Сегодня немецкий режиссёр Вим Вендерс отмечает 75-летие, и в этот день хочется поговорить о наиболее известной его работе — «Небо над Берлином». Фильм вышел в 1987 году и собрал множество наград, включая приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. При создании столь необычной картины, сцены из которой впоследствии цитировали и цитируют до сих пор в своих произведениях множество режиссёров, Вендерс вдохновлялся поэзией, живописью и музыкой. Екатерина Кузнецова рассказывает о художественном языке, которым режиссёр «написал» эту кинематографическую оду любимому городу.
Действие фильма происходит в Берлине, разделённом стеной, и тему границы между мирами Вендерс пропускает тонкой нитью через весь фильм. Главные герои — ангелы Дамиэль и Кассиэль — каждый день наблюдают за людьми, прислушиваются к их мыслям, мечтам, тревогам и переживают за каждого из них. Ангелы не могут ни поговорить, ни прикоснуться к человеку, и это невидимое разделение мучает обоих героев, обречённых на вечную жизнь, в которой нет места простым людским удовольствиям. Например, выпить из пластикового стаканчика обжигающий чёрный кофе прямо на улице или ощутить объятия близкого человека.
Разделение на мир людей и мир ангелов Вендерс подчёркивает контрастной цветовой палитрой.
Земная жизнь полна красок, оттенков и полутонов, в то время как ангелы видят всё лишь в чёрно-белом спектре. Большую часть времени мы смотрим на мир фильма глазами ангела Дамиэля, но когда картинка резко становится разноцветной, зритель безошибочно определяет, что его «перевели» через границу.
Дамиэль очарован жизнью, которая ему недоступна, и поэтому ангел хочет стать человеком. Он следует за своим желанием и на этом пути встречает обворожительную девушку и Агнца Божьего, который в мире людей стал известным актёром. Бывший ангел не может видеть Дамиэля, но чувствует его присутствие и со стаканом горячего кофе в руках рассказывает невидимому собеседнику, как человеческая жизнь прекрасна. Девушка тоже не видит Дамиэля, и это неведение позволяет ангелу стать свидетелем её исповедального рассуждения о стремлениях и страхах, о которых она не решается говорить в присутствии других людей.
Ангелы внешне выглядят практически как люди, но за кадром Вендерс кропотливо и долго продумывал их образ, движения, эмоции. Большим источником вдохновения послужила восьмая «Дуинская элегия» Рильке, где говорится: «А мы, навсегда зрители, всюду, смотрим на всё, не отводя глаз». Ангелы становятся зрителями того, как рождается и обрывается человеческая жизнь. Дамиэль в машине скорой помощи «прислушивается» к мыслям беременной женщины. Кассиэль в это время оказывается на крыше вместе с парнем, который собрался совершить самоубийство. Когда молодой человек делает последний шаг и прыгает, Кассиэль вскрикивает: «Нет!» — но ничего не может поделать. Он всего лишь наблюдатель.
В живописи существует множество изображений ангелов, но режиссёра больше всего тронула картина «Новый ангел» немецкого авангардиста Пауля Клее. Несмотря на то, что небесное создание написано в абстрактной манере, можно легко увидеть сходство между образом на картине и героями фильма. Их всех объединяет спокойный, немного рассеянный взгляд в вечность. Помимо этого, ангелов можно отличить от людей по рукам. Люди, проходящие мимо, хаотично и активно жестикулируют, в то время как ангелы ходят будто куклы, их руки либо опущены вдоль тела, либо покоятся в карманах пальто.
У Вима Вендерса получилось снять, наверное, самый поэтичный фильм за всю историю кино. Ему это удалось не за счёт большого количества стихов, звучащих в картине, и не из-за неторопливого темпа повествования. «Небо над Берлином» — это кино-поэзия, автор которой желал сделать и почувствовать что-то настоящее, как и все герои его фильма.
«В конце концов у вас получается изображение или изображения чего-то, музыка или что-то совершенно иное; у вас получается невероятная смесь всего: фильм. Только фильм — в отличие от живописных полотен, романов, музыки, изобретений — может стать отражением всех ваших желаний. И вам нужно уметь заранее формулировать тот путь, которым вы пойдёте», — Вим Вендерс.