Зимняя сказка с духами праздника: «Рождественская песнь» на экране

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Рождественская история», Walt Disney Pictures

Знаменитую повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями» экранизируют настолько часто, что бесконечное переосмысление сказочной истории в кино уже стало доброй традицией. Сюжет оригинального произведения 1843 года вращался вокруг духовной трансформации скряги Эбенезера Скруджа, которую он пережил в сочельник, однако мистические приключения героя многие режиссёры интерпретировали по-своему. Сегодня, когда по всему миру отмечают Рождество по григорианскому календарю, рассказываем о том, как одно из главных литературных произведений об этом празднике кинематографисты адаптировали с XX века до наших дней.

Впервые «Рождественскую песнь» экранизировали в 1901 году, а до этого момента её лишь переосмысляли на театральной сцене. В то время британские кинематографисты увлекались историческими событиями («Нападение на миссию в Китае»), детским фольклором («Дом, который построил Джек») и романтическими фантазиями («Позволь мне снова помечтать»), поэтому довольно жуткая адаптация повести-сказки Диккенса расходилась с общими тенденциями и как раз таки привлекала внимание своей самобытностью. Режиссёр Уолтер Буф поставил короткометражное немое кино «Скрудж, или Призрак Марли» продолжительностью всего пять минут, однако до наших дней сохранился лишь трёхминутный отрывок картины. Постановщик намеренно свёл количество титров к минимуму, нисколько не сомневаясь, что произведение Диккенса зрители знают наизусть. Из-за необычных спецэффектов (чего стоило только одно появление фантома и духов Прошлого, Настоящего и Будущего) и леденящего душу мистического антуража в 1901 году «Скрудж, или Призрак Марли» воспринимался как новаторское творение: сверхъестественное в нём пугало не меньше атмосферы в «Замке дьявола» (1896), а оригинальная концепция фильма предвосхитила бум немых хорроров в 1920-е. Первыми картину посмотрели король Эдуард VII и королева Александра, которые остались под сильным впечатлением от увиденного.

Отрывок из «Скрудж, или Призрак Марли», BFI National Archive

В 1910 году вышла американская киноверсия «Рождественской песни» под названием «Сочельник». 13-минутная картина Джеймса Сирла-Доули переняла репрезентацию потустороннего у британского фильма-предшественника и предложила классический взгляд на духовное преображение чёрствого скряги Эбенезера Скруджа: в сопровождении «парящих» в воздухе святочных духов угрюмый старик проходил через тяжёлое испытание — наблюдал за своей жизнью со стороны, чтобы в конечном счёте его сердце смягчилось, а милосердие наполнило душу до краёв. В этом кино отношениям героя с племянником Фредом, единственным из родственников, кто не переставал верить, что в эксцентричном мужчине всё же осталось что-то хорошее, уделялось чуть больше внимания. Если «Призрак Марли» без колебаний с головой бросался в мистику, то «Сочельник» делал ставку на психологизм, позволяя зрителю проследить эволюцию Скруджа от грубияна, отвергающего близких, до отзывчивого старика, разрешившего себе заботиться о других.

Первая звуковая адаптация «Рождественской песни» появилась в 1935 году. До британской картины «Скрудж», длившейся 78 минут, вышло как минимум восемь немых короткометражных фильмов по произведению Диккенса. Чёрно-белая фэнтезийная лента, поставленная британским актёром и режиссёром Генри Эдвардсом, пришлась по нраву критикам и зрителям. И те и другие хвалили кино за таинственную атмосферу, явно вдохновлённую немецким экспрессионизмом, и восторженно отзывались об актёрской игре Сеймура Хикса, эксцентрично воплотившего Эбенезера Скруджа. Начиная с 1901 года мужчина регулярно исполнял роль диккенсовского скряги на театральной сцене, поэтому и в экранный образ он попал не менее точно.

И всё-таки журналисты, писавшие обзоры на фильм, нашли к чему придраться. Они, к примеру, были недовольны ограниченными техническими возможностями ленты и значительным сокращением предыстории Скруджа, в путешествие по которой аудиторию отправлял Дух Прошлого. Эти незначительные недочёты позже исправил британский чёрно-белый фильм «Рождественский гимн», вышедший в 1951 году. В этой картине, и по сей день считающейся эталонной адаптацией повести Диккенса, режиссёр Брайан Десмонд Хёрст провёл параллель между прошлым и настоящим Скруджа, объясняя, почему герой ожесточился и перестал доверять людям. Кино, пронизанное мрачным духом викторианской Англии, подробно рассказывало об отношениях Эбенезера с сестрой, которая души в нём не чаяла, тернистом карьерном пути мужчины под влиянием расчётливого и озлобленного на весь мир наставника (этого персонажа не было в оригинальном произведении) и тяжёлом переживании будущим скрягой утраты матери, скончавшейся в канун Рождества. Все эти моменты из биографии Скруджа позволяли зрителю понять природу жестокости протагониста и его ненависти к празднованию сочельника. Теперь в самом противоречивом герое Диккенса видели не только безразличного скупердяя, но и глубоко несчастного человека, имеющего право на духовное очищение.

«Мистер Скрудж», Twickenham Film Studios
«Рождественский гимн», Renown Pictures

В 1962 году американские мультипликаторы предприняли первую попытку превратить знаковое произведение Диккенса в красочный анимационный фильм. Так появился музыкальный праздничный спешл «Рождественский гимн мистера Магу», ставший первым рождественским спецвыпуском, созданным специально для телевидения. В центр истории авторы поместили популярного героя серии короткометражных фильмов. В праздничном спецэпизоде мистер Магу, близорукий миллионер, который постоянно попадает в неприятности из-за нежелания носить очки, принимает участие в спектакле по мотивам «Рождественской песни», где он должен играть Эбенезера Скруджа. С момента выхода героя на сцену зритель погружается в захватывающие приключения скряги, в которых опять же больше времени отводится исследованию сложного прошлого литературного персонажа. В спешле упоминаются детское одиночество Скруджа и высокая цена, которую мужчине пришлось заплатить за свою алчность, — любовь всей своей жизни тот променял на несметные богатства, так и не принёсшие счастья. Будущее Эбенезера рисуется в мрачных тонах, но, как и замышлял Диккенс, герой в итоге раскаивается в грехах и проявляет щедрость по отношению к другим. В финале мультфильма мистер Магу, сыгравший Скруджа, выходит на поклон и желает счастливого Рождества аудитории спектакля, а затем и телезрителям — таким образом он дважды разрушает четвёртую стену.

В 1970-х состоялись премьеры двух важных экранизаций праздничной повести — британского мюзикла «Скрудж» (1970), номинированного на «Оскар», и трогательной анимационной картины «Рождественская песнь» (1971), получившей заветную золотую статуэтку за лучшую короткометражку. Первая адаптация целиком и полностью состояла из эмоциональных танцевальных и музыкальных номеров, западающих прямо в душу (поющих святочных духов зрители ещё не видели), а британо-американский мультфильм пугал неожиданно мрачной интонацией. Визуальный стиль анимационной версии «Рождественской песни» Ричарда Уильямса был вдохновлён гравюрами художника-карикатуриста Джона Лича XIX века, служившими иллюстрациями к повести Диккенса, а особое внимание к мистической тьме и теням превратило эту историю в одно из самых страшных кинопрочтений праздничной сказки о духах и призраках. Создатели мультфильма не только вывели зловещую атмосферу на первый план, но и максимально приблизили сюжет к первоисточнику. Так, они добавили сцены, где шахтёры и моряки поют колядки, хотя все предыдущие адаптации их старательно избегали.

«Скрудж», Cinema Center Films

С наступлением 1980-х экранизации «Рождественской песни» начали приобретать комические оттенки. В 1983 году вышел очаровательный анимационный спешл «Рождественская история Микки» с участием полюбившихся всем героев Disney — Микки и Минни Маус, Пита, Скруджа Макдака, Дейзи Дак и Гуфи. Короткометражная анимационная картина отличалась лёгким подходом к адаптации мистической истории, а её главный герой, скупердяй и эгоист, оказался утрированным и смешным. Безумные рождественские приключения Скруджа Макдака, воплотившего противоречивого героя Диккенса, нисколько не пугали, а, наоборот, вызывали улыбку у зрителей разных возрастов и напоминали о главном: быть добрее к окружающим, ведь каждый из них сражается в битве, о которой мы ничего не знаем. В 1988 году состоялась премьера остроумной «Новой рождественской сказки» (Scrooged в оригинале) — первой экранизации повести, действие которой было перенесено из XIX века в современность. Режиссёр американской праздничной комедии Ричард Доннер решил отойти от классических образов и мотивов, предложив зрителям актуальный взгляд на культовую повесть, за годы адаптаций выученную ими наизусть. Итак, место скряги Скруджа занял алчный и упивающийся собственной властью магнат Фрэнк Кросс в исполнении неподражаемого Билла Мюррея.

По сюжету мужчина обожает издеваться над людьми и пользуется чужим доверием в собственных целях. Казалось бы, в герое не осталось ни капли человечности, но в канун Рождества сверхъестественные силы собираются преподать богачу урок, чтобы выяснить, насколько тот безнадёжен. Фэнтези-комедия с элементами гротескного хоррора полюбилась критикам и зрителям обаятельным переосмыслением сказки Диккенса, а её просмотр для многих стал доброй праздничной традицией.

«Новая рождественская сказка», Paramount Pictures

В 1992 году вышла одна из самых уютных адаптаций повести Диккенса — праздничный спешл «Рождественская сказка Маппетов». Смешная, добрая и бесконечно трогательная музыкальная версия истории Эбенезера Скруджа, в которой все роли исполнили персонажи-куклы из знаменитой юмористической телепрограммы Джима Хенсона, покорила и детей, и взрослых. Вплоть до конца девяностых оригинальные экранизации «Рождественской песни» были редким явлением. Картина «Духи Рождества» Дэвида Хью Джонса, вышедшая в 1999-м, хоть и строго следовала канону первоисточника, на фоне остальных киноверсий выделялась выразительным готическим стилем, роднившим её с «Сонной Лощиной» Тима Бёртона, премьера которой состоялась в том же году. Фильм с великим Патриком Стюартом («Звёздный путь: Следующее поколение», «Люди Икс») в роли жестокосердного Эбенезера Скруджа воспевал мистицизм викторианской Англии и неспешно путешествовал по прошлому, настоящему и будущему протагониста. «Духов Рождества» вряд ли можно назвать полноценным хоррором, но парализующий ужас в нём нагнетается постепенно, а от нескольких сцен с участием призраков и вовсе кровь стынет в жилах.

В нулевых интерес к переосмыслению «Рождественской песни» поугас, да и кинематографисты едва ли могли предложить достойные экранизации. Всё изменилось с выходом анимационного мультфильма авторства Роберта Земекиса в 2009 году. В своей анимационной версии «Рождественской истории» американский режиссёр, которому подвластны любые жанры от научной фантастики («Назад в будущее») до комедийного хоррора («Смерть ей к лицу»), прибегнул в фирменному стилю, скрестив фантазийные элементы с прозой жизни. На выходе получилась по-настоящему зимняя сказка о возрождении души. Невзирая на то, что мультфильм прежде всего был рассчитан на детскую аудиторию, удивительная трансформация отвратительного и ужасного Скруджа смогла растрогать и взрослых, а эффектные появления Духов Рождества вселяли в них благоговейный страх. Приступая к работе над экранизацией, Земекис решил использовать технологию захвата движения для создания трёхмерных персонажей. Таким образом режиссёр предоставил мимику и движения Джима Керри Скруджу и троим Духам, а призрака Марли, бывшего компаньона Эбенезера, наделил чертами Гэри Олдмана, благодаря чему эти персонажи вышли такими живыми и харизматичными. «Рождественская история» 2009 года, сделанная с большой любовью и вниманием к деталям, всё ещё считается лучшей анимационной версией повести Диккенса.

«Рождественская история», Walt Disney Pictures

Вдохновившись мультфильмом Земекиса, кинематографисты пытались выделиться нестандартным взглядом на классику. В 2017 году на экраны вышла биографическая картина «Необыкновенная история на Рождество» (The Man Who Invented Christmas) Бхарата Наллури, посвящённая работе Чарльза Диккенса над знаменитой повестью и рассказывающая о событиях и людях, вдохновивших писателя на создание образов Скруджа и Духов Рождества. Критики тепло приняли фильм, назвав его «доброй семейной сказкой». 2019 год принёс нам мини-сериал «Рождественская песнь», над которым работал сценарист «Острых козырьков» Стивен Найт. Элегантно-мрачный проект, скрестивший личную драму с хоррором, впечатлял беспросветной печалью, вездесущим загробным вайбом и сильными актёрскими работами (центральные роли исполнили Гай Пирс, Том Харди, Энди Серкис и Джо Элвин). На этом удачные адаптации повести Диккенса закончились. В 2022 году тихо прошёл пародийный мюзикл с Райаном Рейнольдсом и Уиллом Ферреллом «В духе Рождества» (Spirited), который киножурналисты прозвали безвкусным и бестолковым современным прочтением классики. По сюжету Духи Рождества пытаются пробудить в успешном бизнесмене Клинте (Райан Рейнольдс) человечность, но, оказывается, испорченность героя не знает границ. Прошлогодний мультфильм «Скрудж: Рождественская песнь», вышедший на Netflix, вдохновлялся эталонным мюзиклом 1970 года, однако это не спасло картину от провала. Несмотря на то что авторы экранизации отразили влияние травмирующего детства Эбенезера на его дальнейшую жизнь, праздничная история вышла абсолютно не цепляющей и проходной. Должно быть, «Рождественская песнь» переживёт ещё не одно переосмысление на экране, но вряд ли новым адаптациям удастся превзойти проверенную годами классику.

Читайте также
Формалист и романтик: как снимает Майкл Манн — автор эталонного криминального эпоса
Разбираем, в чём заключается авторская режиссура выдающегося постановщика.
История отечественного стриминга: часть 5. KION
Свой контент — свои правила.
Драматург, продавец скейтбордов и икона стиля: Что мы знаем и не знаем про Джону Хилла
Вспоминаем любопытные факты из биографии всеобщего любимчика.
Брэд Питт: мачо — не приговор
«Сын маминой подруги», что годится тебе в отцы.
«Мы не одни во Вселенной»: как Стивен Спилберг стал главным мечтателем Голливуда
Рассказываем о тернистом пути режиссёра к статусу главного кидалта Голливуда.
Хронология производства вселенной DC Зака Снайдера: что и когда пошло не так?
Ярослав Головня рассказывает о тернистом пути «Снайдерверса».
Также рекомендуем
«Смертельная битва», «Принц Персии: Пески времени» и др.
Вероника Хлебникова рассказывает про абсурдные разговоры и скитания между жизнью и смертью.
Виктор Непша рассказывает о том, что обсуждалось в иностранной (к)инопрессе в последнее время: конечно, скандал вокруг г...
2 февраля герой Билла Мюррея из легендарной комедии застрял во временной петле.
«Смертельная битва», «Принц Персии: Пески времени» и др.
Вероника Хлебникова рассказывает про абсурдные разговоры и скитания между жизнью и смертью.
Виктор Непша рассказывает о том, что обсуждалось в иностранной (к)инопрессе в последнее время: конечно, скандал вокруг г...
2 февраля герой Билла Мюррея из легендарной комедии застрял во временной петле.

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00