«Агния»: интервью с Евгенией Громовой, Сергеем Гилёвым и режиссёром Павлой Стратулат

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Евгения Громова и Сергей Гилёв, фото: студия «Слон»

30 января в прокат выходит северная сказка «Агния» дебютантки Павлы Стратулат. Фильм получил приз за лучший сценарий на прошлогоднем кинофестивале «Маяк». Главная героиня — потомственная печница Агния (Евгения Громова, взявшая приз за лучшую женскую роль), которая живёт на Крайнем Севере, отличается суровым нравом и не нуждается ни в чьей помощи. Однако сложные обстоятельства вынуждают самостоятельную женщину пойти на компромисс с собой ради маленького сына. Агния соглашается сделать печь необязательному чиновнику Борису (Сергей Гилёв) взамен на обещание решить ситуацию с аварийным домом. Размышление о здоровом эгоизме и наблюдение за реальностью преподносятся в оболочке сказки-притчи, за которой скрывается человеческая драма.

Кинокритик Мария Ракитина поговорила с режиссёром Павлой Стратулат и актёрами Евгенией Громовой и Сергеем Гилёвым о том, как появилась «Агния», о заложенных в ней смыслах, пересечениях с действительностью и том, как можно подсвечивать злободневные темы в российском кино сегодня.

Павла, как возникла идея фильма?

Павла Стратулат: Изначально была мысль написать дебют, потом стали появляться разные идеи, потом один человек по фамилии Котов сказал: «Напиши печницу. У нас есть знакомая-печник». Есть прототип, и в целом он воплощён максимально приближённо. В первую очередь я отталкивалась от персонажа, а потом уже к этому стала прибавляться моя реальная жизнь на Севере, как там всё происходило, люди, атмосфера, настроение. Там люди довольно ироничные, потому что холодно, вечная зима — и без этого никуда. Мир стал обрастать подробностями. Вот из этого выросла «Агния».

Павла Стратулат: Изначально была мысль написать дебют, потом стали появляться разные идеи, потом один человек по фамилии Котов сказал: «Напиши печницу. У нас есть знакомая-печник». Есть прототип, и в целом он воплощён максимально приближённо. В первую очередь я отталкивалась от персонажа, а потом уже к этому стала прибавляться моя реальная жизнь на Севере, как там всё происходило, люди, атмосфера, настроение. Там люди довольно ироничные, потому что холодно, вечная зима — и без этого никуда. Мир стал обрастать подробностями. Вот из этого выросла «Агния».

Выбирая актрису на роль Агнии, вы сразу рассматривали Евгению Громову или был кастинг?

Павла Стратулат: Женя вообще первая, кто пришёл на кастинг, и первая, о ком мы говорили с Сабиной Еремеевой. Конечно, у нас ещё были кандидаты, но Женя была фаворитом, и как-то о других сейчас некорректно говорить.

Евгения Громова на съёмках «Агнии», фото: студия «Слон»

Евгения, чем лично вас заинтересовала героиня? Волевая, суровая и самостоятельная женщина с Севера, которая и уху сварит, и печь сделает. Мне кажется, Агния сильно выделяется среди других ваших героинь.

Евгения Громова: Как раз тем, что она отличается от других героинь. И, наверное, классно, что Павла пробовала меня, потому что это кино — что-то, на что меня обычно не рассматривают из-за каких-то стереотипов. На уровне сценария меня это тоже привлекло: там был такой косноязычный, самобытный язык. Захотелось стать частью этого мира.

Евгения Громова: Как раз тем, что она отличается от других героинь. И, наверное, классно, что Павла пробовала меня, потому что это кино — что-то, на что меня обычно не рассматривают из-за каких-то стереотипов. На уровне сценария меня это тоже привлекло: там был такой косноязычный, самобытный язык. Захотелось стать частью этого мира.

Сергей, а как вы попали в «Агнию»? Чем вас привлекла эта история?

Сергей Гилёв: Мне бы хотелось чаще сниматься в каких-то классных проектах у людей, которые, например, снимают свой первый фильм. Там всегда бывает что-то особенное. Именно этим «Агния» мне и понравилась. Мне прислали сценарий, и я подумал: «О, какой интересный, странный сценарий. Из этого может получиться что-то или ужасно тупое, или очень хорошее». Но, судя по тому, что все вокруг, в том числе на пробах, шутили постоянно, я подумал: наверное, будет что-то классное.

Сергей Гилёв: Мне бы хотелось чаще сниматься в каких-то классных проектах у людей, которые, например, снимают свой первый фильм. Там всегда бывает что-то особенное. Именно этим «Агния» мне и понравилась. Мне прислали сценарий, и я подумал: «О, какой интересный, странный сценарий. Из этого может получиться что-то или ужасно тупое, или очень хорошее». Но, судя по тому, что все вокруг, в том числе на пробах, шутили постоянно, я подумал: наверное, будет что-то классное.

Иногда кажется, что Агния непробиваемая и не способна на проявление чувств. Героиня таким образом устанавливает психологический защитный барьер, чтобы ей никто не смог причинить боль, или её эмоциональная отстранённость связана с чем-то другим?

Павла Стратулат: Есть стереотип, что если ты не можешь подключиться к персонажу, то он тебе будет отвратителен. Её отстранение как раз было своеобразным щитом от реальности, который все пытаются пробить, а героиню склонить на свою сторону. И в какой-то момент они пробивают — или Агния сама даёт пробить, потому что невозможно существовать в постоянной защите. Агния выбрала уязвимость и в чём-то даже потеряла себя. Это не фильм с какими-то точными ответами. Это такое наблюдение за человеком, за действительностью.

Сергей Гилёв: Агния — это неприятный, испорченный человек, плохо воспитанный, с дурными манерами — человек, с которым ты в жизни, честно говоря, никогда не захочешь встретиться. Агния в фильме, я надеюсь, для того, чтобы зрители посмотрели и сказали: «Да, действительно, я бы не хотел никогда быть таким человеком». Потому что она не умеет общаться с людьми, она не очень здорово справляется с воспитанием детей, вообще с жизнью у неё как-то не очень. В общем, Агния — это большая бедняга. Ей бы помочь, но пусть это сделает кто-то другой. Она взрослая, пусть разбирается с собой сама, а потом уже приходит к людям.

Евгения Громова на съёмках «Агнии», фото: студия «Слон»

Евгения, ваша Агния цепляет своей внешней сдержанностью и резкостью. В основном она придерживается принципа «всё сама» и общается с людьми на языке команд — уйди, положи, не трогай — и только наедине с маленьким сыном позволяет себе расслабиться. Что вы думаете о характере своей героини?

Евгения Громова: Честно говоря, я её понимаю, потому что мы, как правило, не выносим сильных людей. И когда рядом с нами есть те, кто сильнее нас, — люди, которым легче отказать кому-то просто из-за того, что у них здоровый эгоизм, — мы принимаем это за стервозность или холодность. В том, чтобы выбрать себя, не причиняя вреда другому человеку, нет ничего плохого. И это мне как раз нравится в Агнии. Это не говорит о том, что она злая или агрессивная. Просто перед нами человек, который выбирает себя, и мне кажется, что это здоровый путь. Это как раз то качество, которому многим из нас стоит поучиться: не упрекать кого-то другого за то, что он сильнее нас, а просто вдохновиться им.

История о женщине, которая со всем справляется сама и не нуждается в крепком мужском плече, с одной стороны, выглядит вдохновляюще. С другой — Агния не может обеспечить лучшую жизнь себе и ребёнку в условиях социальной незащищённости. Аварийный дом не расселяют, люди вынуждены мёрзнуть в тесных квартирах, потому что власти никак не реагируют на митинги. Героине рано или поздно придётся поступиться своими принципами, если она хочет нормального будущего для сына. Отражает ли это реальность, с которой сталкиваются простые женщины в регионах?

Павла Стратулат: Женщинам сложно не только в регионах. Я снимала обо всех нас, о том, что бывают ситуации, в которых тебе сложно, не потому, что ты плохой или хороший человек, — тебе сложно в принципе справиться с ситуацией, потому что она сложная. И каждый из нас выходит из этих ситуаций по-своему. Агния живёт спокойную жизнь, заботится о ребёнке и в целом, если бы не аварийный дом, её бы всё устраивало. Эта ситуация запускает ряд событий, в котором ты уже не можешь жить как ни в чём не бывало. Ты уже в обществе, в социуме — это такой мощный вихрь, в котором ты уже не можешь существовать отдельно.

Евгения, какие чувства ваша героиня, живущая отнюдь не привилегированной жизнью, испытывает к Борису?

Евгения Громова: Мне как раз кажется, что она видит в нём человека уязвимого, может, даже слабого. Борис сразу раздражается на то, что говорит или делает Агния. Это всегда выдаёт в человеке слабину. Как Павла сказала, чиновник — это не набор каких-то обязательных качеств, которые мы привыкли видеть. В Борисе и человечность есть, и эмпатия. Это просто человек, который не умеет выражать свои эмоции.

Евгения Громова и Сергей Гилёв на съёмках «Агнии», фото: студия «Слон»

Как создавали портрет чиновника в фильме? Какие черты изначально закладывали в его характер?

Павла Стратулат: Мне не хотелось уходить в какие-то клише, потому что даже чиновник — это сложный человек: люди такого статуса не могут быть простыми по определению. Для меня герои в фильме — это люди, потерянные в своём мире. Возможно, и в Борисе есть эта потерянность — невозможность всё держать под контролем. С другой стороны, он бы мог решить ситуацию с аварийным домом, если бы обладал какими-то дополнительными волевыми качествами. Мне было интересно увидеть человека в чиновнике, но не оправдывать его.

Сергей Гилёв: Мы сделали человека, который не очень хорошо умеет управлять большими проектами. При этом у него, кроме профессиональной деятельности, есть ещё личная жизнь, о которой мы из фильма узнаём гораздо больше, чем о профессиональной деятельности. Когда-то ему рассказали, что у каждого должны быть мечты, но не научили тому, как они осуществляются. И вот, о чём-то он мечтал, а получилось совершенно наоборот. И изба у него не изба, а какой-то сарай непонятный, и печка у него так себе.

Сергей, добавляли ли вы что-то от себя в образ будущего мэра?

Сергей Гилёв: Интонации — да. В жизни и в быту человек может быть каким угодно и общаться какими угодно интонациями, но на публике и в публичных выступлениях кажется, что у чиновников в нашей стране есть какой-то тон определённый. Вот его мы пытались искать, это было главным.

А есть какая-то роль, которая могла бы стать для вас личным вызовом? Или, может, роль мечты?

Сергей Гилёв: Раньше я всегда хотел сыграть кого-нибудь из реальных людей. Но про Лимонова фильм уже сняли, и я там не поучаствовал. А про Егора Летова, например, ещё нет, но я, наверное, уже слишком старый для того, чтобы играть Егора Летова, да и волосы у меня уже вряд ли отрастут.

Александра Бабаскина и Сергей Гилёв на съёмках «Агнии», фото: студия «Слон»

Во время просмотра фильма возникают ассоциации со «Сказкой о попе и о работнике его Балде», «Сказкой о рыбаке и рыбке» и даже с Красной шапочкой, ведь главная героиня носит алый капор, а персонаж Сергея Гилёва легко может сойти за серого волка. Помимо прочих аллюзий, в фильме даже ледяная избушка имеется, а ближе к финалу хор в кокошниках поёт народную песню. Можно ли назвать «Агнию» сказкой или она ближе к социальной драме?

Павла Стратулат: Сказка — это что-то такое понятное для всех, что-то близкое, но в основе фильма всё-таки лежит трагедия, в которой присутствует и ирония, и гротеск.

Сергей Гилёв: Картину можно воспринимать не только как сказку, а как обычный короткий рассказ о жизни людей где-то на севере России. При этом мы видим море странных ситуаций, в которые они попадают. Это вообще весёлый фильм.

Как вы думаете, при нынешнем климате в киноиндустрии с учётом цензурных мер о социальных проблемах, в том числе о непростых судьбах женщин, можно говорить только в формате сказок или есть иные варианты?

Павла Стратулат: Это кино не о сложной жизни женщин, это кино о нас. В «Агнии» нет ничего противозаконного, поэтому никакой формой я лично не прикрывалась. Я шла от художественного замысла, и по сути там всё довольно оголено и на виду.

В фильме происходит столкновение двух социальных слоёв — условно бедных и богатых. Агния быстро осваивается на территории дома чиновника, очаровывает его семью и заполняет собой всё пространство. Невольно возникают параллели с «Паразитами» Пон Джун-хо, а ещё угадываются параноидальные черты фильмов Йоргоса Лантимоса. Павла, были ли у вас конкретные примеры из мирового кинематографа, которыми вы вдохновлялись, или отсылки вышли неосознанными?

Павла Стратулат: Мне, конечно, лестно, что сравнивают с Лантимосом, потому что я люблю этого режиссёра. Но у меня не было задачи снимать в его стиле. Наверное, это какая-то взаимосвязь внутреннего содержания человека. Ты не ставишь себе цели снимать, как какой-то конкретный режиссёр, но так как тебя тянет в определённое направление, нужны ориентиры, и эти ориентиры всплыли в фильме. Я рада, что они именно такие, но изначально их не было.

Сергей Гилёв: «Агния» вообще ни с кем не ассоциируется. У меня было ощущение, что все только и будут делать, что сравнивать с «Паразитами», а оказалось, что нет, первый раз я слышу это сравнение от вас сейчас. В целом это своё собственное кино, так что у Павлы получилось сделать личный и очень оригинальный фильм.

Павла Стратулат на съёмках «Агнии», фото: студия «Слон»

Приходилось ли сталкиваться с какими-то вызовами на съёмках, преодолевать трудности в процессе?

Павла Стратулат: Их было миллион. Но самый глобальный вопрос у нас возник перед съёмками. За неделю до начала у нас слетел дом Бориса. И это было очень сильное потрясение, потому что казалось, что съёмки накрылись, а уже всё было согласовано. И я поражена, насколько быстро был решён вопрос усилиями продюсера Юлии Тимофеевой. Теперь есть ощущение, что всё сложилось так, как должно было. Другой объект больше подходил под задачи сценария. Я поняла, что когда что-то накрывается, не надо биться в панике. Фильм в какой-то момент начинает снимать сам себя. Это, понятно, шутка — за всем этим стоит огромный труд людей.

Я придерживаюсь того, что фильм — это не постоянная константа, это поиск, поэтому многое приходило в процессе.

Интересно наблюдать за адаптацией Агнии к новым условиям, когда она оказывается в доме главы местной администрации. Сначала героиня держится особняком и огрызается на любые попытки семьи Бориса и его самого проявить заботу, но потом как будто немного оттаивает.

Евгения Громова: Мне кажется, из-за того, что отношение жены и дочери Бориса к Агнии начало меняться, они перестали воспринимать себя как слабых и зависимых, а попытались стать частью её мира. Агния допустила их к себе, потому что они могут быть на равных и теперь у них может быть диалог. Её отношение к ним поменялось, потому что их отношение к ней тоже поменялось. И к самим себе.

Павла Стратулат: На самом деле Агния увидела в них ту самую потерянность. Она сначала как-то не обращала на них внимания, занималась своим делом, и всё: когда она видит, что дочь Бориса одна стреляет в макет отца, она пытается пойти на сближение, потому что чувствует одиночество и понимает, что за этим фасадом ничего надменного нет.

Александра Бабаскина и Евгения Громова на съёмках «Агнии», фото: студия «Слон»

Переживают ли герои фильма внутреннюю трансформацию или они остаются такими же, как в начале?

Сергей Гилёв: Этот фильм как-то так сделан, что на него все глядят со своих точек зрения и понимают его совершенно по-разному. Поэтому и я буду стоять на своём. Агния, конечно, изменилась. Она стала чуть проще и, кажется, чуть-чуть счастливее. Павла и Женя как раз с этим не согласны. А вот человек-мэр не изменился: он уже нормальный, взрослый и состоявшийся. Он просто пережил какую-то забавную историю. У Агнии-то, конечно, всё изменилось, но, с другой стороны, никто не гарантирует, что завтра она не проснётся и не будет вести себя по-прежнему.

Как бы вы сформулировали основной посыл фильма?

Евгения Громова: Для меня это кино про выбор себя и про выбор быть собой. Про то, что если ты выбираешь жизнь, уют и тепло для своего ребёнка, это может кому-то не нравиться, но если ты сделал этот выбор — не важно, каким способом ты добился этого, важно, что ты это обеспечил.

Павла Стратулат: Для меня это кино в первую очередь о каком-то человеческом взгляде друг на друга. Мы сейчас проявляем много агрессии, озлобленности и не пытаемся друг друга понять. И на самом деле Агния, может, специально провоцирует всех, и зрителя тоже, испытать к ней отторжение и увидеть что-то другое за этим. Все мы в одной лодке и пытаемся справиться с происходящим, кто как может в силу своего устройства. У всех есть свои жизненные приоритеты. Агния идёт на компромисс с собой, но при этом что-то важное дарит сыну. Посыл — не бросаться сразу в унижение и оскорбление, а просто увидеть в нас что-то другое и тем самым снизить уровень агрессии.

Сергей Гилёв: Фильм про то, что у нас, безусловно, есть проблемы. Мы испытываем дефицит людей, которые на высоком уровне могут управлять серьёзными процессами, и испытываем дефицит людей, которые умеют нормально друг с другом общаться. И те и другие могли бы стать лучше, но, кажется, никогда не станут.