
Киноиндустрия Южной Кореи — одна из интереснейших в мире. В начале нулевых об этом рассказывали лишь Квентин Тарантино и московские киноманы, одними из первых попавшие на рыболовный крючок радикальной поэзии Ким Ки-дука. Сегодня же корейские дорамы приносят Netflix миллиарды долларов, а «корейский Спилберг» Пон Джун-хо забирает охапку «Оскаров» и выбивает у голливудской студии право на финальный монтаж $120-миллионного блокбастера.
О по-хорошему инфантильном прошлом, славном настоящем и многообещающем будущем корейского кино рассказывает Олег Ковалёв — на примере крупнейшей в стране медиаимперии.
Цветы жизни, цветы огня
Если вы посмотрели за свою жизнь хотя бы пару-тройку корейских фильмов, в начале одного из них вы наверняка заметили яркую заставку с детьми, запускающими фейерверки с маленького островка. Заставка эта принадлежит киностудии CJ Entertainment, из-под крыла которой вышла львиная доля известнейших шедевров корейского кино — от «Объединённой зоны безопасности» Пак Чхан-ука до оскароносных «Паразитов» Пон Джун-хо. Ныне эта студия значится частью компании CJ ENM — одного из крупнейших в стране медиаконгломератов, продвигающего не только полнометражные фильмы, но также популярные ТВ-дорамы, концерты K-pop-идолов и адаптированные постановки бродвейских мюзиклов.

Чего вы, возможно, не заметили — так это семимильных шагов, которыми CJ в последние годы выходит за пределы родной Кореи и идёт покорять мировые кинорынки. И вот на днях генеральный директор компании Юн Сан-хён объявил 2025-й «официально первым годом глобальной экспансии» и обозначил, что CJ потратит на производство контента рекордные $818 млн. Эта сумма пойдёт на воплощение 65 проектов, в том числе 35 сериалов.
«Наша цель — продолжить сеять подобные глобально успешные проекты: стабильно и размашисто. Мы вошли в колею и видим всё больше возможностей питчить и продавать новые фильмы и сериалы международным стримингам. Так что этот год, надеюсь, станет для нас поворотным — как в плане реализации контента, так и в плане финансового восстановления (после потерь во время пандемии COVID. — Прим. ред.)», — заявил Юн Сан-хён.
Звук этих семимильных шагов скрылся во взрыве популярности «Паразитов» — в исторической победе на «Оскаре-2020» (первой для неанглоязычного кино) и в мировых сборах в четверть миллиарда долларов (при бюджете в $11,4 млн). Удивительно, но до этого ни один корейский фильм на «Оскар» даже не номинировался. Теперь же (буквально на днях) Американская киноакадемия подписала с CJ соглашение о программах популяризации азиатского кино. Первый шаг в эту сторону был сделан на прошлой неделе, 23 марта — с открытием экспозиции работ режиссёра Пон Джун-хо в музее Киноакадемии. Показательно, что за день до выставки между Востоком и Западом спонтанно выстроился ещё один мост — когда культовый режиссёр и композитор Джон Карпентер публично напросился писать саундтрек к предстоящему экшен-хоррору Пона о сеульском метро.

How the West Was Won by the East
На вопрос «Чем корейское кино покорило западного зрителя?» придумано много взаимозаменяемых ответов. Интереснейшую формулировку выдал писатель и бард-хулиган Михаил Елизаров, объяснивший корейскую самобытность её «ребячеством» — «детским» подражанием «взрослым» правилам западного кино, из которого рождается уникальное сочетание комедии, трагедии и развлечения. Так непреднамеренная вторичность оборачивается оригинальностью. В своём сравнении Елизаров заходит так далеко, что сравнивает корейское кино с русской литературой, схожим методом переосмыслившей инструментарий европейского романа. Едва ли студия CJ оказала определяющее влияние на формирование подобного почерка — но она точно одной из первых подхватила авторов, бросившихся на рубеже тысячелетий изобретать новые слова в жанровом кино.
Об истории взлёта CJ ENM может рассказать множество успешных релизов — как фестивальных хитов, так и кассовых гигантов домашнего проката. Удобства ради мы скомпоновали ключевые вехи кинокомпании в одну визуальную хронологию. С её более подробной текстовой версией можно ознакомиться в конце этой статьи.

Отдельное внимание хочется заострить на крупнейшей (не считая «Паразитов») вехе — на военно-морском блокбастере «Битва в проливе Мёнрян». Вышедший в 2014 году, этот сквозящий патриотизмом и до отказа набитый экшеном фильм по сей день удерживает абсолютный рекорд по проданным билетам — 17,6 млн. Иными словами, на большом экране это кино посмотрел каждый третий южнокореец. И да, ввиду особенностей индустрии, кассовый успех фильмов Южной Кореи традиционно рассчитывается не по сборам, а по числу проданных билетов. По кассе же «Битву в проливе Мёнрян» незначительно обошёл лишь комедийный боевик «Экстремальная работа», также выпущенный CJ.
Ажиотаж вокруг «Паразитов» был лишь цветочками, пусть и очень широко распустившимися. Последний же (и крайне крупный) плод своего успеха CJ ENM собрала с куста второго сезона «Разделения». Самый просматриваемый сериал в истории Apple TV+ был снят в том числе силами кинокомпании Fifth Season, контрольный пакет акций которой принадлежит CJ (а ещё четверть акций — японскому медиагиганту Toho).


Что касается производства международных проектов, CJ также приложила руку к позапрошлогодней американо-корейской мелодраме «Прошлые жизни». При скромном бюджете (в два доллара, как шутит камео Греты Ли в сериале «Киностудия») фильм постановщицы Селин Сон собрал по миру более $42 млн, удостоился ряда престижных премий, двух номинаций на «Оскар» и — самое главное — снискал широкую зрительскую любовь.
Ближайшим же авторским флагманом при поддержке CJ ENM обещает стать фантастическая сатира «Бугония» Йоргоса Лантимоса. В ремейке корейской ленты «Спасти зелёную планету!» сыграли Эмма Стоун и Джесси Племонс, а его релиз запланирован аккурат к наградному сезону — на ноябрь 2025 года. Кроме того, фильму режиссёра-эксцентрика практически гарантирована премьера на одном из крупнейших кинофестивалей — в этом случае, вероятно, на Венецианском. По словам продюсера Джерри Ко, ремейк Лантимоса обернулся более масштабным фильмом, чем изначально планировалось. Однако он обещает бережное отношение к оригиналу, который «20 лет назад оказался недопонят, потому как опередил своё время».


Помимо вышеобозначенных планов и свершений, заявлению директора Юн Сан-хёна предшествовал ряд сделок с крупными голливудскими студиями. Самым громким из этих кейсов стало соглашение с Warner Bros., по которому обе компании обязались совместно работать над ремейками классических лент друг друга. Вы когда-либо представляли себе «Касабланку» в декорациях Корейской войны? А голливудский ремейк «Воспоминаний об убийстве», поставленный Дэвидом Финчером? Быть может, случится и такое.
Вышеупомянутая дочерняя компания Fifth Season (работавшая не только над «Разделением», но и над «Полицией Токио») также продолжает набирать в работу фильмы от видных авторов. Например, студия взяла под своё крыло Alignment режиссёра Джо Райта — триллер об опасностях бесконтрольного пользования искусственным интеллектом. Режиссёру «Чернобыля» Юхану Ренку же вверили постановку психологической драмы «Лестница в небо» об истории успеха молодого и беспринципного писателя.
История в числительных

В этом году студия CJ Entertainment, прошедшая сквозь множество побед, неудач и реструктуризаций, отмечает 30-летний юбилей. На дворе уже далеко не начало нулевых, когда популяризацией корейского кино занимался один лишь Квентин Тарантино, включавший в свои списки величайших фильмов все новые работы Пак Чхан-ука и Пон Джун-хо. В тандеме с последним компания, вероятно, покорит очередную вершину национального кинопроизводства: в 2027 году режиссёр Пон планирует выпустить в прокат свой первый анимационный полный метр под рабочим названием «Долина» (The Valley). $60-миллионная история взаимоотношений людей с обитателями морских глубин уже стала самым дорогостоящим фильмом в истории Кореи. Хотя дистрибьютор проекта пока официально не обозначен, едва ли Пон и CJ упустят друг друга перед лицом новой исторической вехи.
Но самое важное в вышеописанном — не столько история отдельной компании, сколько глобальный тренд, в центре которого оказались все те, кому небезразлично будущее зрительского кино. В океане мировой киноиндустрии CJ ENM — лишь один островок, с которого три ребёнка запустили несколько ярких фейерверков. Сейчас подобные цветастые огни озаряют каждый клочок неба над морем киноиндустрий Азии. Об этом красноречивее всего расскажут цифры:
18 премий «Эмми»
завоевал первый сезон японо-американо-канадского «Сёгуна» — больше, чем любой другой сериал в истории премии. Тем временем весь западный мир закупается плюшевыми Фрирен и записывает оскароносную «Годзиллу: Минус один» в список лучших блокбастеров последних лет.

$3,4 миллиарда
заработал Netflix на корейских дорамах, выпущенных со дня премьеры «Игры в кальмара» (по состоянию на январь 2025-го).
23 проекта
из Кореи, Японии и Китая попадали в топ-100 самых популярных сериалов в России за лето 2024 года (согласно индексу «Кинопоиск Pro»).

$2,1 миллиарда
заработал в домашнем прокате китайский мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов», чем сотворил (и продолжает творить) беспрецедентное коммерческое чудо. «Нэчжа» взлетел на пятую строчку самых кассовых фильмов в истории, где выше юноши-драконоборца вьются лишь обе части «Аватара», «Титаник» и «Мстители: Финал».


18 премий «Эмми»
завоевал первый сезон японо-американо-канадского «Сёгуна» — больше, чем любой другой сериал в истории премии. Тем временем весь западный мир закупается плюшевыми Фрирен и записывает оскароносную «Годзиллу: Минус один» в список лучших блокбастеров последних лет.
$3,4 миллиарда
заработал Netflix на корейских дорамах, выпущенных со дня премьеры «Игры в кальмара» (по состоянию на январь 2025-го).
23 проекта
из Кореи, Японии и Китая попали в топ-100 самых популярных сериалов в России за лето 2024 года (согласно индексу «Кинопоиск Pro»).


$2,1 миллиарда
заработал в домашнем прокате китайский мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов», чем сотворил (и продолжает творить) беспрецедентное коммерческое чудо. «Нэчжа» взлетел на пятую строчку самых кассовых фильмов в истории, где выше юноши-драконоборца вьются лишь обе части «Аватара», «Титаник» и «Мстители: Финал».
В своей книге «Гонконг: Город, где живёт кино» (2014) петербуржский кинокритик Дмитрий Комм писал: «Очевидно, что XXI век будет веком Азии, так же как XX век был веком Америки». Сегодня, глядя на не скованные жанровыми рамками азиатские боевики и триллеры, порой хочется схлестнуть их с закостенелым Голливудом и присудить первым разгромную победу. Однако история кино не раз показывала, что Восток и Запад сходятся друг с другом волнами отнюдь не противостояния, а взаимовлияния (см. нашу статью в честь юбилея Акиры Куросавы). И за нынешним моментом истории стоит следить особенно пристально — потому как две эти силы всё реже наблюдают друг за другом со стороны и всё чаще пожимают руки.
Краткая история CJ ENM
1995 год — основание CJ Entertainment. История крупнейшей кинокомпании Кореи начинается с выпуска в прокат фестивальной драмы «Тайны и ложь» Майка Ли.
2000 год — CJ выпускает детективный триллер «Объединённая зона безопасности» Пак Чхан-ука. Фильм дал старт карьере режиссёра, ныне признанного главным мастером корейского триллера, и на недолгие полгода стал самым кассовым релизом в стране. Между тем в Венеции показывают мелодраматический триллер «Остров» Ким Ки-дука, который доезжает до России, где становится киноманским хитом.

2002 год — историческая драма «Штрихи огня» режиссёра-ветерана Лим Гвон-тхэка удостаивается каннского приза за лучшую режиссуру и становится первым корейским фильмом, отмеченным наградой крупного международного фестиваля. Этот же фильм открывает западному миру звезду Чхве Мин-сика — живой легенды корейской сцены, что годом позже сразит зрителей выдающейся ролью в «Олдбое». Пак Чхан-ук открывает «трилогию мести» фильмом «Сочувствие господину месть».
2003 год — в прокат выходят «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо и «Олдбой» Пак Чхан-ука — два фильма, что на годы вперёд определят облик корейского кино в глазах западного зрителя.
2005 год — Пак Чхан-ук закрывает «трилогию мести» фильмом «Сочувствие госпоже Месть».


2007 год — трагикомичная мелодрама «Я киборг, но это нормально» Пак Чхан-ука выигрывает «Серебряного медведя» Берлинале. Позже в том же году актриса Чон До-ён удостаивается каннской награды за роль в драме Ли Чхан-дона «Тайное сияние». В мировой прокат выходит музыкальная драма «Август Раш», снятая студией Warner Bros. в кооперации с CJ.
2009 год — в Каннах проходят премьеры криминальной драмы «Мать» Пон Джун-хо и вампирского триллера «Жажда» Пак Чхан-ука. Последний уезжает с набережной Круазет с Призом жюри. Тем временем в Корее выходит локальный блокбастер «2012: Цунами», ставший первым фильмом CJ, преодолевшим отметку в 10 млн проданных билетов.
2011 год — CJ Entertainment сливается с другими подразделениями конгломерата CJ Group в единый кино-музыкально-телевизионный холдинг CJ Entertainment & Media (ныне CJ ENM).
2014 год — сатирическая экшен-антиутопия «Сквозь снег» Пон Джун-хо становится первым крупным международным проектом CJ ENM. Хоть фильму не удаётся стать большим кассовым хитом, на родине его неудачу покрывают две колоссальных победы студии: «Битва в проливе Мёнрян» становится самой кассовой лентой в корейской истории (~$121,4 млн сборов), а на второе место взбирается семейная драма «Ода моему отцу» (~$99,2 млн).
2016 год — выходит эротический триллер «Служанка» Пак Чхан-ука. CJ удаётся продать права на показ в 176 стран. Через два года лента выиграет премию BAFTA как лучший неанглоязычный фильм.


2019 год — случились «Паразиты». «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля, 4 премии «Оскар» (в том числе за лучший фильм), $258 млн сборов по всему миру, а также статус мгновенной классики мирового кино — в глазах киноманов многожанровая лента Пон Джун-хо сразу встаёт в один ряд с «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино, «Любовным настроением» Вонг Кар-Вая, «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, «Древом жизни» Терренса Малика и другими самобытными авторскими шедеврами.
2022 год — в Каннах проходят премьеры «Решения уйти» Пак Чхан-ука и «Посредников» Хирокадзу Корээды. Первый фильм выигрывает приз за лучшую режиссуру, а второй приносит заветную актёрскую награду Сон Кан-хо — одному из известнейших (наравне с Чхве Мин-сиком) корейских актёров мира.
2023 год — CJ вместе с A24 выпускают мелодраму «Прошлые жизни» Селин Сон. Фильм показывают на «Сандэнсе» и на Берлинале, и в конечном счёте он получает две номинации на «Оскар» (за лучший фильм и лучший сценарий).
2025 год — директор CJ ENM Юн Сан-хён объявил о глобальной экспансии. В конце года в мировой прокат выйдет «Бугония» Йоргоса Лантимоса — голливудский ремейк фантастической чёрной комедии «Спасти зелёную планету!»