«Виды доброты» Йоргоса Лантимоса: три причины себя ненавидеть

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Виды доброты», Searchlight Pictures

Отмечаем выход нового фильма Йоргоса Лантимоса в «цифре» рецензией и объясняем, зачем, почему и кому его стоит посмотреть.

Не забывай свои корни

Странный трейлер, странные постеры, странный синопсис, хронометраж под три часа… В общем, очень странное кино эти ваши «Виды доброты». Да и сам Йоргос Лантимос — очень странный режиссёр.

Всегда им был. Давали и продолжают давать о себе знать работа в экспериментальном театре и участие в создании фильмов, существующих на пограничье эпатажной похабщины и абсурда пополам с полунамёками о всяком социальном.

Как бы там ни было, ты можешь откреститься от греческой «странной волны» и уехать делать карьеру в Штаты, но греческая «странная волна» никогда не покинет твоё сердечко. Бывших «странных» не бывает. Сами же творцы этой волны, и в особенности самый видный её представитель Лантимос, всю дорогу заявляли синефильскому сообществу, что оформлять их в полноценное кинематографическое направление незачем. Ведь единственное, что их всех, кроме афинской прописки, действительно объединяло — острая нехватка денег, в конце нулевых и породившая отличительные черты «Клыка», «Аттенберга», «Вольфрама», «Мальчика, который ел птичий корм» и многих других членов этой дисфункциональной «странной» семейки.

«Виды доброты», Searchlight Pictures

К её порядкам и идеалам близки и «Виды доброты». А ещё «Виды доброты» — это киноальманах. Антология о трёх концах, если хотите. Вот только антология чего? Вероятно, абсурда и оторопи. И тревожностей, которые вытекают из микса жизни реального мегаполиса с бредом из снов под температурой тридцать девять градусов. Хватает и смеха там, где смехом особо пахнуть не должно. Вспоминается триеровский «Дом, который построил Джек», в котором маньяк беспощадно убивал женщин, детей и стариков, но обставлено всё это было, если можно так выразиться, «по-людски» — действовал тамошний душегуб ни в коем разе не как пафосный серийник из сурового инфернального триллера.

Играй со зрителем

Из фильмографии самого Лантимоса к «Видам доброты» липнут такие образы, как стерильные больничные коридоры, где таятся необъяснимое зло и неминуемый рок, из «Убийства священного оленя», и невидимый, но осязаемый призрак тягучего времени, как в «Лобстере» и «Альпах». Ретрофутуристичного фантазма а-ля «Бедные-несчастные» или атмосферы дворцового реалити-шоу, будто в «Фаворитке», в «Видах доброты» искать не пытайтесь — здесь не место фемкенштейнам и своенравным монархам. Тут бал правят чернющий (и крайне специфичный) юмор, яркое солнце, бархатные ночи, бетон, стекло и пропащие человеки, окунающиеся в болото боли не столько из-за порочных позывов, сколько из стремления давать и получать (во всех смыслах извращённую) «своего рода доброту» (ещё один из вариантов перевода оригинального заголовка Kinds of Kindness, который выступает маскировкой для настоящего «героя» нового фильма Лантимоса — жестокости, что носит маску блага).

«Виды доброты», Searchlight Pictures

«Виды доброты» поделены на три не связанные друг с другом истории, роли в которых исполняют одни и те же актёры. Говорить об этих историях именно как об историях тяжеловато. И не только из-за того, что их даже самое краткое и ненавязчивое изложение может напрочь убить ваше желание сидеть перед экраном до наступления их развязок. Это скорее антиистории — с минимальными объяснениями сути происходящего и нарочито медлительные. Редкие взрывы случаются, так как по всем трём новеллам раскиданы малоприметные нарративные бомбы, детонатором от которых режиссёр попусту не размахивает, а просто берёт и без лишней драмы прожимает кнопку, чтобы встряхнуть зазевавшегося зрителя (а возможностей заскучать по ходу дела у вас будет немало) кровью, сексом и психологическим насилием.

Делай на совесть

Отыгрывают «Виды доброты» следующие граждане: как всегда крутой Уиллем Дефо, классная Эмма Стоун, обворожительная Маргарет Куолли, парочка звёзд коленкором пониже и неожиданно своровавший лавры у именитых коллег Джесси Племонс — за роль (роли) в свежей ленте Лантимоса он получил соответствующий приз в Каннах. Снимал «Виды доброты» оператор «Фаворитки» и «Бедных-несчастных» Робби Райан: персонажей его камера держит в отчуждении, банальные зум или слежение за движущимся объектом превращает в параноидальное преследование, а населённый поехавшими дядьками и тётками город окрашивает в цвета тепла и беспечности — чтобы дестабилизировать контраст нормальности и откровенной дичи. На фоне завывает мрачный хор и бренькают негармоничные, нестройные клавиши пианино Джерскина Фендрикса — этот товарищ с Йоргосом тоже уже работал, равно как и сценарист Эфтимис Филиппу — он писал скрипты не только для Лантимоса, но и для парочки своих чуть менее известных «странных» земляков.

«Виды доброты», Searchlight Pictures

У всей этой гоп-компании получилось кино, несмотря на его грузность как по части продолжительности, так и в разрезе сложночитаемых символизмов и глубоко скрытых смыслов, неиронично интересное. Хотя многие, мы уверены, воспримут детище Лантимоса как уже не первый в карьере греческого постановщика постироничный фанфик с обилием голых тел, разного рода девиаций и заниженной динамикой, в котором много стиля и мало чего в принципе приятного для широкого зрителя.

Лантимос, он, как пел один современный андеграундный классик, «остров-человек в океане тысячи рек». В его видение непросто вникать, однако в его творчестве легко увязнуть. Его словно все любят и хвалят, но при этом и многим ярым фанатам Йоргоса зачастую неясно, а какой такой богатый улов свалился им на головы после просмотра очередного «странного» опуса. Словом, близко брататься с данным режиссёром отважится далеко не каждый. Тем более — с «Видами доброты», которые любому зрителю дают на выбор аж целых три опции, читай: причины самого себя возненавидеть:

  • вы посмотрели «Виды доброты», ничего не поняли, и вам понравилось;
  • вы посмотрели «Виды доброты», ничего не поняли, и вам не понравилось;
  • вы до сих не посмотрели «Виды доброты».

Читайте также
«Чужой: Ромул» с Кейли Спейни: мы не можем жить без солнца
Достойное продолжение великой хоррор-франшизы.
«Идеальный лжец»: локдаун с саблезубым тигром
Рассказываем, почему фильм заслуживает стать зрительским хитом на все времена.
«Ворон»: сентиментальная экшен-баллада для грустных
Разбираемся, какой получилась современная адаптация культового комикса.
«Директор фотографии»: развернуть камеру на 180 и научиться видеть кино
Дарья Колокольцева рассказывает, чем её заворожило кино об операторской работе.
«Маленький факт» большого фестиваля
Конструктор истории.
Также рекомендуем
Оля Касьянова подробно анализирует новый фильм Йоргоса Лантимоса, получившего награду за лучший сценарий на фестивале в...
До российских экранов наконец-то добрался удивительный фильм Йоргоса Лантимоса — человека, который, возможно,...
Накануне церемонии вручения «Оскара» широкого зрителя экстренно знакомили с самым неожиданным лидером пр...
Оля Касьянова подробно анализирует новый фильм Йоргоса Лантимоса, получившего награду за лучший сценарий на фестивале в...
До российских экранов наконец-то добрался удивительный фильм Йоргоса Лантимоса — человека, который, возможно,...
Накануне церемонии вручения «Оскара» широкого зрителя экстренно знакомили с самым неожиданным лидером пр...

Последние новости

Сталкинг и Юлия Снигирь: триллер, сай-фай и экзистенциальная драма на «Новом сезоне — 2024»
Кивки в сторону «Гарри Поттера», танцевальная терапия и подростковая жестокость.
00:00