кажется, нам не хватает именно таких фильмов про нас — то есть про обычных людей, которые чего-то захотели и многого добились.

Дайте, пожалуйста, какое-нибудь напутствие нашим читателям в ожидании Нового года.

Ольга Ланд: Старайтесь видеть прекрасное в своей жизни и не зацикливайтесь на плохом. Не относитесь к ней слишком серьёзно, ведь жизнь в физическом теле — это всего лишь тренажёр для наших душ.

Читайте также
Интервью с Элайджей Вудом: «В Новой Зеландии ты каждый день видишь рассвет, который просто взрывает тебе мозг»
Актёр рассказал о работе над ролью, сотрудничестве с режиссёром Антом Тимпсоном и в...
Интервью с Пьером Нинэ, новым графом Монте-Кристо: «Мне кажется, Дантес обречён»
Масштабное прочтение французской классики уже в прокате.
«Любое категоричное мнение — скорее всего, неправда»: интервью с Юлией Трофимовой, режиссёром фильмов «Страна Саша» и «Лгунья»
Поговорили о подростковом кино, съёмках «Лгуньи» и проблемах общественного резонанса....
Также рекомендуем
О чём хандрят тридцатилетние? С 1 октября в российском прокате – меланхоличная комедия Алексея Камынина «Ханд...
Сериал «Сквозь снег» Джоша Фридмена («Война миров», «Терминатор: Тёмные судьбы») и Грэма Мэнсона («Куб», «Тёмное ди...
Не успели отшуметь «Хандра» и остыть «Огонь», а в российский прокат уже выходит новый фильм с&n...
О чём хандрят тридцатилетние? С 1 октября в российском прокате – меланхоличная комедия Алексея Камынина «Ханд...
Сериал «Сквозь снег» Джоша Фридмена («Война миров», «Терминатор: Тёмные судьбы») и Грэма Мэнсона («Куб», «Тёмное ди...
Не успели отшуметь «Хандра» и остыть «Огонь», а в российский прокат уже выходит новый фильм с&n...

Последние новости

Глен Пауэлл на съёмках «Бегущего человека»
В основу фильма ляжет рассказ Стивена Кинга.
«Величайший Марти» станет самым дорогим фильмом A24
Главную роль в ленте исполнил Тимоти Шаламе.
«С талантами всегда легко и весело»: интервью с Ольгой Ланд — режиссёром комедии «Новый год в Берёзовке»
«Работа с известным человеком похожа на работу дрессировщика. Испугаешься — сожрут»...
У «Преступления и наказания» первый миллион
Сериал набрал самую быструю аудиторию из всех многосерийных премьер «Кинопоиска».
Венсан Кассель и Джон Малкович сыграют в фильме «Жертвоприношение»
Главные роли достались Ане Тейлор-Джой и Крису Эвансу.
00:00