«Скотт Пилигрим против всех»: 10 лет саундтреку и фильму Эдгара Райта

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

История о том, как Скотт Пилигрим, басист маленькой канадской группы, сражается с бывшими Рамоны Флауэрс, девушки, в которую он влюбился, и одновременно пытается расстаться со школьницей Найвз Чау, в 2010 году провалилась в прокате. Однако потом она довольно быстро получила статус культового кино: дело дошло до того, что в этом году фильм должен был выйти в повторный кинопрокат, но раз никакого кинопроката сейчас нет, то и выход ленты в версии 4K перенесли на неопределенный срок. Зрители без труда смогут пересказать сюжет и арку главных героев, с таким же успехом моментально вспоминается и убойный саундтрек, составленный для картины. Артём Макарский разбирает, из каких композиций состоит плейлист «Скотта Пилигрима».

Скотт Пилигрим — неприятный тип?


Главный герой «Скотта Пилигрима» — подобно персонажам, например, книг Ника Хорнби — парень, изо всех сил цепляющийся за свои подростковые увлечения (впрочем, одно из них, любовь к игровым автоматам, всё-таки сыграло важную роль в этой истории). Пилигрим, в отличном исполнении Майкла Серы, эгоистичен, не думает о последствиях и других людях. Он настолько боится реакции толпы, что не делает резких движений — но история развивается, и наш герой постепенно становится лучше.

Во всяком случае, личностный рост Скотта подразумевается авторами в конце фильма — однако комикс, по которому «Пилигрим» снят, куда более однозначен: в его завершающем томе Скотт последовательно (а не в одной короткой сцене) извиняется перед всеми своими бывшими, которым мог сделать больно, и только потом обретает своё счастье. Эта скомканность в картине, впрочем, оправдывается издержками производства: шестой том «Скотта Пилигрима» его автор, Брайан Ли О’Мэлли, доделывал уже во время съёмок фильма, и у Эдгара Райта и его соавтора по сценарию Майкла Бакалла на руках были лишь заметки о том, как может закончиться эта история.

«Я могу измениться, если это поможет тебе влюбиться в меня»


2010-й вообще был тем самым годом, когда вопрос мужского эгоизма остро стоял в поп-культуре. Именно тогда вышел на экраны «Гринберг» Ноя Баумбаха, в центре которого стояла история будто бы повзрослевшего Пилигрима, человека, который бездельничает по инерции. Саундтрек к фильму написал Джеймс Мёрфи из LCD Soundsystem — и в этом же году у его группы вышел альбом «This Is Happening», в котором он по полной разыгрывал карту неприятного типа за тридцать, напевая при этом строчки вроде «я могу измениться, если это поможет тебе влюбиться в меня». Чуть раньше, осенью 2009-го, вышел фильм «500 дней лета» с Джозефом Гордоном-Левиттом и Зуи Дешанель — картина о том, как двое молодых людей друг друга не поняли, но один из них упорно отказывался это принимать.

Всё это безусловно повлияло на сам фильм, в котором почти все герои видят Скотта насквозь, — но не на его саундтрек, сделанный с любовью к персонажам и к музыке в целом. В первую очередь, говоря о саундтреке «Пилигрима», конечно же, вспоминают сборник песен, однако хотелось бы отметить инструментальный саундтрек, созданный бессменным продюсером Radiohead Найджелом Годричем. В полном соответствии с духом комикса, который сильно опирался на мир музыки и видеоигр, Годрич сделал восьмибитную версию заставки Universal — и в похожем ключе озвучил сцены битвы с бывшими Рамоны. Одна из сцен, даром что проходила в клубе, в итоге превратилась в техно-трек.


Годрич легко переключается с нежных акустических композиций, подходящих спокойному Торонто, где живут главные герои, на словно позаимствованные у Тарантино оркестровые зарисовки, которые пригодились для финальной битвы. В его саундтреке нашлось место и романтике, и ярости, и экспериментам — и это отвечало запросам фильма на все сто: Годрич явно опирался как на музыку Барри и Арнольда, известных по бондиане, так и на японскую музыку, чаще всего звучащую из игровых автоматов. И в итоге всё это помогло фильму обрести объёмную, многомерную звуковую картину.

Существующие песни несуществующих групп


Он же выступил и исполнительным продюсером саундтрека в целом — для которого пришлось собрать несколько несуществующих групп. Для Sex Bob-Omb, группы самого Пилигрима, музыку написал Бек, который явно вспомнил свои очень ранние записи — их песни звучали сыро, резво и дерзко, а подкреплялось всё абсурдными, иногда лишёнными смысла текстами. Бек говорил, что эти композиции должны были звучать как демоверсии — и в итоге он записал их за два дня. В похожих условиях работала канадская группа Broken Social Scene — Годрича так зацепила фраза из комикса о том, что у группы Crash And The Boys песни длятся три секунды, что для их экранного воплощения действительно были записаны одна трёхсекундная песня и одна, длящаяся целую минуту. Фанату Broken Social Scene Эрику Кнадсену, игравшему вокалиста Крэша, не пришлось долго готовиться к (кино)выступлению — отсылавшие к панку и хардкору зарисовки можно было просто кричать.

Совсем другой получилась история группы The Clash at Demonhead, вокалистку которой сыграла Бри Ларсон — для неё канадцы Metric записали песню «Black Sheep», которую до того момента уже три года исполняли на концертах. Если Бек и Broken Social Scene открывали в себе давно спрятанные грани своей же музыки, то Metric, наоборот, упрощали себя до поп-версии, более доступной для слушателя. Всё это, тем не менее, работало на укоренение легенды о сплочённой и разнообразной канадской инди-сцене, заявившей о себе в нулевых (когда, собственно, и происходят события фильма) — группы от Arcade Fire и Godspeed You! Black Emperor до Мака ДеМарко и Caribou поспособствовали тому, чтобы Канада воспринималась слушателями как страна победившего инди-рока.


С такой же частотой, как в фильме звучит слово «хипстер» (бессмысленное, кажется, уже на момент выхода фильма), музыка в картине используется: а) чтобы поддержать сюжет; б) для комического эффекта. Случаи из первой категории кажутся сейчас слишком очевидными, поданными в лоб: вот лидер Pixies Фрэнк Блэк поет «I Heard Ramona Sing», а вот Боб Дилан играет «To Ramona». Когда Пилигрим всё-таки расстается с девушкой-школьницей, звучит, конечно же, «Teenage Dream» T. Rex (она же тинейджер, значит, и песня должна быть соответствующая), когда появляется бывший Рамоны, чтобы вернуть девушку, — у него в машине играет «Under My Thumb» The Rolling Stones (чтобы любой зритель понял: Рамона у него под надзором). Ко второй категории можно отнести появление заставки «Сайнфелда», после которой Пилигрим заходит к себе домой под крики несуществующих зрителей — что делает его соседа, Уоллеса, Сайнфелдом, а его самого — другом Сайнфелда, Космо Крамером.

Эдгар Райт — музыкальный режиссёр


Подобная тяга к отсылкам вообще характерна для Эдгара Райта как для режиссёра — что особенно проявилось в его следующем американском фильме, «Малыш на драйве». Любовь главного героя к музыке обернулась гиммиком, за которым не стояло ровным счетом ничего, — только желание сделать сцену в одном ритме с отличной песней. В его британских фильмах, написанных вместе с Саймоном Пеггом, работа составителя саундтрека была куда более тонкой. Во всех трёх картинах так называемой «трилогии «Корнетто», в которую входили «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец» (русские прокатчики не жалеют Райта) основной фокус, конечно, смещён на британскую музыку — но в «Шоне» он изредка уходит, например, в техно, а в «Армагеддце» появляются Кайли Миноуг и The Doors.

В самом мрачном и кровавом из его фильмов, «Типа крутые легавые», саундтрек подобран, кажется, лучше остальных — поскольку герой в исполнении Саймона Пегга приезжает в богом забытую деревню, то играет преимущественно британская музыка шестидесятых и семидесятых, что, безусловно, задаёт «Легавым» необходимый тон. Райт, регулярно выкладывающий списки, в том числе музыки, которая ему нравится, всегда норовит объять необъятное, включить невключаемое, попытаться ухватить всё — из-за чего часто получается (как, например, в случае списка его любимых песен этого года) какая-то каша, в которой вместо субъективного и личного взгляда мы видим попытку собрать усреднённый плейлист какого-то большого издания о музыке.


Райт выступает как куратор, но его выборка не всегда кажется интересной или уместной. Однако «Скотт Пилигрим» является выдающимся исключением в его фильмографии: это картина, саундтрек которой идеально подходит её героям, а сборник песен кажется исключительно цельным (даже несмотря на T. Rex и The Rolling Stones, которые тут вовсе не кажутся инородными элементами). Именно эти песни заставляют радоваться происходящему на экране, вжаться в кресло от восторга уже на начальных титрах и с изумлением раскрыть глаза — прямо как это делают друзья главных героев, наблюдая за их репетицией, в которой Sex Bob-Omb превращаются в лучшую рок-группу в истории.

Читайте также
Тридевятое царство: легендарная студия Ghibli в восьми кадрах
В 1985 году была основана легендарная студия Ghibli, больше трёх десятилетий радующая поклонников аниме по всему миру. В первую очередь эта «ма...
А давно ты «Привидение»? 30 лет картине Джерри Цукера
13 июля 1990 года вышел фильм Джерри Цукера о том, как Патрик Суэйзи умирает и начинает мстить с того света, параллельно пытаясь спасти и&...
«Вилли Вонка — всем кондитерам пример»: картине Тима Бёртона 15 лет!
10 июля 2005 года состоялась мировая премьера одного из самых успешных фильмов Тима Бёртона — «Чарли и шоколадная фабрика». Кассовые сборы...
«Антибольшевистский до крайности»: русские мотивы в фильмах Карена Шахназарова
Карену Шахназарову 68. Режиссёр, заставший две эпохи и не понявший (читай не признавший) до конца ни одну из них. Гордей Пе...
«Я — закон»: 25 лет фильму «Судья Дредд»
25 лет назад на экраны вышла киноадаптация комикса о системе правосудия, которая борется с анархией в мире после глобальной катастроф...
Также рекомендуем
С 23 по 27 сентября в Москве пройдёт «Панорама» — кинофестиваль, организованный курат...
В прокате картина Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона. Имена режиссёров давно известны любителям неординарных и мало...
Максим Ершов умеренно радуется возвращению итальянского классика.
С 23 по 27 сентября в Москве пройдёт «Панорама» — кинофестиваль, организованный курат...
В прокате картина Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона. Имена режиссёров давно известны любителям неординарных и мало...
Максим Ершов умеренно радуется возвращению итальянского классика.

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00