Отец, сын и животный мир: репортаж со съёмок фильма Татьяны Рахмановой «Хорошая жизнь»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Летом в Ленинградской области завершились съёмки второго фильма Татьяны Рахмановой «Хорошая жизнь». В основе новой работы автора «Королевства» рассказ Аркадия Гайдара «Голубая чашка», но это далеко не буквальное следование оригинальному тексту. Максим Ершов побывал на съёмочной площадке, пообщался с членами группы и передаёт настроение летней картины.

Жаркий летний воскресный день. Завершаются съемки фильма Татьяны Рахмановой «Хорошая жизнь». Последние сцены снимают на песчаном карьере, спрятанном между посёлками Поляны и Победа в Выборгском районе Ленинградской области. На машине от Петербурга добраться сюда довольно легко, всего 80 км от города. Правда, чем ближе конечная точка маршрута, тем хуже становится асфальт, ямы объезжать всё проблематичнее. Рядом с карьером нет никаких построек, только прилично любителей кататься на квадроциклах.

Фото со съёмок «Хорошей жизни» Татьяны Рахмановой

О приближении съёмочной площадки свидетельствуют вагончики киношников, в том числе туалет с двумя дверями и милейшими надписями «дамы» и «рыцари». Первым навстречу выходит локейшн-менеджер Владимир Пляцковский в ковбойской шляпе, работавший ещё с Алексеем Балабановым. Из балабановской команды и второй режиссёр Алла Тяглова, которую сопровождает дружелюбный питбуль Ларс. Удивительно, но он в фильме не снимается, хотя живности в кадре хватает. Тяглова сначала угощает вкуснейшим домашним печеньем с корицей, а потом приглашает стать свидетелем кастинга утят. Все пятеро претендентов пищат, сидя в картонной коробочке. В соседней «гримёрке» мирно спит ёжик, он роль уже получил без проб. Из пятерых утят выбирают самого смелого, который на руках не начинал паниковать и отчаянно вырываться. Быть малышу звездой.

После разговоров с членами съёмочной группы становится понятно, что в «Хорошей жизни» животный мир представлен замечательно. В кадре можно заметить не только утят и ёжика, но также куриц, коз, бабочек, лягушек, лошадей и кота. Скорее всего, никто прежде в кино не снимался, но нет сомнений, что сердца зрителей будут покорены раз и навсегда.

На съёмочную площадку приезжают режиссёр Татьяна Рахманова и оператор Алишер Хамидходжаев, долго добиравшиеся из города из-за пробок. Для начала удаётся поговорить с постановщицей. В оригинале у Аркадия Гайдара события развиваются в 1930-е. Молодая семейная пара вместе с восьмилетней дочкой отправляется отдыхать на дачу, где случается одно неприятное и загадочное событие — кто-то разбивает мамину любимую голубую чашку. Отец и дочь, оскорблённые несправедливыми обвинениями, решают уйти из дома — навсегда. В экранизации из дома уходят отец и сын. Режиссёр объясняет, что в фильме нет определенного времени действия.

Татьяна Рахманова: Мне хотелось смешать разные времена, потому что темы, которые поднимаются в этом рассказе, — вечные. В картине это видно даже по декорациям, мы использовали как старинные предметы, так и современные. Например, когда герои приезжают на старую дачу, там хранятся вещи бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек — а рядом лежат пластиковые бутылки. Вот это соединение времён, как мне кажется, — очень благодарная история. Идеи делать из «Голубой чашки» исключительно историческую картину у меня не было.


Фото со съёмок «Хорошей жизни» Татьяны Рахмановой

Постановщица признаётся, что после «Королевства» хотелось быстро снять следующий фильм, казалось, что писательское прошлое должно помочь в создании сценария адаптации. В итоге на подготовительный период ушло полтора года. Рахманова объясняет, почему взялась за прозу Гайдара, и говорит про свой подход к рассказу.

Татьяна Рахманова: «Голубая чашка» — история взросления, она о контрасте между внутренним миром ребёнка и внешним, опасным миром. В рассказе есть сцена, которая собирает образное и смысловое сердце картины: папа и дочка (в нашем фильме это папа и сын) гуляют в тёплый солнечный день, но в воздухе висит ощущение тревоги.

У Гайдара всё это соединяется очень гармонично и интересно. Вокруг всегда что-то происходит, мальчик-герой в тревоге, но при этом счастлив проживать этот день вместе с папой. У Гайдара в одной из редакций «Голубой чашки» отец уходил в путешествие не с дочерью, а с сыном — его звали Дима. Позже, в финальной версии рассказа, появилась девочка Светлана. Думаю, для Гайдара папа и дочка, большой мужчина и маленькая девочка, были более выразительны, эта пара героев соответствовала его художественным задачам.

Понимая контекст творчества Гайдара, который всегда восхищался мальчишеской бравадой, я решила сделать картину про мужчин. Подумала, будет здорово показать их путешествие. Они уходят из дома, оставляя маму и жену, как будто покидают рай. У меня сын, думаю, что в какой-то момент мальчик должен покинуть дом и отправиться преодолевать трудности. Мне было интересно использовать элементы маскулинного кино — у нас в фильме есть, например, отсылки к вестерну. Я очень люблю этот жанр, он ведь тоже очень связан с детством. Всадники, скачущие из ниоткуда в никуда, — это очень по-мальчишески.


У «Хорошей жизни» скромный бюджет. Ещё со времен «Королевства» и Рахманову, и оператора Хамидходжаева интересует в первую очередь человек — его эмоции, состояние.

Алишер Хамидходжаев: «Хорошая жизнь» — атмосферный и состоянческий фильм, а ещё душевный и добрый, что самое главное. Может, кто-то скажет, что доброе кино — это не очень хорошо, но мы с Таней всегда пытаемся делать основной упор на персонажа. Нам важно рассмотреть и понять именно человека. Работа с неигровыми артистами помогает исследовать их как людей прежде всего. Съёмки идут последовательно, и мы вместе с героями проживаем их жизнь, постигаем её. Зрители хотят, чтобы с ними с экрана говорили о чём-то очень важном, о переживаниях и состояниях души. И мне кажется, в наше время очень нужен такой разговор.


В новый проект перешла практически вся творческая группа из дебюта Рахмановой “Королевство”: не только оператор Алишер Хамидходжаев и художник Кирилл Шувалов, но и художник по костюмам Наталия Седицкая, звукорежиссёр Стас Михеев, гримёры Анна Бобчёнок и Мария Хуриева, кастинг-директор Ксения Пушкаш и монтажёр Дмитрий Новосельцев. Продюсеры у новой работы Рахмановой тоже знакомые. Мария Маевская и Валерия Мостовая также трудились с режиссёром над дебютом.

Татьяна Рахманова: Вся моя группа, все мои родные люди пришли со мной в новую картину. Несмотря на то что у нас очень жесткий съемочный график, более чем скромный бюджет, условия очень суровые. Но мы все здесь, чтобы вместе заниматься важной для нас художественной работой. Я благодарна судьбе, что мне подарено такое счастье. Ощущение сообщества — это очень важно, и такое единение в кино всегда чувствуется.


Алишер Хамидходжаев («Аритмия», «Бумажный солдат», «Снег в моём дворе») встречает привычной скромной улыбкой и вторит Рахмановой, отмечая дружный коллектив.

Алишер Хамидходжаев: На съемках «Королевства» мы прожили довольно дружную жизнь, и сейчас у нас практически вся группа перешла в новый фильм. Эта атмосфера, которую мы пытаемся создавать на площадке, всех вовлекает в творчество, в какую-то особую реальность.

Хамидходжаев отмечает, что «Королевство» было фильмом более драйвовым, а для новой работы пришлось придумывать другой киноязык.

Алишер Хамидходжаев: Мы очень много экспериментируем с планами — чередуем общие и дальние, а затем резко переходим на крупный. Либо, наоборот, даём несколько сверхкрупных планов подряд. Мы выступаем за то, что кино должно быть скорее эмоциональным, чем каким-то правильным. Мне кажется, такое кино должно увлечь зрителя. Мы вообще всегда за то, чтобы кино смотрели люди, — оно создаётся не для полутора человек, а для зрителей. Хочется, чтобы возникало сопереживание героям, чтобы фильм вызывал внутренний отклик.

Оператор также рассказывает, что вместе с постановщицей хотел снимать кино именно весной и летом.

Алишер Хамидходжаев: Хотелось, чтобы наши герои попадали в разные пространства, открывали для себя новые места и с ними происходили какие-то совершенно удивительные вещи. Мы снимали не только на западе, но и на востоке Ленинградской области, у нас было много локаций. Дом героев находится на востоке области. В этих местах, конечно, очень специфическая природа. А ещё, начав снимать, мы решили застать этот необычайный воздух, который всегда появляется в конце мая. Весенний свет, молодая зелень — всё как будто сияет изнутри. Мы попытались показать этот свет в героях. Может быть, задача кино, его магия и состоит в том, чтобы показывать всё в немного приподнятом контексте.


Фото со съёмок «Хорошей жизни» Татьяны Рахмановой

Рахманова уходит репетировать финальную сцену у озера с актёрами. В это время оператор расхаживает вокруг артистов и выискивает подходящий ракурс. Но мы пока не будем раскрывать всех карт и покидаем съёмочную площадку в счастливом неведении. Концовку семейной истории узнаем вместе с остальными зрителями. «Хорошую жизнь» наверняка ждут фестивальная премьера и прокат. Даже после нескольких часов на съёмочной площадке, где все тебе улыбаются и охотно пускаются в разговоры о том и о сём, становится понятно, почему команда «Королевства» собралась вновь. Уют, душевная близость, взаимопонимание и доброта сегодня дорогого стоят.