В Нижнем Новгороде завершился VIII фестиваль нового российского кино «Горький fest». Темой внеконкурсной программы фестиваля стали сказки в самом широком смысле: от «Брата» Алексея Балабанова до «По щучьему веленью» Александра Роу. В конкурсе победу одержал полнометражный якутский «Король Лир» Сергея Потапова. Максим Ершов делится впечатлениями о фестивале в целом и пытается высмотреть тренды в отечественном кино, которые подсветил «Горький fest».
Фестиваль нового российского кино «Горький fest» сравнительно молодой — проходит всего лишь в восьмой раз, но с каждым годом становится всё масштабнее и заметнее на большой карте отечественных киносмотров. Бессменным президентом остаётся народный артист РФ Михаил Пореченков, столь же бессменный генеральный продюсер — Оксана Михеева. И организаторы радушно встречают как кинематографистов, так и прессу, рассчитывая, что «Горький fest» продолжит расти и набирать вес в индустрии. Это редкий российский фестиваль с большими по продолжительности красными ковровыми дорожками на открытии и закрытии и толпами горожан у входа в кинозал. Показы уже не первый год проходят не только в Нижнем Новгороде, но и по всей Нижегородской области.
Сегодня, когда «Кинотавра» не существует уже три года, зрителю всё тяжелее ориентироваться в многочисленных российских фестивалях. Отдельным вопросом становится идентичность киносмотра: чем один фестиваль отличается от другого? В конкурсе «Горький fest» на равных соревнуются короткие и полные метры, документальные, игровые и экспериментальные фильмы. Поначалу подобная сборная солянка может пугать, с другой стороны, это уже фишка фестиваля. У нескольких фестивалей есть отдельные конкурсы документального кино, полнометражного и игрового. Только в Нижнем Новгороде фильмы разных видов и форм собраны вместе.
Темой внеконкурсной и деловой программ фестиваля этого года стали сказки. Программный директор «Горький fest» Андрей Апостолов говорит, что хотел пристальнее взглянуть на сказочный тренд на его пике. Может быть, в следующем году тема будет уже не такой актуальной, а зрители слегка подустанут от эскапистских произведений, но точных ответов, конечно, нет.
Правда, сказки в программе этого года понимались в максимально широком смысле. На разных площадках фестиваля (Центр культуры «Рекорд», летний кинотеатр на Нижневолжской набережной, стадион «Нижний Новгород», верхняя площадка Губернаторского сада Нижегородского кремля) были показаны как весьма стандартные современные и советские сказки («По щучьему велению» Александра Войтинского, «Конёк-Горбунок» Александра Роу и «Последний богатырь» Дмитрия Дьяченко), так и фильмы, которые, скорее всего, мы не воспринимали как сказочные: «Город Зеро» Карена Шахназарова, «Чувства Анны» Анны Меликян и документальные «Отцы» Юрия Мокиенко. На построенном к чемпионату мира по футболу 2018 года стадионе можно было посмотреть дилогию Алексея Балабанова «Брат» или «Мастера и Маргариту» Михаила Локшина.
С мастер-классами на фестивале выступили оператор Юрий Коробейников («Слово пацана. Кровь на асфальте» и «Холоп 2»), а также сценаристы Александр Архипов («По щучьему велению» и «Огниво») и Андрей Золотарёв («Триггер» и «Сто лет тому вперёд»). Кинокритик Василий Степанов и режиссёр и сценаристка Любовь Мульменко («Фрау» и «Дунай») обсудили границы реального и условного в кино. На панели «Время сказок: откуда взялся и как долго продлится сказочный тренд» спикеры обсуждали, как российская индустрия пришла к эскапистскому семейному кино и что будет дальше.
На вопрос «Что будет дальше?» отвечали продюсеры, режиссёры и сценаристы, участвовавшие в панели «Сказка: завтра. Презентации новых фильмов-сказок». Вы не поверите, дальше тоже будут сказки. Были представлены как авторские проекты («Огниво против Волшебной Скважины») и оригинальные переосмысления («Стальное сердце»), так и экранизации знакомых произведений («Сказка о царе Салтане»). На ближайшие пару лет российский зритель, жаждущий приключений Бабы-Яги, Морозко и Снегурочки, фильмами обеспечен. По оценкам организаторов фестивалей, сейчас в России снимается около 60-70 сказок. Эти проекты находятся на разных стадиях производства. Честно говоря, после представления десяти новых сказок, которые выйдут в ближайшее время, трудно было не испытывать грусть, ведь сегодня массовый кинематограф составляют либо сказки, либо семейные и романтические комедии, либо легкомысленная фантастика, либо военно-патриотические драмы. Никакого поля даже для небольших экспериментов в блокбастерах нет. Старые проверенные рецепты, пережёвывание советского наследия и устаревшие шутки. Ответить зритель может разве что рублём.
На закрытии зрителям показали короткометражную «Русалочку» Даши Чаруши. Пусть вас не обманывает название, это вовсе не семейное кино, а настоящая сказка для взрослых с ножевым ранением и пересадкой сердца. Приз за развитие современного российского кинематографа, который, по традиции, ежегодно вручается на открытии фестиваля, в этот раз достался режиссёру Анне Меликян.
Фильмом открытия фестиваля «Горький fest» стала более конвенциональная летняя комедия «Тополиный пух» Артёма Лемперта и Кирилла Клепалова. Мечтавший стать пилотом охранник Саша (Антон Лапенко) готов лезть в петлю, пока не знакомится с яркой стриптизёршей Юлей (Аглая Тарасова) и вновь не обретает вкус к жизни. Вот только престарелого киллера (Виталий Хаев), чтобы устранить Сашу, уже заказали. Поскольку фильм поделён на четыре главы, не спешите с выводами. Каждый раз мы смотрим на историю с разных ракурсов, а сюжет обрастает новыми подробностями. «Тополиный пух» не блещет оригинальностью, но радует динамикой и достойными актёрскими работами.
Контрапунктом сказочной внеконкурсной программе и фильму открытия выступал исключительно эклектичный конкурс. Семейной драме «Ячейка общества» с Анастасией Красовской и Кузьмой Котрелёвым и снятому по мотивам неизданного киносценария Немировича-Данченко короткометражному «Зверьку» с Константином Хабенским и Анной Чиповской противостояли экспериментальная драма о последствиях прерывания беременности «Рэдрам» Ирины Эстерлис и лишённая привычного нарратива «Белая лошадка» Даши Лихой о приключениях маленького робота в Алтае под звуки горлового пения. От разнообразия форматов и жанров легко могла закружиться голова, так что организаторы пожалели зрителей и представляли не более двух блоков фильмов в день.
В жюри фестиваля «Горький fest» в этом году вошли режиссёры Юрий Мороз и Анна Меликян, актриса Юлия Александрова, оператор Денис Аларкон Рамирес, композитор Райан Оттер и кинокритик Василий Степанов. Лучшим фильмом киносмотра по версии жюри был признан «Король Лир» якутского автора Сергея Потапова. Потапов больше известен как театральный постановщик, а кино не снимал девять лет. В «Короле Лире» режиссёр Дмитрий Мункуев (Альберт Алексеев) приезжает в пансионат для недееспособных людей и пенсионеров и ставит с непрофессиональными актёрами трагедию Уильяма Шекспира. Картина впечатляет на уровне концептуального решения: это гибрид игрового и документального кино, а чёрно-белое изображение то и дело раскрашивается в жёлтый, зелёный или синий цвет в зависимости от событий на экране. Но смотреть полтора часа на пожилых любителей, репетирующих спектакль, одновременно томительно и не очень интересно. Кажется, сегодня профессиональное жюри не может пройти мимо якутских конкурсантов, хотя на самом деле пик кино из Республики Саха словно бы пройден и Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашёв и другие лидеры движения не предлагают в последние пару лет ничего принципиально нового. А может быть, сказывается усталость от фестивальных успехов картин из Республики Саха. Награду за лучшую драматургию получило другое кино из Якутии — короткометражный комедийный слэшер «Торбаса, или Как мы рубили мясо» дебютанта Никиты Давыдова, брата Дмитрия Давыдова.
Документальные «Рейв внутри» и «Против ветра» — компетентные, но не более того работы. Правда, «Против ветра» Татьяны Соболевой о борьбе дагестанской женщины Гульфиры за любимую Ногайскую степь, которая постепенно превращается в пустыню, завоевал приз за лучшую режиссуру. Неигровой фильм «Там, где наш дом: Хакасия», разделённый на несколько глав о героях региона и впечатляющий разве что съёмками с дрона, понравился публике, но выглядит как типичное кино, снятое специально для телеканала или стриминга.
В этом году в конкурсе «Горький fest» короткометражное кино смотрелось заметно выгоднее полнометражного. Приз зрительских симпатий завоевало милейшее драмеди Марии Меленевской с гоповатым Максимом Стояновым и уставшей терпеть обиды Марией Смольниковой. Конфликт на дороге перерастает не в сериал «Грызня», а в разговор о наболевшем и поиски общего знаменателя. Настоящей отдушиной в потоке медленного кино стала хлёсткая зарисовка об актёрской профессии «Атыкуда» Ксении Андриановой. На экране появляются Роман Маякин, Даниил Воробьёв, Никита Ефремов и Алексей Герман — младший. Столь звёздного каста не было ни у одного другого фильма в Нижнем Новгороде. Неплохо на общем конкурсном фоне смотрелась комедийная фантастика «Поле», в которой сельский участковый начинает общаться с внеземными цивилизациями через шар для боулинга. Если в массовом кино доминируют сказки, то в авторском всё чаще встречается низкобюджетная фантастика. Кроме «Поля», вспомним полнометражных «Пришельца» и «Контакты». Фильмы Ивана Соснина и Дмитрия Моисеева не показывали в Нижнем Новгороде, но, кажется, побег от реальности во вдумчивую фантастику более чем реален.
Могли получить призы абсурдистское драмеди Александра Селивёрствова «Ангелы не жужжат» о встрече 12 то ли апостолов, то ли грешников на курсах приготовления манной каши или неординарная кровавая драма Вахтанга Жоржолиани «Я тебя слышу» о помешательстве на фоне попыток отыскать истину в шипящих звуках газированной минералки. Может быть, стоило отметить разговорный короткометражный фильм Яны Климовой-Юсуповой «Слишком хорошая Анна», но в целом жюри смогло отразить широкий спектр кино, представленного в Нижнем Новгороде. Среди полнометражных картин больших хитов и явных фаворитов точно не было, а короткие метры получили утешительные награды и, возможно, в скором времени обретут любовь публики. Правда, отыскать отечественный короткий метр на стримингах — задача подчас не из лёгких.
«Горький fest» едва ли может тягаться по уровню программы с фестивалями «Маяк» и «Окно в Европу», но это точно неординарное событие на отечественном киноландшафте. На «Новый сезон» и «Пилот» стоит ехать любителям сериалов, короткий метр чествует фестиваль «Короче», а киносмотр в Нижнем Новгороде приветствует всех. Но, пожалуй, главная особенность фестиваля — стабильно заполненный зрителями старинный зал Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького. Звёзды кино сидят рядом с местными немолодыми ценителями культуры, так что с задачей популяризации и демонстрации отечественного кино в самых разных его проявлениях «Горький fest» справляется успешно.