2 сентября стартует Венецианский кинофестиваль — первое крупное международное событие в индустрии после коронавирусного перерыва. Жюри в этот раз возглавляет Кейт Бланшетт, помогать ей будут, в частности, Кристиан Петцольд и Кристи Пую, в «Горизонтах» заседает Клер Дени, а в VR-секции — Хидео Кодзима. Виктор Непша составил своего рода карту грядущего смотра «во время чумы».
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/df4/df4e3e0a7f0a13929e25283e10b66dab.jpeg.webp?165572421294406)
ОСНОВНОЙ КОНКУРС
Схематично основной конкурс выглядит так: после прошлогоднего триумфа «Джокера» в сокращённом конкурсе мало американских фильмов и громких имён в целом. Концептуально можно заметить несколько общих линий: столкновение ребёнка и жестокого мира, сильные женские истории, обилие социальной сатиры. Многие, очевидно, побоялись преждевременно ехать в Венецию и берегут премьеры, но фестиваль умеет удивлять и без звёздных имён. И вот они фильмы, которые вошли в конкурсную программу этого года.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/277/277b06c57bca8d8433362c693da821b7.jpg.webp?1655724213306626)
«In Between Dying», реж. Хилал Байдаров
О чём: молодой человек по имени Дауд пытается обрести настоящую любовь и семью.
Кто: Хилал Байдаров — математик, айтишник и, главное, ученик Белы Тарра. Одна из его предшествующих работ, «Когда созревает хурма», получила приз жюри на швейцарском Visions du Réel и была признана лучшим документальным фильмом года на фестивале в Сараево. «In Between Dying» имеет шансы выстрелить ещё громче. Из примечательного: исполнительный продюсер и сопродюсер картины — такие непохожие люди, как Дэнни Гловер и Карлос Рейгадас соответственно.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/778/778833b256baa4eee4cbcd6d6686fb85.png.webp?165572421434412)
«In Between Dying», реж. Хилал Байдаров
О чём: пять сестёр (в постановке было семь) из сицилийской семьи росли вместе и были дружны, но с течением времени их пути расходятся всё сильнее.
Кто: второй фильм итальянки Эммы Данте — экранизация её же одноимённой театральной постановки. Данте уже знакома с Венецианским фестивалем — роль в её первой картине, «Улица в Палермо», принесла кубок Вольпи Елене Котта. Учитывая отзывы о театральной постановке и то, что сюжет «Сестёр Макалузо» завязан на личных историях, можно рассчитывать на мощную актёрскую игру и в этот раз.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/88a/88add7d599d06f02bda0e00714d30ce4.jpg.webp?165572421538330)
«Мир грядущий», реж. Мона Фастволд Лерче
Кто: после дебютного «Лунатика» Мона Фастволд Лерче, в частности, помогла Брэйди Корбету с написанием сценария к «Детству лидера» (и «Вокс люкс»), а теперь снова вернулась к режиссуре.
О чём: на бумаге кажется, что Лерче, как и в первой работе, сталкивает две пары в непривычных, изолированных от внешнего мира обстоятельствах. Только на этот раз дело разворачивается в ландшафтах дикого Запада, в XIX веке. В фильме снялись Кейси Аффлек и Ванесса Кирби, сопродюсером проекта выступила отечественная компания Hype Film.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/907/907a92e50c59ab0d02b578828b0f2864.jpg.webp?165572421524408)
«Nuevo Orden», реж. Мишель Франко
Кто: актриса и режиссёр, обладательница премии «Сезар» Николь Гарсия приезжает в Венецию с эротическим триллером. В первый раз на «Золотого льва» Гарсия номинировалась ещё в 1998 году («Вандомская площадь»), но пока с актёрскими наградами ей везёт больше. Впрочем, кто знает, куда может завернуть Венеция на следующий год после «Джокера».
О чём: некая Лиза втайне от мужа заводит роман с бывшим парнем, и дело принимает опасный для жизни оборот. В картине снялись Стейси Мартин, Бенуа Мажимель и Пьер Нинэ.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/6eb/6ebcf05a8f8eba27e7eb44dcf0b28243.jpg.webp?165572421614164)
«Laila in Haifa», реж. Амос Гитай
Кто: Амос Гитай — режиссёр родом из Земли обетованной. По всему миру он более известен как документалист, снимающий о Ближнем Востоке и арабо-израильском конфликте. На Венецианский кинофестиваль Амос приезжал уже не раз и не раз увозил награды самого разного толка.
О чём: и вновь в центре сюжета пять женщин, пути которых, в отличие от «Сестёр Макалузо», начинаются в разных сюжетных точках, но со временем переплетаются между собой. Объединяющий пункт — ночной клуб Хайфы, родного города Амоса Гитая. Здесь встречаются самые разные люди — в том числе израильтяне и палестинцы.
Учитывая левые политические взгляды режиссёра, сочетание сеттинга и героев, жюри и зрителей ожидает высказывание, как говорится, на злобу дня.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/d3a/d3af9877b39b8c7014a0f08c16d445d0.jpg.webp?165572421681532)
«Дорогие товарищи», реж. Андрей Кончаловский
Кто: возможно, наиболее звёздный режиссёр секции — из России. И вдобавок один из самых удачливых именно на этом фестивале — здесь Кончаловский неоднократно получал «Серебряных львов» (в том числе и недавно — за «Рай» и «Белые ночи почтальона Тряпицына»).
О чём: «Дорогие товарищи» расскажут о расстреле в Новочеркасске — трагическом и всё ещё очень слабо освещённом событии хрущёвской эпохи. На первом плане — личная драма Людмилы, ярой коммунистки, которая пытается найти свою дочь после расстрела демонстрантов. Учитывая происходящее в мире прямо сейчас и симпатии к Кончаловскому в Венеции, фильм может стать одним из фаворитов конкурса.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/b3a/b3af60f16d5eb70169ba25a76640ed6e.jpg.webp?165572421737024)
«Жена шпиона», реж. Киёси Куросава
Кто: именитый режиссёр с именитой фамилией снял историю о супружеской паре, противостоящей целой стране.
О чём: 1940 год, Юсаку, находясь в командировке в Манчжурии, узнал страшную государственную тайну и решил рассказать о ней миру. Его жена Сатоко беззаветно доверяет супругу и готова идти с ним до конца, несмотря на общее осуждение и обвинения в предательстве.
Куросава за свои 40 с лишним лет карьеры пробовал себя в разных направлениях, от пинку эйга до фантастики и детективов, — хочется надеяться, что режиссёр найдёт чем удивить публику.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/7aa/7aa490ee91c7f8118ef3e272732f2394.jpg.webp?165572421766798)
«Солнечные дети», реж. Маджид Маджиди
О чём: 12-летний Али и его друзья всеми правдами и неправдами пытаются выжить и обеспечить пропитание своим семьям. Однажды по чудесному стечению обстоятельств главному герою поручают найти скрытые подземные сокровища. В фильме снялись дети, которым ещё совсем недавно действительно приходилось зарабатывать на жизнь собственным трудом.
Кто: с этой картиной Маджиди уже успел в четвёртый раз за карьеру выиграть национальный кинофестиваль «Фаджр», да и для международной общественности он человек не новый — первым из иранских режиссёров номинировался на «Оскар» в 1999 году.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/2c5/2c5c05579b928d47075dcc77658fdb15.jpg.webp?165572421825036)
«Фрагменты женщины», реж. Корнел Мудруцо
Кто: ещё одно звучное имя в не самом громком списке. За последние годы Мудруцо сначала впечатлил Канны фантастической историей бунта собак против людей («Белый Бог»), а потом разочаровал фильмом о беженце с примесью магического реализма («Спутник Юпитера»). Теперь венгр собирается показать в Венеции драму о молодой матери, потерявшей ребёнка из-за осложнений при родах. В главных ролях — Шайя ЛаБаф (!) и вновь Ванесса Кирби. Реакцию публики на работу Мудруцо предсказать сложно, но точно известно одно — Мартину Скорсезе понравилось. После просмотра великий италоамериканец даже присоединился к съёмочной команде в качестве исполнительного продюсера.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/2da/2da390f4dc2859b2c209a5dfcfd4548a.jpg.webp?165572421853842)
«Мисс Маркс», реж. Сузанна Никкьярелли
О чём: байопик об Эвелине Маркс — суфражистке, политической активистке, дочери автора «Капитала», и, в частности, это история о её трагических отношениях с популяризатором Дарвина и публицистом Эдуардом Эвелингом. Абсурдность и драматичность судьбы героини Никкьярелли, по её собственным словам, попытается совместить с тонкой иронией. Предыдущая работа итальянки (тоже байопик, посвящённый Нико), удостоился главного приза в программе «Горизонты» — теперь время сражаться в основной программе.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/06d/06d6b5dc6f6e768435b63d60d6be6fd1.jpg.webp?1655724219124198)
«Padrenostro», реж. Клаудио Ноче
Кто: брак режиссёра Малгожаты Шумовской и оператора Михала Энглерта не выдержал испытания временем, но их творческий тандем гораздо надёжнее — вместе они работают более 20 лет. «Never Gonna Snow Again» — первый проект, в котором Энглерт тоже указан в качестве режиссёра.
О чём: сюжет как минимум интригует — украинский мигрант-массажист Женя (Алек Утгофф из «Очень странных дел») становится своеобразным гуру для богачей из тихой изолированной общины.
Самый комфортный кинофестиваль для Шумовской — Берлинале, откуда она привозила приз за лучшую режиссёрскую работу («Тело») и Гран-при жюри («Лицо»). «Never Gonna Snow Again» собираются пробивать по всем фронтам — Польша уже успела выдвинуть его на «Оскар» 2021 года. Почему бы не попробовать победить и в Венеции?
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/5ce/5ceef673051f3cbbd433610eb0e6346f.jpg.webp?165572421925338)
«The Disciple», реж. Чайтанья Тамхане
Кто: в дебютной работе Чайтанья Тамхане разбирался с индийской правовой системой — и стал лауреатом венецианских «Горизонтов». Шесть лет спустя режиссёр возвращается с фильмом об искусстве индийской классической музыки.
Как и ряд конкурентов, «The Disciple» имеет своего звёздного покровителя в виде исполнительного продюсера Альфонсо Куарона: с ним Тамхане познакомился в рамках менторской программы несколько лет назад (и даже успел побывать на съёмках «Ромы»).
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/1f5/1f5e751feba81eaffe015f79ada49419.jpg.webp?1655724220123108)
«And Tomorrow The Entire World», реж. Юлия фон Хайнц
О чём: в Германии набирает силу неонацизм, по стране проходит волна насилия. Этому пытается противостоять антифашистское движение (в котором состоит главная героиня), а на фоне разворачивается любовная драма. Юлия фон Хайнц впервые предстаёт в Венеции — с актуальным, хоть и не новым рецептом.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/c5b/c5b220a4fcdd5ea2ab0013e2ecd49413.jpg.webp?165572422244612)
«Земля кочевников», реж. Хлои Чжао
О чём: экранизация книги Джессики Брудер о пожилых людях, которые пускаются в странствия по Америке в поисках работы во время мирового экономического кризиса.
Кто: за плечами у Хлои Чжао — тепло принятый критикой «Наездник», впереди должна быть экранизация марвеловских «Вечных», а прямо сейчас — борьба за главный приз фестиваля с солидным козырем в виде Фрэнсис Макдорманд в главной роли.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/f02/f025201eff043eb0803ee189b29fcd4e.jpg.webp?165572422391908)
«Notturno», реж. Джанфранко Рози
Кто: авторитетный итальянский документалист и единственный в конкурсе обладатель «Золотого льва» попытается завоевать ещё одну статуэтку с фильмом о людях, пытающихся выжить в военных условиях Ближнего Востока. «Notturno» снимался на границах между Ираком, Сирией и Ливаном в течение трёх лет.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/1ce/1cea9b8ed370b8bfa0df5055c3efdc84.jpg.webp?165572422433070)
«Quo Vadis, Aida?», реж. Ясмила Жбанич
Кто: обладатель «Золотого медведя» Ясмила Жбанич значительную часть карьеры рассматривает важную для себя тему — югославские войны 90-х и их последствия для её родной Боснии и Герцеговины.
О чём: в «Quo Vadis, Aida?» переводчица ООН пытается спасти свою семью во время печально известной резни в Сребренице.
Интересное внеконкурсное короткой строкой:
• Новая работа абсурдного хулигана Квентина Дюпье.
• «Yellow Cat» Адильхана Ержанова, который заочно сравнивают с маликовскими «Пустошами».
• Филиппинский мастер Лав Диас с лаконичным по его меркам (2,5 часа) «Lahi, Layop».
• Ещё два российских режиссёра: Иван Твердовский с драмой про последствия «Норд-Оста» и Филипп Юрьев с полнометражным дебютом «Китобой».
• Короткий метр от Мати Диоп — лауреатки прошлогоднего каннского Гран-при.
• Вечный бунтарь Абель Феррара с документальным фильмом про показ своей «Сибири» в Берлине, незадолго до начала глобального карантина.
• Смонтированные разговоры Денниса Хоппера и Орсона Уэллса
из 1970-го.
• Лука Гуаданьино с историей Сальваторе Феррагамо, основателя модного дома одежды.
• Фильм Натана Гроссмана про Грету Тунберг.