Пять фильмов фестиваля «Маяк»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо фильма «Год рождения», реж. Михаил Местецкий. «Пайнери»

Первый фестиваль актуального российского кино «Маяк» завершился в Геленджике, где проходил с 5 по 9 октября. Если характеризовать фестиваль двумя словами, то можно использовать такие: «бутиковый продукт». «Маяк» получился камерным, отточенным и выверенным. Гости и участники приходили в зал, где специальным эффектом создавались шум волн и крик чаек, по небу-потолку «бежали облака». И открылся, и закрылся он появлением на сцене ведущей (светский обозреватель Евгения Милова) в бальном платье, словно она — составляющая музыкальной шкатулки. Однако «шкатулка» была кинематографической. 11 фильмов, заботливо собранные самым модным программным директором Стасом Тыркиным (он же программный директор столичного кинотеатра «Художественный»). 40 журналистов. Была выдана 321 аккредитация. Фестиваль — вещь в себе, фестиваль-тест с призом в виде линзы, наводящей фокус, по замыслу создателей (учреждён фондом развития современного кинематографа «Кинопрайм»), на сегодняшний российский кинематограф.

Специально для КИНОТВ кинообозреватель Сусанна Альперина выбрала пять фильмов «Маяка», на которые, по её мнению, стоит обратить внимание в первую очередь. Информацию о том, как распределило награды жюри фестиваля «Маяк», в которое вошли продюсер Игорь Толстунов (председатель), художник кино Надежда Васильева-Балабанова, режиссёр и сценарист Алексей Попогребский, кинокритик и продюсер Лев Карахан, актриса Аня Чиповская и продюсер, режиссёр и актёр Данила Козловский (принимал участие в работе жюри удалённо), — можно найти в конце этого текста. И две ремарки от автора. Первая — пока невозможно точно сориентировать, когда показанные на «Маяке» фильмы выйдут к зрителю, дата проката есть только у одной картины — «Год рождения» Михаила Местецкого, у части конкурсных картин ещё даже нет прокатчика. Вторая — в подборку не вошла картина Алексея Федорченко «Новый Берлин». Фильм был добавлен в программу в последнюю минуту, приехал, что называется, с монтажного стола и словно стоял особняком от всех конкурсных работ. Его предстоит доделать, и, несомненно, картина получит и в дальнейшем яркую фестивальную судьбу и поклонники-зрители ещё долго будут расшифровывать заложенные в неё смыслы. Если бы на фестивале «Маяк» существовал приз за самое обсуждаемое кино — он был бы у Федорченко, которому не досталось наград от официального жюри.

«Год рождения», реж. Михаил Местецкий

Кадр из фильма «Год рождения», реж. Михаил Местецкий. «Пайнери»

Есть ощущение, что фильм, так ярко открывший фестиваль, само название и смысл которого совпали и с рождением «Маяка», оказался недооценён жюри. Картине вручили только один приз — артист Эльдар Калимулин, сыгравший современную вариацию шукшинского «чудика», стал обладателем «Линзы» «Маяка» за лучшую мужскую роль. Михаил Местецкий, чей собственный день рождения совпал с днём завершения работы фестиваля «Маяк», снял свою вторую полнометражную картину спустя восемь лет после первой — «Тряпичного союза». Новый фильм Местецкого (в прокате с 9 ноября) полюбят молодые отцы, музыканты различных направлений — рокеры, панки, рэперы... Да что говорить — за ним пойдёт весь андеграунд. Потому что рассказывает кино о том, как у простого парня из города Металлогорска появляются и любовь, и мечта. Любовь — прекрасная Марина, продавщица из магазина диванов (Анастасия Талызина), мечта — провести в городе первый фестиваль андеграунда «Месиво» и напомнить жителям о группе «Яичный свет» и её лидере (Юра Борисов в этой роли поёт, да ещё как!), которые стали для Металлогорска самым настоящим чудом. Мечта, любовь и действительность, как обычно, вступают в неразрешимый, казалось бы, конфликт. Однако режиссёр в достаточно эпатажной форме предлагает выход из ситуации. Фильм «Год рождения», несмотря на хулиганство и клоунаду, — ещё и очень тонкое высказывание об отцовстве и нежных мужских чувствах, с ним связанных. Мужчины не плачут — они снимают талантливое кино.


«Рыжий», реж. Семён Серзин

Кадр из фильма «Рыжий», реж. Семён Серзин. Пресс-служба фестиваля «Маяк»

Фильм наполнен поэзией — и в прямом, и в переносном смысле. В прямом — все герои читают стихотворения реально существующего поэта Бориса Рыжего. Впервые снято кино о нём, о поэте из Екатеринбурга 90-х, который покончил с собой в 26, но оставил талантливые стихи, написанные «на разрыв аорты». А ещё он успел получить престижную премию «Антибукер» в столице. В главной роли — непрофессиональный артист, но известный музыкант Евгений Алёхин. Он располагает к себе моментально — именно таким, кажется, и должен быть поэт — мятущаяся душа. После фестиваля последовала критика, мол, Алёхин старше реального Рыжего по возрасту. Однако разве у поэтов есть возраст? И в жизни, и в кино.

В картине, словно продолжая тему, поднятую на фестивале лентой «Год рождения», также показано, как противоречат друг другу духовное и земное, талант и повседневность. Для известного артиста Семёна Серзина фильм — третья режиссёрская работа, демонстрирующая, что после «Человека из Подольска» и «Похожего человека» его уровень в этом качестве растет. Одна из самых ярких мужских ролей в фильме — Евгений Ткачук в роли друга Рыжего Романа — наглого креативщика, который тоже имеет дар сочинительства, однако стремится его монетизировать, направив усилия в рекламное русло. Деньги нужны Роману, чтобы выпутаться из нескольких сомнительных ситуаций сразу. С появлением такого фильма, как «Рыжий», в жизни снова возникают понятия о дружбе и любви, семье и работе, настоящем и придуманном. Жаль, что картина не была отмечена на фестивале ни одним из призов, но прекрасно, что она вообще на нём была.


«Чума», реж. Дмитрий Давыдов

Кадр из фильма «Чума», реж. Дмитрий Давыдов. «Кинологистика»

По словам главного редактора журнала «Искусство кино» Никиты Карцева, наградить якутское кино на кинофестивале за режиссуру — это как утверждать лишний раз, что Волга впадает в Каспийское море. Тем не менее, по мнению автора этих строк, фильм был достоин и главного приза, поскольку даже в успешном и феноменальном якутском кино есть и свои вершины. И в обширном творчестве режиссёра Дмитрия Давыдова в частности. По моей информации, лента рассматривалась для участия в крупных международных кинофестивалях, и в другое время её бы наверняка взяли в их программы — настолько актуально и злободневно она звучит. Два героя, два соседа и их сыновья-подростки. Женщин в фильме нет вообще. Сын главного героя — лодочника Ивана — уходит жить к соседу по той простой причине, что зло привлекательно. В Голливуде с большими бюджетами о выборе молодых умов снимают такие картины, как «Люди Икс» или «Гарри Поттер». Но у якутского кино нет таких денег, зато есть смыслы. «Чума» поднимает такие вопросы, как своё и чужое, правда и ложь, сила и слабость. Многоуровневое кино о двух отцах, двух сыновьях и выборе каждого — соединяет простоту и мощь. И продолжает тему отцовства, отличая программу «Маяка» от других кинофестивалей, где сегодня фокусируются на женском взгляде на жизнь и её проявления.


«Фрау», реж. Любовь Мульменко

Кадр из фильма «Фрау», реж. Любовь Мульменко. «Форест-Фильм»

Однако и женская точка зрения нашла своё место на фестивале «Маяк». Вторая режиссёрская работа известного сценариста Мульменко показала, что Любовь растёт. По иронии судьбы именно Мульменко достался приз жюри за лучший сценарий, и это было сравнимо с тем, как в своё время на «Кинотавре» приз за сценарий получила другая женщина-режиссёр Авдотья Смирнова. Сценарий «Фрау» и вправду очень хорош, а диалоги — те вообще блистательны. Главные герои — утончённая балерина Кристина (Лиза Янковская получила награду как лучшая исполнительница женской роли) и продавец из магазина, где продаются оружейные и рыболовные снасти. Он прост как пять копеек, она «профессорская внучка» из женского царства — бабушка преподавала в вузе 30 лет. Он хочет возвышенности, она — жить как все. И оба очень хотят быть не одинокими, любимыми и завести семью. Смотреть такое кино и смешно, и грустно. А ещё и обидно, потому что понятно, что если нет между людьми самой обыкновенной химии и притяжения чувств, то и такая проблема, как мезальянс, отходит на дальний план. Одна радость — в фильме «Фрау», в отличие от реальных жизненных ситуаций, очень нежный финал. Столь же редкий, как слово «фрау» в лексиконе продавца охотничьего магазина.


«Каникулы», реж. Анна Кузнецова

Кадр из фильма «Каникулы», реж. Анна Кузнецова. «Форест-Фильм»

В конкурсе фестиваля «Маяк», состоящем из 11 фильмов, пять были дебюты. И один из них получил гран-при. При том что среди наград была отдельная — за лучший дебют, её присудили фильму Татьяны Рахмановой «Королевство» — триллеру о подростках-детдомовцах, которые все государственные деньги, положенные им к моменту окончания учёбы, «грохнули» на выпускной в специально снятом для празднования особняке. Фильм «Каникулы», на вкус автора этих строк, был более достоин данной награды, но пришлось брать выше. Победу фильма «Каникулы», явно не самого сильного в общем конкурсе, можно объяснить тем, что он очень удачным образом с фестивалем совпал. Так бывает. Участники фестиваля, как и герои «Каникул», отправились к морю участвовать в творческом конкурсе. В фильме школьники старших классов из Калуги, учащиеся театральной студии, едут в Сочи на конкурс «Россия. Театр. Дети». Со школьниками — два педагога. Свободная и раскованная руководительница театральной студии Татьяна Викторовна (Дарья Савельева) и строгая и закомплексованная завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова). И отношения взрослых и детей и взрослых и взрослых развиваются так, что хоть сейчас разбирай их на цитаты и используй в применении фестиваля «Маяк». Даже генеральный продюсер фестиваля, директор фонда «Кинопрайм» Антон Малышев, признался со сцены, что его это очень затронуло. Первая любовь, умение выразить себя через искусство, интриги и предательства, обсуждения жюри фестиваля (такие узнаваемые, что зал аплодировал прямо во время сеанса).

Картина дебютантки начинается довольно буднично и даже в чём-то олдскульно, но потом набирает необходимую высоту и в какой-то момент начинает парить и сверкать в пространстве. Невозможно удержаться ещё от одного сравнения: одна из самых ярких картин 2023 года, премьера которой состоялась на кинофестивале «Сандэнс» в январе, называется «Театральный лагерь» (Theater Camp). Считай, в России появился «импортозаместитель» в виде «Каникул». Режиссёра картины Анну Кузнецову, получившую самую крупную «Линзу» «Маяка», уже пригласили снимать сериал «Переходный возраст» с Мариной Александровой в главной роли для онлайн-кинотеатра Okko, так что мы о ней ещё услышим, но биография девушки уже началась: с «Каникул» на «Маяке».

Список победителей кинофестиваля «Маяк» можно посмотреть здесь.

Читайте также
Вим Вендерс, Мануэл ди Оливейра и Илья Поволоцкий: Гид по фестивалю «КАРО.Арт»
Рассказываем о разовых показах шедевров мирового кино.
Лучшие сериалы про адвокатов и юристов
Суды, перестрелки, супергерои.
Сериалы сентября-23: гид Татьяны Алёшичевой
Спин-оффы «Пацанов» и «Джона Уика», а также новый хит Кинопоиска.
Хтонь 90-х, говорящие животные и Диккенс: русские романы, которые стоит экранизировать
От сатиры до хорроров в духе «Оно» и детективов, которые сложнее, чем кажутся.
Также рекомендуем
С 20 февраля в российском прокате «Калашников». Байопик о легендарном конструкторе, создателе самого известного в мире а...
Паоло Соррентино, (анти)сказка о «Красотке» и Марчелло, да не тот.
Новая работа якутского режиссёра Дмитрия Давыдова, автора феноменального «Пугала».
Волшебство панка и фантазийная история взросления.
С 20 февраля в российском прокате «Калашников». Байопик о легендарном конструкторе, создателе самого известного в мире а...
Паоло Соррентино, (анти)сказка о «Красотке» и Марчелло, да не тот.
Новая работа якутского режиссёра Дмитрия Давыдова, автора феноменального «Пугала».
Волшебство панка и фантазийная история взросления.

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00