Ещё недавно дорамы, или азиатские сериалы, были для остального мира такой же экзотикой, как, например, японские реалити-шоу: многие знали об их существовании, догадывались, что там происходит нечто странное, видели даже какие-то фрагменты, но регулярно, конечно, не смотрели. А потом появился кабельный телеканал «Дорама ТВ», и азиатское «мыло» вошло почти в каждый дом, а отечественные телезрители выучили все жанры и поджанры сериалов: знают, например, о существовании отдельного класса дорамы с так называемой гендерной интригой — это когда девушка прикидывается субтильным юношей ради любви, карьеры или спортивных побед.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/64b/64b0b91dc8733f32e0dc168c4c8d5200.jpg.webp?165569940055574)
Многие ожидали от дорам откровенных сцен, но напрасно. Нормальное развитие отношений в этих фильмах — экзистенциальные терзания главных героев на десять серий и пожатие руки в финале — уже экстаз. Секса в дораме не то чтобы нет, но вы его точно никогда не увидите.
Ещё одна особенность стиля — смешение тысячи настроений. Вы можете начать смотреть романтическую мелодраму, затем обнаружить себя в детективе, а в финале оказаться в мистическом мире будущего, например.
Даже самая наивная дорама наполнена традиционными и символичными для азиатской культуры явлениями. Это касается костюмов, языка, общения, построения семейных отношений. В принципе, эти сериалы можно воспринимать как виртуальную экскурсию в страны Азии, в которой интересно наблюдать ещё и за сюжетными перипетиями.
Но самое главное: на дораму очень легко «подсесть». Причём на все сериалы сразу. Шоу редко выходят за пределы одного сезона, поэтому истории проглатываются одна за другой. Дорама —это коротко, лаконично и красиво. Вот 15 лучших представителей.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/d30/d301cc33c8b47fc6b65c650f269ee7f3.jpg.webp?165569940023432)
«Потомки солнца» (Taeyangeui huye), реж. Ли Ын-бок, Южная Корея, 2016
История любви на чужой земле, охваченной войной, между полевой медработницей Кан Мо Ён и капитаном отряда миротворцев ООН Си Джином. Они очень занятые ребята, как можно догадаться, поэтому симпатия заканчивается всего одним свиданием. «Потомки солнца» — один из самых успешных южнокорейских сериалов. Например, в Китае на видеоплатформе дораму посмотрели почти 2,5 миллиарда раз.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/284/284bda219776751bd379c8ccfcd18628.jpg.webp?165569940022660)
«Твой аромат» (Kan jian wei dao de ni), Китай, 2019
Эта дорама прикидывается романтической комедией с элементами фантастики, но на середине сезона превращается в сильную драму про убийство, семейные предательства, бизнес-интриги. Лу Вэй — молодой винный критик, рок-звезда в своей сфере. Он знаменит, заносчив, обладает идеальным вкусом и любое вино читает как книгу (у него в голове настоящая библиотека, это правда), в общем, парень — гений. С Хе Бу Цуй — совсем другая история: она из кожи вон лезет, чтобы заработать денег для себя и отца, соревнуясь с местными маргиналами и бандитами в поглощении алкоголя на скорость. В детстве девушка потеряла чувство вкуса, и ей неважно, что есть, что пить. Они, конечно, встретятся и поцелуются. Гениальный критик потеряет свою способность чувствовать вкус, а Хе Бу Цуй, наоборот, познает всю гамму. Его карьера под угрозой, единственный шанс на спасение — нанять девушку для работы и сохранения репутации. Ну а дальше вас ждёт сюжетный твист уровня Найта Шьямалана.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/832/8328f3b53e4214e334104d66f15e04c2.jpg.webp?165569940025778)
«Она была красоткой» (Geunyeoneun yeppeotta), реж. Чон Дэ-юн, Южная Корея, 2017
Дорама про бодипозитив и принятие себя. Ким Хэ-джин в детстве была безумно красивым ребёнком, ей все пророчили модельное будущее и успешную карьеру в любой сфере, где она сможет очаровывать начальников. Пока же девочка водит дружбу с полноватым мальчиком, который, естественно, в неё безумно влюблён. После школы их пути расходятся на много лет. Внезапно Сон-джун возвращается в город и просит бывшую любовь о встрече. Правда, с годами внешность Ким стала менее привлекательной, достаток её успешной семьи упал, в общем, больше она не королева бала. А вот полноватый друг, наоборот, вырос красавцем и редактором модного журнала. Впереди, конечно, нас ждёт обратное превращение гадкого утёнка в лебедя, любовная линия, испытание дружбы, взлёты и падения редакции журнала. И неожиданный финал.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/42a/42ae7cd9d4bb523874a2b349b456113d.jpg.webp?165569940120322)
«Наследники» (Sangsokjadeul), реж. Ким Ын-сук, Южная Корея, 2013
Чха Ын Сан — девушка из бедной семьи, её мать работает служанкой в доме заносчивых яппи, терпя постоянные унижения. Женщина глухонемая, да и в принципе всю жизнь привыкла замалчивать свои страдания ради детей. Чха Ын отправляется в Америку, чтобы встретиться со своей успешной старшей сестрой. Жизнь сестры, впрочем, тоже оказывается далёкой от идеала: работает официанткой, живёт с абьюзером, лжёт в письмах домой. Чха Ын, потратив последние деньги на билет в один конец, знакомится с корейским парнем на пляже, который решает ей помочь. Оказывается, что спаситель — наследник крупной корпорации, golden boy. Можно сказать, что это более мрачная и драматическая версия американской «Сплетницы».
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/427/4278a9aac87de25a20722111b4deabe4.jpg.webp?165569940148690)
«Случайно найденный Ха Ру» (Eojjeoda Balgyeonhan Haroo), реж. Ким Сан Хёп, Южная Корея, 2019
Красивая дорама о том, как можно (нужно) самому вершить свою судьбу. Ын Дан О — ученица престижной старшей школы, любимая дочка успешных родителей. Девушка мучается от двух вещей: во-первых, её жених (выбор родителей), в которого она влюблена, не отвечает ей взаимностью. Во-вторых, она страдает от неизлечимого порока сердца. Однажды Ын теряет память, а после понимает, что может видеть недалёкое будущее — своё и окружающих.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/79b/79b8d03c7db05bda7e9405bdf2ddc39b.jpg.webp?165569940241336)
«Игра: стремление к нулю» (Deo Geim), реж. Чан Чжун Хо, Южная Корея, 2020
Не совсем честно советовать дораму, которая ещё выходит, но этот сериал и правда обещает много интересных эпизодов. У Кима тэ Бёна не самый приятный дар: он может увидеть последний миг любого человека, просто заглянув ему в глаза. Но, вопреки ожиданиям, парень не старается отгородиться от людей, а, наоборот, старается жить полной (хоть и трудной) жизнью. Его внимание привлекает случай загадочного серийного убийства. Он начинает работать с талантливым детективом Со Чжун Ён, чтобы найти безжалостного преступника. Много тёмных цветов, загадочных намёков, зверских преступлений. В общем, добротный корейский детектив, который просто переупаковали в формат дорамы.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/2e1/2e146b08aefea64afdcd0f181e9dcc86.jpg.webp?165569940268868)
«Императрица Ки» (Ki Hwanghu), реж. Хан Хи, Южная Корея, 2014
Костюмированная историческая дорама о Ки Хван-ку — супруге последнего императора монгольской империи Юань. До того, как познакомить с сюжетом, преступлением было бы не отметить великолепные костюмы. В те моменты, когда повествование будет провисать, просто любуйтесь этими шелками, украшениями и макияжем главных героев. Теперь об интриге: Ки Хван-ху родилась в Корее в семье высокопоставленного чиновника, но была отправлена в Китай в качестве дани. Ей удалось сбежать, но она не смогла смириться с тем, в каких условиях живут её соотечественницы (girl power), поэтому под видом молодого парня Ки встала на путь борьбы с несправедливостью. В народе этого бойца за дерзость и отвагу стали называть Шакалом. В дальнейшем ей ещё предстоит снова попасть в дворец китайского владыки и пройти путь от наложницы до правящей императрицы.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/20e/20e757d718fdd8d7b510e7cd24d46506.jpg.webp?165569940312422)
«Сильная женщина То Бон-су» (Himssenyeoja Dobongsoon), реж. Ли Хён Мин, Южная Корея, 2017
То Бон-су — не самая обычная девушка, а всё из-за семейного проклятия. Дело в том, что в её роду слабый пол рождается с богатырской силой, которую нельзя использовать в корыстных или личных целях, иначе сила пропадёт (мать То надумала в молодости стать звездой тяжёлой атлетики и лишилась дара). То влюблена в полицейского, она часто попадает в неловкие ситуации, а в конечном итоге устраивается на работу к избалованному богатенькому эгоисту, который нанимает её в качестве своего телохранителя, так как его кто-то преследует. И вроде перед нами романтическая история про любовный треугольник, если бы в конце первой серии на улице не появилась загадочная тень серийного маньяка, который похищает безымянную юную девушку.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/208/208ce582706e0a89be4af1c48d961739.jpg.webp?165569940352292)
«Цветочки после ягодок» (Hana Yori Dango), Япония, или «Мальчики краше цветов» (Kkotboda namja), Южная Корея
Классическая японская дорама, которую с успехом пересняли в Южной Корее. Название отсылает к японской поговорке «цветы после пельменей» — она о людях, которые во время фестивалей вместо того, чтобы наслаждаться цветами, набивают желудки едой. Чан-ди никогда не мечтала учиться в элитной школе, да и её семье это не по карману. Но она случайно спасает какого-то именитого юношу, за что ей выделяют стипендию на обучение. Девушка попадает в учебное заведение, где балом правят четыре безумно красивых, но крайне вредных школьника. Конечно, она сразу начинает с ними конфликтовать, а унижения в этой школе похлеще американских выдумок про старшеклассников. Впрочем, «великолепной пятёрке» предстоит ещё сотню раз изменить своё отношение к друг другу, наметить треугольник, разрушить его, превратить в квадрат, а после расстаться на много лет. Классика жанра, если говорить о том, откуда вся эта зависимость от дорамы пошла: всё начинается с цветочков и мальчиков.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/86d/86deea6d91805d1c32000b096d1ee0f3.jpg.webp?165569940443624)
«Ещё есть время для любви» (Wan loi dak kap zoi oi lei), реж. Бен Фон, Гонконг, 2015
Кто там соскучился по «Сумеркам» и Эдварду? Если тоска сильна, то вот вам усовершенствованная и более красивая версия вечной истории любви. Рой — вампир уже чёрт знает сколько столетий, сам сбился со счёта. Когда-то он потерял любимую и обрёл бессмертие — болезненный обмен. Чтобы не вызывать подозрений в новом городе, он поступает в университет, где знакомится с Ло Силань. Трудно сказать, что в ней так зацепило вампира. На первый взгляд самая обычная девушка: развозит газеты, подрабатывает в рыбной лавке (помните, как Эдвард не мог устоять перед запахом Беллы?), живёт довольно бедно, звёзд с неба не хватает. И, конечно, считает Роя надменным, бездушным и красивым. Тут никаких неожиданных поворотов и страшных открытий. Приятная история для тихого вечера, если всё ещё есть время для любви.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/820/820f5387ac82ee51c51e96820151b1ea.jpeg.webp?165569940491576)
«Отряд Хваран» (Hwarang), реж. Юн Сон-щик, Южная Корея, 2016
Весёлая и лёгкая дорама про студенчество, где действие разворачивается в школе для наёмных воинов эры Силлы. Здесь вам и любовный треугольник, и крепкая юношеская дружба, жестокие сражения за мирную жизнь родины, отличные костюмы, немного юмора и драмы. Стоит, наверно, ещё отметить, что весь саундтрек к этому сериалу написала известная K-рор группа BTS, поэтому история сразу привлекла внимание миллионов фанаток.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/e27/e271cdce152b130aae0da3ee9f4b3deb.png.webp?165569940557616)
«Уведомление о смерти» (An Hei Zhe), реж. Чжан Юань Ан, Китай, 2014
Таинственный мститель открывает охоту на преступников, избежавших наказания. Рядом с телами он оставляет уведомления об их смерти, тем самым лишний раз раздражая местную полицию. Стражи закона для его поимки собирают специальную группу: мрачный начальник с трудным характером, гениальный криминалист со странностями, психолог без тормозов, готичная принцесса судмедэксперт, назойливый хакер. Для того, чтобы добраться до серийного убийцы, им сначала предстоит разобраться в преступлениях его жертв и понять, стоит ли останавливать этого карателя.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/aeb/aeb428c7450242922bdfcdd159568017.jpeg.webp?165569940532162)
«Фея тяжёлой атлетики» (Yeokdoyojeong Gim Bok-ju), реж. О Хён-джон, Южная Корея
Пок Чжу ещё в десять лет решила, что хочет заниматься тяжёлой атлетикой, не самым женским видом спорта. Дорама расскажет о её восхождении до участника корейской сборной. В спортивной школе ей постоянно приходится делать выбор между штангой и чувствами, а это особенно тяжело, когда в одной с тобой школе живёт красавчик-пловец с ещё более красивым старшим братом неподалёку. Героиня мечется между набором массы и женственностью, а её соседка по комнате, гимнастка, в это время изнуряет себя диетами, боясь лишиться места в команде. Терпит постоянные унижения от сурового тренера и подружек, давление со стороны родителей, которые последние деньги вложили в её обучение и карьеру, хотя сама девушка уже не уверена, что хочет связывать свою жизнь с жестоким спортом. Молодой парень получает травму и боится вернуться к тренировкам, ведь вдруг у него не получится снова стать звездой в своей дисциплине? В общем, всё очень не просто в жизни главных героев.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/072/072e3d3380c39f94deeaa7857f8f5854.jpg.webp?165569940633386)
«Гордость и предубеждение» (Omangwa Pyeongyeon), реж. Ким Джин Мин, Южная Корея
День команды главного прокурора Мун Хи Мана проходит в постоянных допросах, поисках улик, операциях по задержанию. Коллектив уже слажен, работа идёт хорошо, пока к ним на службу не поступает молодая девушка. Она горит желанием заслужить уважение коллег и доказать свой профессионализм. Но оказывается, что она не просто так оказалась на этом месте, и у неё есть серьёзные личные мотивы. Бодрая дорама о юридической смекалке. Это, конечно, не сериал «Мажоры», но тоже много стильных костюмов и сложных дел.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/e50/e5031e4df8d9d316f1fb1f7516145f1d.png.webp?16556994067632)
«Мёртвый запас» (Dead Stock), реж. Гонно Хадзимэ, Япония, 2017
Цунэта Рику устраивается на работу на телевизионную станцию, он мечтает о громких репортажах и сильных историях. И, конечно, безумно разочаровывается, когда ему поручают отсматривать архив материалов. Он натыкается на плёнку с сюжетом журналистки о проклятом тоннеле, в котором происходят загадочные события. После выхода репортажа девушка покончила с собой, что, естественно, заинтересовывает Рику. Он решается на собственное расследование. Рекомендуется всем, кто соскучился по «Проклятию» Такаси Симидзу, да и в целом по добротным японским ужастикам.