Дина Ключарёва продолжает разбирать (кино)гардероб. В этот раз обсуждаем берет. При чём тут Ной и его ковчег, зачем в береты наряжает своих героев Уэс Андерсон и как так получилось, что головной убор крестьян превратился в элегантную шляпу: кто виноват и что делать.
Минуя закрепившийся стереотип «берет + тельняшка + силуэт Эйфелевой башни на фоне», сразу определим, что родиной этого изящного головного убора является вовсе не Франция. У берета существует несколько версий происхождения: одна из легенд о его появлении отсылает аж к библейским временам и Ною, который, пережидая потоп в своём ковчеге, наткнулся на круглый клок овечьей шерсти, свалявшийся в морской воде, и решил, что из него выйдет неплохая шапка. Чуть более распространённая версия — античная: головные уборы, похожие на береты, носили ещё воины Филиппа Македонского, отца Александра Великого. Но больше всего берет стал распространён в Средние века — здесь версии снова расходятся на баскское и кельтское происхождение этого головного убора. Его носили и простые пастухи, и купцы, и представители духовенства, и знать. Народные массы выбирали береты из простого деревенского войлока, а аристократы предпочитали береты из дорогой шерсти, украшенные каменьями и перьями. Береты носили и военные — и носят по сей день: даже в XXI веке берет является неотъемлемым элементом униформы в армиях большинства стран мира.
В XX веке, в особенности после Второй мировой войны (в отличие от жёсткой фуражки, в берете было удобно находиться в тесном пространстве бронетанковых машин, а поверх берета можно было легко надеть шлем или каску), берет превратился из повседневного в модный аксессуар. «Одолжив» этот головной убор у военных, костюмеры сделали его знаковым предметом гардероба для решительных, волевых героинь, которые не пасуют перед обстоятельствами и берут судьбу в свои руки. В беретах всё чаще стали появляться актрисы и за пределами съёмочных площадок —эти «шляпки» носили почти все дивы золотого века Голливуда, от Марлен Дитрих до Греты Гарбо.
Один из знаменитейших образов с беретом — Ильза в исполнении Ингрид Бергман в легендарном фильме «Касабланка» (1942). В берете она появляется почти мельком, но тем не менее это важная сцена: «Касабланка» вышла в разгар войны, и недорогой и общедоступный головной убор помогал зрительницам идентифицировать себя с прекрасной характерной героиней Бергман.
Буквально через несколько лет появился ещё один иконический кинообраз с беретом — этот головной убор носит Лорен Бэколл в фильме «Глубокий сон» (1946). Её лаконичный образ — тёмный берет, строгий костюм, аккуратная сумочка — практичный, близкий зрителям послевоенных времён, смотрится актуально даже сейчас.
После фильма «Почтальон всегда звонит дважды» (1946) берет прочно закрепился в статусе обязательного аксессуара для фам-фаталь: героиня Ланы Тёрнер, коварная жена, решившая избавиться от мужа с помощью любовника, с невероятным шиком носит белый берет в тон своему костюму и перчаткам.
Фильм Артура Пенна «Бонни и Клайд» 1967 года подарил зрителям ещё один незабываемый образ с беретом — а также новый способ его носить. В беретах, сдвинутых на затылок (а не привычно заломленных набок), элегантная Бонни в исполнении Фэй Данауэй бесстрашно бросается в самые опасные авантюры.
Отсылка к моде на береты в 1960-е встречается в фильме «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи (2003). В красном берете, как настоящая революционерка, раскрепощённая героиня Евы Грин выходит на знаменитые студенческие протесты в Париже в 1968 году.
Очередное возвращение моды на береты случается в 1990-е, о чём также свидетельствует и кино этой декады. Так, в чёрном берете появляется надменная героиня Кристин Скотт Томас в фильме 1994 года «Четыре свадьбы и одни похороны». За хладнокровным фасадом она скрывает ранимую душу, но об этом зрители узнают только ближе к финалу фильма.
Ещё одна знаковая мелодрама 1990-х — «Ноттинг-Хилл», где в берете появляется Анна Скотт, героиня Джулии Робертс. По сюжету, Скотт — популярная актриса, а сочетание чёрного берета и тёмных очков — её способ спрятать свою узнаваемую наружность от фанатов. Однажды она заходит в книжный магазинчик Уильяма (Хью Грант), и эта встреча навсегда меняет жизни обоих.
Этот список был бы неполным без фильмов Уэса Андерсона, который питает нежную любовь к эстетике 1960–1970-х и соответствующему стилю в одежде своих героев. Будь то находчивый подросток Макс Фишер из «Академии Рашмор» (1998) в своём любимом алом берете или юная Сюзи из «Королевства полной луны» (2012) в малиновом берете в момент импровизированной свадьбы с возлюбленным-бойскаутом — этим головным убором, словно ярлыком, Андерсон отмечает своих самых непреклонных и своенравных персонажей.