Грустные якутские сказки: итоги фестиваля «Горький fest — 2024»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фото: пресс-служба фестиваля «Горький fest»

В Нижнем Новгороде завершился VIII фестиваль нового российского кино «Горький fest». Темой внеконкурсной программы фестиваля стали сказки в самом широком смысле: от «Брата» Алексея Балабанова до «По щучьему веленью» Александра Роу. В конкурсе победу одержал полнометражный якутский «Король Лир» Сергея Потапова. Максим Ершов делится впечатлениями о фестивале в целом и пытается высмотреть тренды в отечественном кино, которые подсветил «Горький fest».

Фестиваль нового российского кино «Горький fest» сравнительно молодой — проходит всего лишь в восьмой раз, но с каждым годом становится всё масштабнее и заметнее на большой карте отечественных киносмотров. Бессменным президентом остаётся народный артист РФ Михаил Пореченков, столь же бессменный генеральный продюсер — Оксана Михеева. И организаторы радушно встречают как кинематографистов, так и прессу, рассчитывая, что «Горький fest» продолжит расти и набирать вес в индустрии. Это редкий российский фестиваль с большими по продолжительности красными ковровыми дорожками на открытии и закрытии и толпами горожан у входа в кинозал. Показы уже не первый год проходят не только в Нижнем Новгороде, но и по всей Нижегородской области.

Фото: пресс-служба фестиваля «Горький fest»

Сегодня, когда «Кинотавра» не существует уже три года, зрителю всё тяжелее ориентироваться в многочисленных российских фестивалях. Отдельным вопросом становится идентичность киносмотра: чем один фестиваль отличается от другого? В конкурсе «Горький fest» на равных соревнуются короткие и полные метры, документальные, игровые и экспериментальные фильмы. Поначалу подобная сборная солянка может пугать, с другой стороны, это уже фишка фестиваля. У нескольких фестивалей есть отдельные конкурсы документального кино, полнометражного и игрового. Только в Нижнем Новгороде фильмы разных видов и форм собраны вместе.

Фото: пресс-служба фестиваля «Горький fest»

Темой внеконкурсной и деловой программ фестиваля этого года стали сказки. Программный директор «Горький fest» Андрей Апостолов говорит, что хотел пристальнее взглянуть на сказочный тренд на его пике. Может быть, в следующем году тема будет уже не такой актуальной, а зрители слегка подустанут от эскапистских произведений, но точных ответов, конечно, нет.

Правда, сказки в программе этого года понимались в максимально широком смысле. На разных площадках фестиваля (Центр культуры «Рекорд», летний кинотеатр на Нижневолжской набережной, стадион «Нижний Новгород», верхняя площадка Губернаторского сада Нижегородского кремля) были показаны как весьма стандартные современные и советские сказки («По щучьему велению» Александра Войтинского, «Конёк-Горбунок» Александра Роу и «Последний богатырь» Дмитрия Дьяченко), так и фильмы, которые, скорее всего, мы не воспринимали как сказочные: «Город Зеро» Карена Шахназарова, «Чувства Анны» Анны Меликян и документальные «Отцы» Юрия Мокиенко. На построенном к чемпионату мира по футболу 2018 года стадионе можно было посмотреть дилогию Алексея Балабанова «Брат» или «Мастера и Маргариту» Михаила Локшина.

С мастер-классами на фестивале выступили оператор Юрий Коробейников («Слово пацана. Кровь на асфальте» и «Холоп 2»), а также сценаристы Александр Архипов («По щучьему велению» и «Огниво») и Андрей Золотарёв («Триггер» и «Сто лет тому вперёд»). Кинокритик Василий Степанов и режиссёр и сценаристка Любовь Мульменко («Фрау» и «Дунай») обсудили границы реального и условного в кино. На панели «Время сказок: откуда взялся и как долго продлится сказочный тренд» спикеры обсуждали, как российская индустрия пришла к эскапистскому семейному кино и что будет дальше.

Фото: пресс-служба фестиваля «Горький fest»

На вопрос «Что будет дальше?» отвечали продюсеры, режиссёры и сценаристы, участвовавшие в панели «Сказка: завтра. Презентации новых фильмов-сказок». Вы не поверите, дальше тоже будут сказки. Были представлены как авторские проекты («Огниво против Волшебной Скважины») и оригинальные переосмысления («Стальное сердце»), так и экранизации знакомых произведений («Сказка о царе Салтане»). На ближайшие пару лет российский зритель, жаждущий приключений Бабы-Яги, Морозко и Снегурочки, фильмами обеспечен. По оценкам организаторов фестивалей, сейчас в России снимается около 60-70 сказок. Эти проекты находятся на разных стадиях производства. Честно говоря, после представления десяти новых сказок, которые выйдут в ближайшее время, трудно было не испытывать грусть, ведь сегодня массовый кинематограф составляют либо сказки, либо семейные и романтические комедии, либо легкомысленная фантастика, либо военно-патриотические драмы. Никакого поля даже для небольших экспериментов в блокбастерах нет. Старые проверенные рецепты, пережёвывание советского наследия и устаревшие шутки. Ответить зритель может разве что рублём.

На закрытии зрителям показали короткометражную «Русалочку» Даши Чаруши. Пусть вас не обманывает название, это вовсе не семейное кино, а настоящая сказка для взрослых с ножевым ранением и пересадкой сердца. Приз за развитие современного российского кинематографа, который, по традиции, ежегодно вручается на открытии фестиваля, в этот раз достался режиссёру Анне Меликян.

Фото: пресс-служба фестиваля «Горький fest»

Фильмом открытия фестиваля «Горький fest» стала более конвенциональная летняя комедия «Тополиный пух» Артёма Лемперта и Кирилла Клепалова. Мечтавший стать пилотом охранник Саша (Антон Лапенко) готов лезть в петлю, пока не знакомится с яркой стриптизёршей Юлей (Аглая Тарасова) и вновь не обретает вкус к жизни. Вот только престарелого киллера (Виталий Хаев), чтобы устранить Сашу, уже заказали. Поскольку фильм поделён на четыре главы, не спешите с выводами. Каждый раз мы смотрим на историю с разных ракурсов, а сюжет обрастает новыми подробностями. «Тополиный пух» не блещет оригинальностью, но радует динамикой и достойными актёрскими работами.

Контрапунктом сказочной внеконкурсной программе и фильму открытия выступал исключительно эклектичный конкурс. Семейной драме «Ячейка общества» с Анастасией Красовской и Кузьмой Котрелёвым и снятому по мотивам неизданного киносценария Немировича-Данченко короткометражному «Зверьку» с Константином Хабенским и Анной Чиповской противостояли экспериментальная драма о последствиях прерывания беременности «Рэдрам» Ирины Эстерлис и лишённая привычного нарратива «Белая лошадка» Даши Лихой о приключениях маленького робота в Алтае под звуки горлового пения. От разнообразия форматов и жанров легко могла закружиться голова, так что организаторы пожалели зрителей и представляли не более двух блоков фильмов в день.

Фото: пресс-служба фестиваля «Горький fest»

В жюри фестиваля «Горький fest» в этом году вошли режиссёры Юрий Мороз и Анна Меликян, актриса Юлия Александрова, оператор Денис Аларкон Рамирес, композитор Райан Оттер и кинокритик Василий Степанов. Лучшим фильмом киносмотра по версии жюри был признан «Король Лир» якутского автора Сергея Потапова. Потапов больше известен как театральный постановщик, а кино не снимал девять лет. В «Короле Лире» режиссёр Дмитрий Мункуев (Альберт Алексеев) приезжает в пансионат для недееспособных людей и пенсионеров и ставит с непрофессиональными актёрами трагедию Уильяма Шекспира. Картина впечатляет на уровне концептуального решения: это гибрид игрового и документального кино, а чёрно-белое изображение то и дело раскрашивается в жёлтый, зелёный или синий цвет в зависимости от событий на экране. Но смотреть полтора часа на пожилых любителей, репетирующих спектакль, одновременно томительно и не очень интересно. Кажется, сегодня профессиональное жюри не может пройти мимо якутских конкурсантов, хотя на самом деле пик кино из Республики Саха словно бы пройден и Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашёв и другие лидеры движения не предлагают в последние пару лет ничего принципиально нового. А может быть, сказывается усталость от фестивальных успехов картин из Республики Саха. Награду за лучшую драматургию получило другое кино из Якутии — короткометражный комедийный слэшер «Торбаса, или Как мы рубили мясо» дебютанта Никиты Давыдова, брата Дмитрия Давыдова.

Кадр из фильма «Король Лир», ИП Аммосова Анна Васильевна

Документальные «Рейв внутри» и «Против ветра» — компетентные, но не более того работы. Правда, «Против ветра» Татьяны Соболевой о борьбе дагестанской женщины Гульфиры за любимую Ногайскую степь, которая постепенно превращается в пустыню, завоевал приз за лучшую режиссуру. Неигровой фильм «Там, где наш дом: Хакасия», разделённый на несколько глав о героях региона и впечатляющий разве что съёмками с дрона, понравился публике, но выглядит как типичное кино, снятое специально для телеканала или стриминга.

В этом году в конкурсе «Горький fest» короткометражное кино смотрелось заметно выгоднее полнометражного. Приз зрительских симпатий завоевало милейшее драмеди Марии Меленевской с гоповатым Максимом Стояновым и уставшей терпеть обиды Марией Смольниковой. Конфликт на дороге перерастает не в сериал «Грызня», а в разговор о наболевшем и поиски общего знаменателя. Настоящей отдушиной в потоке медленного кино стала хлёсткая зарисовка об актёрской профессии «Атыкуда» Ксении Андриановой. На экране появляются Роман Маякин, Даниил Воробьёв, Никита Ефремов и Алексей Герман — младший. Столь звёздного каста не было ни у одного другого фильма в Нижнем Новгороде. Неплохо на общем конкурсном фоне смотрелась комедийная фантастика «Поле», в которой сельский участковый начинает общаться с внеземными цивилизациями через шар для боулинга. Если в массовом кино доминируют сказки, то в авторском всё чаще встречается низкобюджетная фантастика. Кроме «Поля», вспомним полнометражных «Пришельца» и «Контакты». Фильмы Ивана Соснина и Дмитрия Моисеева не показывали в Нижнем Новгороде, но, кажется, побег от реальности во вдумчивую фантастику более чем реален.

Кадр из фильма «Разъезд», АО «Свердловская киностудия», ООО «Старт Студио»

Могли получить призы абсурдистское драмеди Александра Селивёрствова «Ангелы не жужжат» о встрече 12 то ли апостолов, то ли грешников на курсах приготовления манной каши или неординарная кровавая драма Вахтанга Жоржолиани «Я тебя слышу» о помешательстве на фоне попыток отыскать истину в шипящих звуках газированной минералки. Может быть, стоило отметить разговорный короткометражный фильм Яны Климовой-Юсуповой «Слишком хорошая Анна», но в целом жюри смогло отразить широкий спектр кино, представленного в Нижнем Новгороде. Среди полнометражных картин больших хитов и явных фаворитов точно не было, а короткие метры получили утешительные награды и, возможно, в скором времени обретут любовь публики. Правда, отыскать отечественный короткий метр на стримингах — задача подчас не из лёгких.

«Горький fest» едва ли может тягаться по уровню программы с фестивалями «Маяк» и «Окно в Европу», но это точно неординарное событие на отечественном киноландшафте. На «Новый сезон» и «Пилот» стоит ехать любителям сериалов, короткий метр чествует фестиваль «Короче», а киносмотр в Нижнем Новгороде приветствует всех. Но, пожалуй, главная особенность фестиваля — стабильно заполненный зрителями старинный зал Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького. Звёзды кино сидят рядом с местными немолодыми ценителями культуры, так что с задачей популяризации и демонстрации отечественного кино в самых разных его проявлениях «Горький fest» справляется успешно.

Читайте также
Про уродов и людей: как устроен мир сериала «Чистые» Николая Хомерики
«Вы — цветы, которым нужно обмануть, что они бумажные».
Это было на Voices-2024: главные фильмы фестиваля молодого кино
Инопланетное, иностранное, инакомыслящее и инородное.
Также рекомендуем
В прокат вышла новая картина Валерия Тодоровского, то ли психологическая драма, то ли камерный триллер. Вместе с режиссё...
С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получив...
Музыкантов часто тянет к кинематографу — и нередко их «затягивает» в актёрский состав. Кто-то...
Максим Ершов выбирает 7 наиболее интересных фильмов из насыщенного конкурса «Артдокфеста»
В прокат вышла новая картина Валерия Тодоровского, то ли психологическая драма, то ли камерный триллер. Вместе с режиссё...
С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получив...
Музыкантов часто тянет к кинематографу — и нередко их «затягивает» в актёрский состав. Кто-то...
Максим Ершов выбирает 7 наиболее интересных фильмов из насыщенного конкурса «Артдокфеста»

Последние новости

Что смотреть в кино с 21 ноября: от «Конклава» до «Зятя»
КИНОТВ составил список главных новинок российского проката, на которые стоит обратить внимание на этой неделе.«Эра», реж. Вениамин ИлясовЗдесь, среди выжженно...
00:00