«По ночам снится мне столько киноснов»: Алексей Васильев о своём собственном Федерико Феллини

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

100 лет назад родился Федерико Феллини. Его фильмография — основа любой киноэнциклопедии, биография — и в википедии детально описана. Его значение настолько неоспоримо, что это пошло повторять даже в юбилейный день. Его наследие громадно. Даже подсознательное режиссёра сегодня доступно любому благодаря изданию скандальной «Книги снов» — его дневника, изобилующего сексом, фобиями и испражнениями. В общем, писать сегодня о Федерико Феллини — значит ещё раз повториться, ещё раз проговорить то, что известно и так. Другое дело — к 100-летию режиссёра написать не о нём, а о себе и о своей связи с мёртвым именинником.
Алексей Васильев по просьбе КИНОТВ поступил именно так.


«Я заказала шоколад и мартини,
И, словно в фильме Федерико Феллини,
Я поняла, что в жизни любовь всё же есть!»
(Верка Сердючка, «Песня о розовом свитере»)

Есть мнение, что ничто так не раскрепощает человека, как музыка и секс: именно поэтому в тоталитарных режимах в первую очередь оказываются под запретом интимная жизнь и актуальный мировой саунд (как запрещали и ругали у нас в 30-х джаз, а в 60-х — «Битлз»). Надо бы добавить к этому мини-списку «раскрепостителей» Федерико Феллини. Его фильмы из смеха и снов, населённые дородными тётками и взволнованными юнцами, опьянённые циркаческой музыкой Нино Роты, — это овеществлённые в кинолентах мечты, не подконтрольные никакому порядку и, подобно лавине, сметающие и погребающие под собой Помпеи всяких уставных отношений.

Когда в конце 1980-х, годы перестройки, СССР освобождался от оков цензуры и идеологии и на прилавки музыкальных магазинов высыпали пропущенные диски «Битлз», «Лед Зеппелин» и «Дип Пёрпл», по телевизору крутили клипы Мадонны и «Пет Шоп Бойз», а в газетах и молодёжных журналах начали печатать статьи, что всякий секс, включая неортодоксальный, — залог здоровья, именно и только тогда в наших кинотеатрах, при полных аншлагах, бушевали выпущенные скопом старые и новые фильмы Федерико Феллини. И поскольку аналитики разобрали его фильмы на атомы, плагиаторы — на запчасти, критики — на винтики, и даже Алла Пугачёва в фильме «Пришла и говорю» спела, что по ночам ей снятся танцы с Феллини, то нет никакой возможности добавить что-то новое о его кинематографе — поэтому давайте просто вспомним то прекрасное время, когда он сопровождал нас во вновь обретённую свободу, как туш — акробатов на арену. Пожалуй, ему бы это понравилось.

При советской власти из западных кинорежиссёров Феллини у нас любили больше всего. О нём издавались книги, печатались его сценарии, за творчеством его актёров — Мазины, Мастроянни — СМИ следили особенно пристально, наконец, на III Московском фестивале главный приз взяла его картина, причём самая лучшая — «8 ½» (или можно сказать наоборот — его лучшая картина взяла свой первый главный приз именно на Московском фестивале), его поздравляли с юбилеями — с 60-летием, например, в 1980 году на страницах журнала «Искусство кино» его поздравлял статьёй-признанием в любви аж сам Тарковский. И всё же он оставался достоянием киноэлиты. До широкого зрителя его фильмы не допускались, и только наши родители (наши — я имею в виду нас, школьников 80-х, подростков перестройки) рассказывали как о легенде о виденном ими в их молодости фильме «Ночи Кабирии» (1957), в котором для нас благоуханным было уже то, что это был целый фильм о проститутке.

После съезда партии 1986 года, когда прозвучало слово «перестройка», поднялась волна интереса ко всему прежде запрещённому, элитному, к «кино не для всех». Киноклубы и кинолектории плодились как грибы после дождя, возобновлялись фильмы Тарковского и Муратовой, снимались с полки Герман и Панфилов, а среди самых частых заграничных деликатесов ходила по кругу приобретённая ещё пять лет назад, а теперь внезапно ставшая сверхвостребованной «Репетиция оркестра» (1979) Федерико Феллини. Этот маленький, всего в час длиной телевизионный, вообще-то, фильм, конечно, никак не мог утолить голод и любопытство перед глыбой произносившегося с придыханием слова «Феллини», он и не будет среди его самых любимых, и всё же именно на этом своём самом первом просмотре Феллини я, как теперь понимаю, получил о нём самое главное, самое основное знание. В одной из сцен зал сильно оживился, мой папа расхохотался, как ребёнок, ткнул меня в локоть, показал на экран и на весь зал объявил: «Смотри, мужик жопу почесал!» Вот это было счастье! Так непосредственно люди не вели себя даже в цирке на клоунах. И дело даже не в том, что зашоренным советским людям впервые показали в кино совершенно площадной жест. Вы вообще когда-нибудь видели в кино, где часами выстраивают свет и мизансцену, чтобы персонаж взял и почесал жопу? Теперь я понимаю — в этом и есть суть Феллини. Чесать жопу, разумеется, никто не запрещал, не было такой директивы — просто это настолько органически втемяшенный запрет, что нам не придёт в голову не только делать это перед камерой, но и вообще прилюдно. Феллини снимает поверх тех запретов, которые навязаны нам собственным сознанием, культурой. Он летит на гребне волны мышечной радости. Показывает то, что приятно. Просто и по-младенчески приятно — почесаться, когда чешется. В этом он весь. И никакой смелый секс, никакой изощрённый садизм не могут быть силой сильнее того плешивого дядьки, почесавшего зад в «Репетиции оркестра». Потому что они — плод интеллектуальной конструкции, что-то вынутое из головы и отрепетированное. А мужик, почесавший жопу, — это неописуемая радость, потому что до неё невозможно додуматься: она может только просто произойти.

Потом был фильм-опера «И корабль плывёт» (1983) с его брезентовыми волнами и вулканически нагнетаемым чувством конца света, гипнотически-красивый — и слишком постановочный: анти-почёсывание. Но уже летом 1987 года Феллини снова взял Главный приз в Москве — за «Интервью», и осенью прокат бомбануло: «Интервью» (1987), «Джинджер и Фред» (1986) и — «8 ½» (1963). На этот фильм мы набивались по полкласса — а на экране как эхо нас, весело ёрзающих в креслах в кинозале, мальчишки в школьных формах подпрыгивали от предвкушаемого удовольствия, что из пещеры им навстречу выползет косматая толстуха в фартуке, завязки от которого болтались на её широкой заднице, как хвост, делая её похожей на невиданную зверюгу, и, постреляв густо накрашенными глазами, пустится в босоногую румбу. Поймите: осознавая, что, дескать, «Феллини!», этот фильм мы любили всем сердцем, по-настоящему, через запятую с лучшими картинами де Фюнеса и Пьера Ришара. Это были два часа счастья, и всё было понятно. Гвидо в своём сне собирал под одним кровом всех своих женщин — жену, любовниц, актрис, стюардессу, которую видел раз в жизни, танцовщицу 1930-х, из-за которой впервые намочил штаны — и они грели ему ванну, хлопотали вокруг стола и носили на руках. В жизни эти женщины лишь фыркали друг на друга — и эта мечта нам, 14-летним, была совершенно понятна: наши мамы уже фыркали на наших подружек, те — на других подружек, мамы подружек — на наших мам, а мы мечтали, чтобы они улыбались и говорили комплименты друг другу, весело суетились в нашем мире бок о бок, имея одну на всех общую заветную цель — послаще потереть нам спинку.

Удивительно, но что это фильм о творческом кризисе, я понял просмотра только с пятого, когда сам вовсю учился во ВГИКе и пришлось самому писать курсовые и резать, а потом склеивать заново плёнки с фильмами Довженко. Феллини показал ступор как волшебное состояние, чистое счастье. Он воспел не удовольствие от процесса — тогда б он был средней руки учеником психоаналитика. Он наслаждался просто состоянием «быть» — которое не обязано, вообще-то, никуда вести, не только приводить к результатам, но и являть собой какой бы то ни было процесс.


«Амаркорд» (1973) — это жаркий июньский день, каникулы после 9-го класса. Мы выходим с фильма, пританцовывая, как блондинчик из фильма: на экране над ним летел снег, а в жизни над нами — тополиный пух. Мы перевлюблялись к чёртовой матери, и музыка «Амаркорда» не просто застряла в головах — на проигрывателях вертелась новая пластинка фирмы «Мелодия» под названием «Амаркорд», и эта музыка была неистребима в то лето первой любви.

Выпущенный в конце 1991 года «Казанова» (1976) прошёл мимострелом. Это был первый курс, пора радости секса. «Казанова» показывал секс как принудительный аттракцион, доказательство профпригодности, оправдание своего существования. Жизненный опыт и фильм жёстко не совпали.

Но всё скорректировал «Сатирикон» (1969), который то и дело принялись крутить в «Иллюзионе» в 1992-м. Прекрасные и юные, как мы сами, парни-модели путались в чувствах друг к другу и запутывались в обременительных удовольствиях. В последнем кадре они представали на фреске — облупившейся от столетий: увековеченные в своих ошибочных поступках, заблуждениях, напрасном распутстве, пропущенной любви — теперь они камень, и уже ничего нельзя изменить. Точно так же чувствовали себя мы тогда, слишком увлёкшиеся свободой, первыми рейвами, после которых на рассвете мы всякий раз не досчитывались возлюбленных, и проворонившие на карусели сладкой жизни тех единственных, что и были важны. Такими мы и остались в истории, увековеченные в камне, неисправимые. Вышедшие под музыку Нино Роты в море большой любви — но запечатлённые навеки в граните слова «поколение» как люди, только лишь и успевшие, что при всех почесать себе жопу.

P.S. И это было чертовски приятно!


Читайте также
2019: прощальное письмо Зинаиды Пронченко
Прощаемся с годом, не прощаемся с Зинаидой. Спишемся в 2020-м! 2019-й, как всегда, был годом потерь и о...
Смех и причины: как изменились комедии в 2010-х
Кажется нет жанра, претерпевшего в 2010-х больше изменений, чем комедия. Причины на поверхности: новые платформы для премьер,...
Смех и причины: как изменились комедии в 2010-х
Кажется нет жанра, претерпевшего в 2010-х больше изменений, чем комедия. Причины на поверхности: новые платформы для премьер, новые способы проката,...
Книга лучше? Что нобелевский лауреат Петер Хандке сделал для кино
Кажется, со времени награждения Гарольда Пинтера в 2005 году нобелевский комитет не отмечал автора, столь тесно связанного с кинематографом. Сложно представит...
Попкорн и кушетка. Оля Касьянова — о моде на психотерапию в киномейнстриме
Вернувшись с набережной Круазет, КИНОТВ сфокусировался на российском кинопрокате, где разгуливают «Детектив Пикачу», очередны...
Долго вглядываясь в бездну. К 70-летию Александра Миндадзе
С 26 по 28 апреля в кинотеатре «Звезда» пройдёт ретроспектива фильмов Александра Миндадзе, приуроченная к его 70-лети...
Также рекомендуем
Самое неприятное в их душевных метаниях то, насколько они знакомы.
Нелегальная археология и чудеса на тосканских виражах.
Самое неприятное в их душевных метаниях то, насколько они знакомы.
Нелегальная археология и чудеса на тосканских виражах.

Последние новости

«Лазарь» Синъитиро Ватанабэ выйдет в апреле
Над аниме-сериалом также работал и постановщик «Джона Уика».
Кумэйл Нанджиани может сыграть во втором сезоне Fallout
Об этом сообщает инсайдер Джефф Снайдер.
«Голяк» завершится на седьмом сезоне
Об этом заявили создатели сериала.
Вин Дизель поделился фото со съёмок «Форсажа 11»
Напоминая, что нет ничего дороже, чем семья.
00:00