7 ноября в прокат выходят «Каникулы» — полнометражный дебют режиссёра и сценаристки Анны Кузнецовой, выигравшей с картиной Гран-при прошлогоднего кинофестиваля «Маяк». Это история про завуча и преподавателя актёрского мастерства, которые вместе со школьным театральным кружком отправляются на конкурс в Сочи. Там взрослых и детей ждёт множество преград и вызовов, преодолевая которые всем им предстоит решить, кем же они хотят стать, когда вырастут. Но ещё это важное размышление про то, какой ценой даётся возможность заниматься искусством сегодня. Одну из главных ролей в фильме сыграла Дарья Савельева, называющая эту работу самой несвойственной для своей карьеры. Кинокритик Елена Зархина поговорила с Анной и Дарьей о том, как создавался фильм, каким был его путь на большие экраны, и о сюжете, который сложнее и злободневнее, чем кажется на первый взгляд.
Как вы друг друга нашли, включая продюсера Наталью Дрозд, и как складывался путь картины до старта съёмок?
Анна Кузнецова: После того как я съездила на «Кинотавр», где мой короткометражный фильм «Шесть Два Восемь» взял приз, мы с моим соавтором Катей Задохиной засели за сценарий «Каникул». До этого я уже уволилась с офисной работы, а Катя съездила на детский театральный фестиваль в Сочи с детьми из курируемого ею театрального кружка. Собственно, она же и рассказала про свой опыт участия в подобном мероприятии, и нам обеим стало понятно, что нужно писать об этом сценарий. Мы подавались с ним в Минкульт для получения финансовой поддержки для съёмок, но ничего не получили. Даже не дошли до шорт-листа. А затем сценарий прочитал режиссёр Борис Хлебников, которому он очень понравился. И вот уже он замолвил за нас слово Наталье Дрозд (продюсер картины. — Прим. ред.) и переслал материал.
Мы встретились, и оказалось, что это был очень удачный момент для нашего знакомства. Наталья работала тогда в СТВ (российская кинокомпания, основанная продюсером Сергеем Сельяновым. — Прим. ред.), но уже вынашивала идею создания собственной компании. И как раз подыскивала материал, который можно было бы подать в Минкульт уже от собственного продакшена «Форест Фильм». Наташа подключила к проекту Бориса Хлебникова в качестве креативного продюсера, а мы с Катей ещё год вычитывали и корректировали сценарий. Мы были абсолютно готовы к апрелю 2020 года, и тут наступил ковид, и всё зависло на неопределённый срок. В ноябре Минкульт всё же провел питчинг, и тогда, со второй попытки, мы получили от них поддержку.
Вообще наш проект прошёл сложный путь. И для Натальи, которая с ним в общем-то отправилась в самостоятельное продюсерское плавание, он тоже стал своего рода испытанием на прочность. Потому что все трудности, которые могли возникнуть у нас на пути, возникли. Наташа на своих продюсерских плечах всё вынесла и со всем героически справилась.
Вы упомянули, что вторая сценаристка Екатерина Задохина пережила историю, которая отчасти легла в основу сюжета. Каков процент реальности и художественного вымысла в вашей истории?
Анна Кузнецова: Мы с самого начала знали, что это не история успеха театрального кружка на конкурсе. И, собственно, Катин кружок в Сочи конкурс не выиграл. Многие образы героев фильма мы подсмотрели в реальности. Речи жюри вообще практически документальные. Мы гуглили реальные речи с открытия и закрытия различных детских театральных фестивалей и практически дословно использовали в сценарии. У наших экранных детей-старшеклассников тоже практически у всех есть реальные прототипы среди Катиных детей, которым она преподавала. А вот непосредственно вся сюжетная линия про взаимоотношения героинь Даши Савельевой и Полины Кутеповой — конечно, художественный вымысел.
Вы когда писали сценарий с Екатериной, сразу держали в голове исполнительниц главных ролей?
Анна Кузнецова: У меня был свой дримкаст, но он никак не воплотился. (Смеётся.)
После утверждения на роли влияли ли уже как-то актрисы своей органикой на образы героинь?
Анна Кузнецова: Практически нет, потому что мы старались так подобрать артистов, чтобы они максимально попадали в свои экранные образы, которые мы придумали. Мы пробовали и тех актрис, которые были в моём дримкасте, но на практике оказалось, что он был недостаточно точным. (Улыбается.) А вот Даша и Полина сделали эти роли даже лучше, чем нам изначально мечталось. Ну, и дети на площадке тоже какие-то очень прикольные вещи придумывали и предлагали, и некоторые их импровизационные реплики остались в фильме.
Дарья, а как произошло ваше знакомство с материалом? Что зацепило в роли Татьяны?
Дарья Савельева: Когда я узнала, что это дебютный полный метр, а я всегда читаю сценарии полных метров, сразу возник интерес. Потому что дебюты я очень люблю, в них всегда можно хулиганить как хочешь. (Улыбается.) Конечно, при условии, что вы с режиссёром на одной волне. У нас были первые пробы довольно долгие: мы два часа плотно обсуждали сценарий, образы, что-то искали.
Анна Кузнецова: Мне кажется, что роль Тани — это самая добрая Дашина роль в карьере. (Смеётся.)
Дарья Савельева: Это правда, я никогда ничего подобного не играла, и было очень интересно разобраться в героине. Я говорила: «Аня, где там боль? Где должна быть драма?» Ты же всегда должен думать о таких вещах. А Аня мне отвечала, мол, Даша, с ней это не так работает (Смеётся.) Там другая героиня, и играй её так, как ты чувствуешь.
Анна Кузнецова: Просто Даше часто предлагают играть роли, в которых нужно показать боль и драму, а у нас героиня, которая это всё старательно от других прячет. И вырывается это всё в какие-то редкие моменты, точечно. И мне кажется, что в фильме эти моменты лучше всего и работают: когда Таня такая вся весёлая и беззаботная, а потом вдруг что-то болезненное из неё прорывается наружу.
Ваша героиня кажется великовозрастным ребёнком, который ведёт себя не сильно взрослее тех детей, которых ей вверили. Вы для себя её считаете инфантильной или просто очень свободной?
Дарья Савельева: Она, безусловно, инфантильная, как, наверное, мы все в той или иной степени. Это 100 %. У неё есть свои косяки, свои ошибки, и она их принимает. И тем самым она подаёт пример другим быть собой, принимать себя в разном. Чтобы дети, глядя на неё, стремились пройти свой путь: били свои коленочки, сдирали локти, но шли своим путём. Это как процесс огранки алмаза — человек по жизни формируется подобным образом. И, конечно, проходит этот путь вместе с детьми из кружка. Но она не ставит себя в позицию их учителя. Она такая, как есть. Хотя к финалу, разумеется, и её пережитый опыт чуточку меняет. Это неизбежно.
Аня, а вы как автор этот процесс огранки проходили? Есть мнение, что дебютанты в своих первых картинах невольно копируют тех авторов и те фильмы, которые их сформировали. Это, с одной стороны, защищает, потому что можно, как щитом, закрыться. Но в этом ещё нет собственного голоса, стиля. Когда вы поняли, что знаете, как нужно снять этот фильм, ни у кого не подсматривая?
Анна Кузнецова: Мне кажется, что как автор ты всё равно никуда не сможешь уйти от себя. Можно, конечно, держать в голове какие-то референсы, но по итогу фильм будет всё равно таким, какая я. Личность режиссера всё равно просачивается через эти невидимые поры, и он сам проступает в своём произведении. Я, например, очень люблю фильм «Сто дней после детства» Сергея Соловьёва. Он немного был нашим, условно, референсом, на который мы равнялись. И, в общем-то, видно, что мы посылаем фильму какие-то приветы. (Улыбается.) Но в остальном были только технические референсы: как у кого движется камера, какой монтаж, ракурсы и так далее. Ещё мне очень нравится фильм «Американская милашка» по степени своей живости, свободы. Вот к такому бы хотелось приблизиться.
«Каникулы» обманчиво начинаются как лёгкое роуд-муви и постепенно перерастают в драму о противостоянии хаоса и порядка, свободы и дисциплины. Однако к финалу кардинально разные героини должны определиться: найти компромисс или продолжать отстаивать свои принципы. Как бы вы сформулировали ключевую тему фильма?
Анна Кузнецова: Сейчас прозвучит как хвастовство (улыбается), но многие люди подходят после показов и говорят, что смотрели фильм второй, третий раз и хотят посмотреть ещё. Так получилось, что в нём много слоёв и подсюжетов, в которые интересно всматриваться и в которых хочется разобраться отдельно. И, вероятно, это кино и воспринимается на разных уровнях. Есть первый, второй, третий план.
Но ещё это история о духоте и тесноте той реальности, в которой, кажется, невозможно заниматься искусством. У героев фильма постоянно что-то идёт не так, безобидная школьная постановка сталкивается с чередой абсурдных преград, цензурой. Искусство в нынешние времена — это уже роскошь?
Анна Кузнецова: Мы когда с Катей писали сценарий, разумеется, старались отрефлексировать свой опыт. В том числе и наши чувства в отношении профессии: про бесконечные отказы, понимание, что ты не встраиваешься в общую конъюнктуру, не пишешь то, что от тебя хотят, что востребовано. Поэтому у нас в сценарии театральный кружок тоже не вписывается в конъюнктуру. Ещё это история взросления. Когда мы садились писать сценарий, нам было 30 с небольшим. Сейчас мне 40 лет, но всё ещё возникает вопрос: а что значит быть взрослым? Так же и Таня, которой пора взрослеть, но в кого взрослеть, она не понимает.
Дарья Савельева: Мне кажется, что мы на протяжении всей жизни задаём себе этот вопрос: а что дальше? И никто не знает на него ответ.
Анна Кузнецова: Да, ведь у нас вообще герои, которые оказываются на границе эпох. И интересно, как в этой ситуации чувствуют себя люди разных поколений, от Марии Генриховны, которая в сознательном возрасте застала всё, что было до 1990 года, до детей, которые родились и росли совсем в другое время. Об этом нам тоже хотелось поразмышлять. И, конечно, это отчасти история про поиск семьи, которую можно обрести самым неожиданным образом и среди самых неожиданных людей. Как совершенно чужие и не похожие друг на друга люди вдруг становятся близкими.
Для вас тот финал, с которым остаются главные героини, — это про их поражение или победу?
Про победу. Потому что этот опыт произошёл, это отпечаталось в памяти и это уже навсегда с ними. Я уверена, что всё пережитое будет их всегда греть.
Сам фильм в условиях той реальности, в которой он выходил на «Маяке» и сейчас выходит в прокат, подвергся какой-то авторской цензуре?
Анна Кузнецова: Мы сняли сценарий в том виде, в котором он уходил на подачу в Минкульт. А в прокат он выходит в той версии, в которой был показан на «Маяке» в прошлом году. Относительно этого ничего не поменялось. Понятно, что самая первая версия была значительно дольше, она длилась три часа, и при последующем монтаже мы просто что-то сокращали.
Продюсер вашей картины Наталья Дрозд в прошлом году на дискуссионной панели в рамках «Маяка» сказала, что сейчас кино возможно делать только на ощупь и маленькими шажками. Аня, вам это ощущение созвучно и с каким чувством вы продолжаете работать дальше?
Анна Кузнецова: Я в мае прошлого года благодаря «Каникулам» попала на сериал «Дыши» платформы Okko, который делал продакшен «Место силы». Случайно я узнала, что они ищут режиссёра на женскую историю. Продюсеры посмотрели «Каникулы», и этим режиссёром стала я. Он выйдет в 2025 году, в главной роли Марина Александрова. И снова в истории есть подростки, кстати, что мне очень нравится. (Улыбается.) Такой вот был мой следующий маленький шажок.
В финале фильма одна из школьниц сквозь слёзы говорит слова, которые всех спорящих отрезвляют: «Разве вы не понимаете, что этого больше не будет?» Сейчас в сфере искусства тоже усиливается страх, что так хорошо, как было когда-то, уже не будет. Какие мысли у вас на этот счёт?
Дарья Савельева: Я думаю, что точно продолжат появляться новые авторы. Исхожу ещё из своего опыта в жюри (Дарья в 2024 году входила в жюри конкурса короткого метра «Маяка». — Прим. ред.). Для меня очевидно, что эти ребята будут снимать, несмотря ни на что. По их работам видно, что они думают по-другому. Видно, что им есть что сказать.
Кинофестивали хороши ещё и тем, что по ним видно, как велика «скамейка запасных». Ты видишь, сколько молодых кинематографистов есть прямо сейчас.
Анна Кузнецова: И это всё авторы, которые не просто хотят, но умеют снимать кино, и оно у них получается. Бум онлайн-платформ также лично мне внушает некоторый оптимизм. Да, горизонт планирования сейчас сократился. Но кризиса идей точно нет. Просто сейчас реализовывать их приходится быстрее, потому что никто не готов планировать на годы вперёд. К сожалению, потому что хорошее кино требует времени и на сценарий, и на подготовку. Но платформы тут тоже можно понять. А что будет завтра — никто не знает.