«Лили и море» Динары Друкаровой: право на свободу

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Лили и море», реж. Динара Друкарова

До российского проката добралась картина Динары Друкаровой «Лили и море». Это её полнометражный режиссёрский дебют, премьера которого состоялась в программе «Новые режиссёры» на фестивале в Сан-Себастьяне. О том, как талантливая актриса превращается в неприкаянную, но свободолюбивую героиню, рассказывает Тимур Алиев.

Исландия, родина уникального языка и обитель малоэтажных домов на небольшом острове. Здесь живут рыболовецким промыслом, сюда же прибывает и Лили (главную роль исполнила сама Друкарова). Молодая девушка, уехав из Франции по каким-то причинам (об этом сценарий умалчивает), решает начать жизнь с чистого листа. И устроиться на рыболовецкое судно, в мужскую команду.

Кадр из фильма «Лили и море», реж. Динара Друкарова

«Если не найдёшь работу, мой брат ищет няньку для ребёнка», — подшучивает член первой же команды, к которому обратилась Лили. Социально одобряемый в патриархате сексизм — самое мягкое, с чем в своих поисках столкнётся Лили. У неё, кажется, за спиной нет ничего — ни жизненного опыта, ни специфических навыков, ни семьи, ни друзей, ни денег. До судьбоносного знакомства с капитаном корабля Яном (бельгийский актёр Сэм Лаувейк) пройдёт некоторое время. Мы увидим, как Лили ночует где попало и потягивает бутылку пива дольше, чем остальные посетители бара.

Друкарова многим знакома по фильму «Купе № 6», где она исполнила роль партнёрши главной героини. Для знатоков это, конечно же, Галя из «Замри-умри-воскресни!» Виталия Каневского и Лиза, дочь инженера Радлова из «Про уродов и людей» Алексея Балабанова. Начав актёрскую карьеру в Ленинграде в конце 80-х, через десятилетие Динара блистала и в европейском кино. В конце 90-х она переехала во Францию, где снималась у Жюли Бертуччелли («С тех пор, как уехал Отар»), Паскаля Боницера («Знаки страсти»), Арно Деплешена («Три воспоминания моей юности») и Михаэля Ханеке («Любовь»).

Кадр из фильма «Лили и море», реж. Динара Друкарова

Не у всех актёров возникают режиссёрские амбиции, но у Друкаровой они есть. Её «Лили и море» как будто отчасти автобиографичное кино (как и героиня фильма, Динара начала карьеру с новой страницы, перебравшись в Европу). Хотя де-факто это экранизация одноимённого романа Катрин Пулен, вышедшего в 2016 году. Там героиня, правда, сбегает от упорядоченной жизни на Аляску, и чуть больше внимания Пулен уделяет романтической линии. Друкарова расставляет акценты на приспособляемости Лили к «неженской» работе. Поговорку о женщине на корабле отважные рыболовы, похоже, не слышали, а зря — именно с появлением Лили в команде начинается разлад отработанных механизмов взаимодействия.

«Лили и море» очень неторопливо рассказывает о пути Лили и её приключениях. К этому реально стоит быть готовым: это ещё не медленное кино, скажем, Цай Минляна или Николаса Виндинга Рефна, но близко к нему. Друкарова, вместе со своей героиней удаляясь от серости и обыденности (судя по всему, эта часть жизни во Франции тяготила девушку), погружается в состояние рефлексии. Её обрывочная жизнь у берегов Исландии (в основном на корабле, реже на суше) — набор статичных кадров с природными красотами напополам с суетой рыбного промысла, абсолютно новым для неё профессиональным ремеслом.

Кадр из фильма «Лили и море», реж. Динара Друкарова

Её Лили не остановит ни буря, ни травма, ни страх смерти. С каждым новым вызовом судьбы, будь то упавшая на руку рыба в несколько килограмм или возникновение чувств к напарнику по рыболовству (естественно, это конвенциональный обаятельный мужчина, ни шага в сторону от первоисточника), её характер крепнет, а вот с целеполаганием и мало-мальским планированием у героини не складывается.


Зрители вряд ли разберутся во внутренних мотивах, которые в принципе подтолкнули Лили бросить привычный уклад жизни и рвануть во все тяжкие на поиски нового.


В картине «Невероятная жизнь Уолтера Митти» мы легко проникаемся характером персонажа Бена Стиллера — офисного клерка, которому необходимо отправиться в путешествие (и по работе, и ради персональных открытий). В дебюте Друкаровой этого отчаянно не хватает, в том числе никак не помогает найти связующие точки соприкосновения с главной героиней блёклый второй план. Члены команды, объединённые общим ремеслом, едва ли минимально раскрываются в ходе рейса: зрители ничего не узнают ни о ком из них, за исключением одной-двух деталей вроде любимого блюда или наличия/отсутствия семьи.

Работая и снимая в Европе, Друкарова отчего-то тянет за собой шлейф советско-российской ментальности. Вместо дилеммы, которую ставит перед собой героиня романа Пулен, Лили в художественной вселенной режиссёрки предстаёт минималистичной Зеной — непокорной, как шторм, но в то же время адаптирующейся, прогибающейся под давящий со всех сторон патриархат. Эта дуальность по-своему притягательна, но в то же время градус конформизма персонажа ближе к финалу сводит на нет все усилия по созданию неоднозначного и самодостаточного образа. Если сегодня феминистский дискурс в европейском арт-мейнстриме таков, пускай. Посмотрим, к чему он приведёт через несколько лет — к попытке демократического равенства или покрывательству традиционалистского женского счастья.

Читайте также
«Не хороните меня без Ивана» — якутская комедия об уважении к чудесам
Почему в Якутии (почти) всегда солнечно и действительно ли у местных жителе...
«Молодость» Дмитрия Давыдова: морозная тоска алиментщика
Почему «Молодость» — самый доступный и смешной фильм автора из Республики Саха.
«Операция “Фортуна”: Искусство побеждать»: очередной шпион, мечтающий об отпуске
Об устройстве фильма рассказывает Карина Назарова.
«Белый шум» Ноа Баумбака: апокалипсис с Адамом Драйвером и Гретой Гервиг
Постановщик экранизировал современную классику постмодернизма.
Также рекомендуем
Современный ирландский, без преувеличения, волшебник, зеленоглазый вундеркинд и аниматор Томм Мур создал...
17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золотую пальмовую ветвь», Роджер Эберт вы...
Ксения Ильина рассказывает про фил...
Современный ирландский, без преувеличения, волшебник, зеленоглазый вундеркинд и аниматор Томм Мур создал...
17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золотую пальмовую ветвь», Роджер Эберт вы...
Ксения Ильина рассказывает про фил...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00