Про безумцев и отщепенцев: все грани творчества Вернера Херцога

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Вернер Херцог. Фото: Berlin & Beyond

Сегодня Вернеру Херцогу исполняется 81 год, и заканчивать карьеру режиссёр не планирует. Постановщик снимает игровые и документальные фильмы уже более 60 лет. Он начинал в одно время с Вимом Вендерсом, Фолькером Шлёндорфом и Райнером Вернером Фассбиндером, а сейчас играет злодея в «Мандалорце» и озвучивает персонажа в «Рике и Морти». Херцог в истории не только немецкого, но и мирового кинематографа всегда стоял особняком. Максим Ершов вспоминает основные темы немецкого автора, творческий метод и несколько шедевров.

Одержимые идут к цели

Вернер Херцог никогда не учился в киношколе. Дебютный короткий метр «Время Геракла» режиссёр снял в 20 лет. А уже через год он основал собственную киностудию. Сам Херцог признаётся, что перед началом работы он прочитал в энциклопедии 15 страниц о том, как делать фильмы. Вот и вся школа. Впоследствии Херцог утверждал, что для кинопроизводства нужны только три вещи: пишущая машинка, телефон и автомобиль. И ведь никто сегодня не сможет сказать, что немецкий режиссёр не умеет снимать кино, он давно стал классиком, которому не нужно никому и ничего доказывать. Может быть, основываясь на собственном опыте с созданием фильмов, автору так интересно говорить о героях, которые настолько одержимы желанием добиться своего и прийти к означенной цели, что постепенно теряют связь с реальностью. Страсть полностью завладевает ими.

«Агирре, гнев божий», реж. Вернер Херцог, 1972. Фото: Werner Herzog Filmproduktion

Первый сравнительно высокобюджетный фильм Херцога — «Агирре, гнев божий». Главную роль в нём исполняет Клаус Кински, который снялся у режиссёра всего в пяти картинах, но актёр и постановщик вошли в историю кино как один из самых необычных дуэтов. Лучше всего для понимания непростых отношений Херцога и Кински посмотреть документальную картину «Мой лучший враг — Клаус Кински», которую автор снял уже после смерти артиста. В приключенческой драме «Агирре, гнев божий» конкистадор пытается отыскать в перуанских джунглях сказочно богатую страну Эльдорадо. Начиналось всё с похода большого отряда испанцев, но постепенно главный герой теряет верных соратников и родную дочь. Удел свихнувшихся авантюристов — одиночество. Но Херцог с уважением относится даже к сомнительным подвигам, ведь это полная противоположность скучной и сытой жизни.

Другой яркий пример картины об одиночке, следующем за мечтой, — «Фицкарральдо». Снова в главной роли Клаус Кински, только вместо тяжёлых доспехов на нём белый костюм, который особенно нелепо смотрится на фоне джунглей. Герой Кински, Брайан Фицджеральд, которого индейцы называют Фицкарральдо, мечтает построить в родном городке Икитосе оперный театр. Для этого на последние деньги одержимый безумец отправляется на поиски каучуковой плантации в джунглях Амазонки.

Несколько потерявшие связь с реальностью люди встречаются у Херцога не только в игровом кино, но и в документальных проектах. В картине «Гашербрум — сверкающая гора» альпинист совершает экстремальное восхождение с минимумом снаряжения. Главный герой «Человека-гризли» каждое лето живёт с медведями, желая познать диких животных. А инженер из «Белого алмаза» всю жизнь мечтает пролететь на дирижабле над тропическими лесами Гайаны.

Поговорим о маргиналах

Конечно, в среднестатистическом обществе безумные авантюристы не могут не считаться маргиналами. Подобных героев подавляющее меньшинство, но в этом их сила. Херцога всегда привлекают не только идущие на подвиг, но и отщепенцы, выброшенные на обочину дороги жизни, юродивые, а порой и жертвы цивилизации. К сильным мира сего (даже в буквальном смысле) постановщик относится с иронией. В дебютном «Геракле» тренировка немецкого бодибилдера и мистера Германия Райнхарда Лихтенберга иронически смонтирована с обыденными сценами из современной жизни, отсылающими к подвигам Геракла.

Разрозненный и эклектичный мир фильмов режиссёра на самом деле цельный, а основные мотивы его творчества можно найти почти в каждой работе автора. Взять хотя бы «Фицкарральдо». Тут и безумный герой-одиночка, и нереализуемая мечта, и перуанские джунгли, и ставшее настоящим испытанием для всей съёмочной группы производство. Не менее интересна, чем сам фильм, документальная картина Леса Бланка «Бремя мечты»» о съёмках «Фицкарральдо». Лента лишний раз доказывает, что Херцог сам одиночка, певец хаоса, бросающий вызов всему принятому за нормальное.

«Человек-гризли», реж. Вернер Херцог, 2005. Фото: Discovery Docs, Real Big Production

Режиссёр часто работает с непрофессиональными актёрами. Ярчайший пример — Бруно С., он же Бруно Шлейнштайн. В картине «Каждый за себя, а Бог против всех» он играет почти что автобиографического персонажа. В детстве занимавшаяся секс-работой мать избивала Бруно, а затем сдала его в приют для умственно отсталых. Следующие 23 года молодой человек провёл в психиатрических больницах, спецучреждениях, ночлежках и колониях. Херцог снимает Бруно С. в роли Каспара Хаузера — знаменитого человека из ниоткуда, найдёныша, вдруг объявившегося на улицах Нюрнберга в 1828 году. Тайна реального прототипа до сих пор не раскрыта. Также Бруно С. снялся у Херцога в «Строшеке». Вышедший из тюрьмы главный герой становится уличным музыкантом, а затем отправляется в путешествие по Америке, но на другом континенте жизнь ничем не лучше, чем в Западном Берлине.

Другие притесняемые в фильмах Херцога — австралийские аборигены из «Там, где мечтают зелёные муравьи», пытающиеся противостоять горнодобывающей компании; типичный маленький человек, мечтающий о большем, из картины «Войцек»; обладающий даром провидения лесник из «Стеклянного сердца»; ставший бандитом и скрывающийся от правосудия бразильский авантюрист из «Зелёной кобры»; бунтующие в специальной колонии для людей маленького роста из «И карлики начинали с малого». К одиночкам можно отнести даже писателя и путешественника Брюса Чатвина. О нём Херцог снял документальный фильм «Кочевник: По следам Брюса Чатвина».

Отдалённые уголки Земли

Пейзаж задаёт многим фильмам Херцога вектор повествования, а ещё является отображением психологического портрета главного героя. Например, в «Агирре, гнев божий» неприступные, зловещие джунгли кажутся маленьким филиалом ада на Земле. Но чаще всего Херцог просто любуется красотами нашей планеты и делится удивительными открытиями со зрителями. Свои картины он намеренно делает в экзотических местах. И это не только тропические леса. Локации для картин постановщик ищет месяцами и не жалеет времени на поиски правильных естественных декораций.

В документальной картине «Летающие врачи Восточной Африки» немецкий автор отправляется в Танзанию и Кению и показывает различия во взглядах чернокожих пациентов и европейской медицины. Для фильма «Фата-моргана» Херцог поехал в Северную Африку, чтобы показать будни жителей пустыни Сахара. Вместе с оператором Йёргом Шмидтом-Райтвайном путешественник оказался в Камеруне всего через несколько недель после госпереворота, где был ошибочно принят властями за находившегося в розыске преступника. Так режиссёр провёл несколько дней в африканской тюрьме. В документальной картине «Баллада о маленьком солдате» Херцог беседует с детьми-туземцами, участвующими в гражданской войне в Никарагуа на стороне оппонентов правительства. В «Эхе тёмной империи» постановщик исследует личность эксцентричного и жестокого Жан-Беделя Бокассы, самопровозглашённого императора Центральной Африки. «Джаг-Мандир: Эксцентрический частный театр махараджи из Удайпура» — история организации огромного праздника в индийском штата Раджастхан. «Колокола из глубины» — хроники различных форм религиозности и мистицизма в России 1990-х: от Алана Чумака до Сергея Торопа.

«Счастливые люди: Год в тайге», реж. Вернер Херцог, Дмитрий Васюков, 2010. Фото: Studio Babelsberg

Ранние неигровые работы Херцога трудно назвать этнографическими, но в XXI веке автор всё чаще пускается в путешествия за красотой. Конечно, «Человек-гризли» — в первую очередь история жизни исследователя-любителя Тимоти Тредвелла, но также фильм содержит завораживающие пейзажи Аляски. Во «Встречах на краю света» автор отправляется на американскую станцию Антарктического исследовательского центра на острове Росса. «Пещера забытых снов» — уникальная возможность увидеть в 3D древнейшую в мире наскальную живопись, которая была обнаружена во французской пещере Шове. В картине «В самое пекло» в компании вулканолога Клайва Оппенхаймера Херцог путешествует по миру и фиксирует пугающую красоту извергающихся гор. Вместе с сорежиссёром Дмитрием Васюковым немецкий постановщик снимал охотников и рыболовов села Бахта Красноярского края, расположенного на берегу Енисея.

Погоня за реальностью

Поскольку всю жизнь Херцог снимает как игровое, так и документальное кино, многие его фильмы можно так или иначе считать гибридными. У автора любопытные отношения с действительностью. Сам Херцог не любит делить кино на игровое и неигровое. По словам автора, цель художника — конструировать реальность, которая высвечивала бы правду. Режиссёра обвиняли в эксплуатации, поскольку Херцог не раз просил персонажей своих неигровых фильмов разыгрывать придуманные им сцены. Конечно, в строгом понимании это вообще не документальное кино. В неигровых картинах Херцога у автора своя правда, так что к фактам он относится с пренебрежением. Поскольку документальные ленты чаще всего постановщик озвучивает сам (либо на немецком, либо на английском с характерным баварским акцентом), его голос неминуемо влияет на зрителей, направляет повествование.

«Каждый за себя, а Бог против всех», реж. Вернер Херцог, 1974. Фото: Werner Herzog Filmproduktion, ZDF

Для понимания творческого метода Херцога-документалиста стоит вспомнить парочку забавных эпизодов из его биографии. Главная героиня картины «Земля тишины и темноты» — слепоглухонемая пожилая женщина Фини, которая пускается в путешествие по Германии, чтобы помогать таким же, как она, людям с ограниченными возможностями. Один из ключевых эпизодов фильма — рассказ Фини о своих снах — полностью придуман Херцогом. Та же история и со сценой из «Великого экстаза резчика по дереву Штайнера». Главный герой говорит об убийстве любимого ворона — это снова фантазия немецкого режиссёра.


А для съёмок картины «Колокола из глубины» Херцог отправился на озеро Светлояр в Нижегородской области. По легенде, здесь когда-то стоял град Китеж. Херцог узнал о том, что по замёрзшему озеру ползают паломники и пытаются во льдах разглядеть град Китеж, но, оказавшись на месте съёмок, никого не обнаружил. Тогда ради правды фильма постановщик заплатил парочке местных алкоголиков, чтобы они сыграли паломников, ищущих Китеж.


С другой стороны, как мы уже говорили, Херцог регулярно снимает в главных ролях непрофессиональных актёров. Это не только Бруно С., но и австралийские аборигены и перуанские индейцы. В военной драме «Непобедимый» у немецкого режиссёра дебютировал финский пауэрлифтер Юкола Ахола. Но самый красноречивый эпизод погони Херцога за высшей правдой — съёмки фильма «Стеклянное сердце». Режиссёр с помощью специалистов ввёл в состояние гипноза всех актёров, кроме исполнителя главной роли Йозефа Бирбихлера. Так Херцог хотел подчеркнуть, что жители посёлка в баварской глубинке находятся в близком ко сну состоянии.

Неизвестный Херцог

О Херцоге снят не один документальный фильм и написана не одна книга. Он вышел далеко за рамки режиссуры. Немецкий автор участвовал в озвучке мультфильмов «Пингвины Мадагаскара», «Симпсоны» и «Металлопокалипсис», снимался в «Мистере Одиночество» у Хармони Корина, в ситкоме «Парки и зоны отдыха», в «Джеке Ричере» Кристофера Маккуорри. В короткометражной работе Рамина Бахрани Херцог озвучивает полиэтиленовый пакет.

Немец оброс легендами, большая часть из которых правда. С юношеских лет он любит длительные пешие путешествия. А в 1974 году Херцог даже совершил марш против смерти. Когда режиссёр узнал, что его подруга, киновед Лотта Айснер, тяжело больна, он не полетел к ней на самолёте, а пошёл пешком из Мюнхена в Париж. Почему-то автор решил, что, если он пройдёт более 800 км, Айснер не умрёт. Так и случилось, Лотта прожила ещё девять лет.

Снимая фильм «И карлики начинают с малого», Херцог увидел несколько поразительных эпизодов. Вот один из них. В какой-то момент на одного из актёров перекинулся огонь, а потом в суете его переехала машина. Но он просто встал и отряхнулся. Постановщик был так потрясён, что пообещал всем, что если они доживут до конца съёмок без единой царапины, то прыгнет в кактус. Что и сделал.

«Вернер Херцог — радикальный сновидец», реж. Томас фон Штайнекер, 2022. Фото: 3B-Produktion, Real Fiction Filmverleih, Spring Films

Учитывая, что Херцог снимал в самых экзотических местах планеты, он не раз подвергал свою жизнь опасности. Его кусали крысы и обезьяны, а на съёмках документальной картины «Баллада о маленьком солдате» режиссёра и вовсе подстрелили. Вот как сам автор вспоминает тот эпизод: «Недавно меня подстрелили, ранили. Но меня это практически не расстроило, потому что в меня уже стреляли. Как-то раз с отрядом повстанцев я пересекал границу между Гондурасом и Никарагуа. Мы попали под огонь прямо на середине реки, и хорошего в этом было мало, потому что мы были как на ладони, а тех стрелков скрывали джунгли».

Немец способен на самые эксцентричные поступки. Херцог пообещал другу-документалисту Эрролу Моррису, что съест ботинок, если тот закончит свой первый фильм. Речь о картине «Врата небес» про калифорнийские кладбища для домашних животных. Когда Моррис всё-таки завершил работу над фильмом, Херцог и правда съел ботинок. И этому событию есть документальное подтверждение — картина Леса Бланка «Вернер Херцог ест свою туфлю».

Немецкий автор продолжает снимать, в основном документальное кино, а также преподаёт, ведёт мастер-классы и соглашается быть членом жюри разных кинофестивалей. А не так давно на русском языке вышел дебютный роман Херцога — «Сумерки мира». Это основанная на реальных событиях книга о японском солдате Хироо Оноде, который защищал филиппинский остров Лубанг от нападения американцев во времена Второй мировой войны. Он держал оборону вверенного ему участка земли вплоть до 1974 года, когда к солдату лично приехал командир и попросил вернуться домой. Будем надеяться, что у Херцога хватит времени и сил ещё не раз нас удивить. Ведь мы точно знаем, что гениальный немецкий безумец способен на всё.

Читайте также
Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: часть вторая
Кинокритик Денис Виленкин продолжает вести дневник 80-го Венецианского кинофестиваля специально для КИНОТВ.К экватору фестиваля очереди уменьшаются, как и кол...
Обитель призраков: как устроены японские фильмы ужасов
В российский прокат впервые выходит «Звонок» — культовый японский фильм ужасов Хидэо Накаты, оказавший колоссальное влияние на дальнейшее развитие жанра хорро...
Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: часть первая
Прямо сейчас кинокритик Денис Виленкин находится на 80-м Венецианском кинофестивале и спешит рассказать аудитории КИНОТВ о том, как проходит это масштабное ки...
Развеять смуту: как живёт и выживает российский кинотеатральный прокат
Спасаемся «Чебурашкой», ре-релизами и пиратскими копиями голливудских блокбастеров.
История отечественного стриминга: Часть 3. Premier
Молодой и перспективный.
Также рекомендуем
Дарья Тарасова собрала пять документальных фильмов о братьях наших меньших.
Смерть Стюарта Гордона и день рождения сериала «Офис», ревизия канадского кино и австрийца Ханеке, лучшие комедии Netfli...
Виктор Непша традиционно просмотрел иностранную (к)инопрессу, и вот вам свежий дайджест важных новостей. Жу...
Дарья Тарасова собрала пять документальных фильмов о братьях наших меньших.
Смерть Стюарта Гордона и день рождения сериала «Офис», ревизия канадского кино и австрийца Ханеке, лучшие комедии Netfli...
Виктор Непша традиционно просмотрел иностранную (к)инопрессу, и вот вам свежий дайджест важных новостей. Жу...

Последние новости

Сценарий ремейка «Ещё по одной» пишет лауреат Пулитцера Дэвид Обёрн
Драматургу не впервой адаптировать иностранное кино.
Вернер Херцог снял анимационный фильм по своему роману «Сумерки мира»
О японском партизане, что 29 лет не верил в окончание Второй мировой.
«Властелин колец: Война рохирримов» плохо чувствует себя в прокате
Аниме-фильм возьмёт лишь $5 млн за дебютные выходные.
«Крэйвен-охотник» терпит крушение
Прокат у кинокомикса не задался.
Предвкушаем «Воскрешение» Декстера в новом тизере
Продолжение оригинального сериала выйдет летом 2025-го года.
00:00