Хотя на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» большее внимание уделяется сериальной программе, не стоит забывать и о фильмах, которые завершают каждый день киносмотра. Пожалуй, наиболее громкой премьерой среди полных метров стала чёрно-белая фантастическая драма «Чувства Анны» — новая работа Анны Меликян, автора «Русалки» и «Звезды». Фильм показали вне конкурса, а уже 9 ноября он выйдет в прокат. Максим Ершов находит за сюжетом с голосами из космоса историю о простой женщине, которая внезапно становится избранной.
В недалёком будущем человечество собралось колонизировать Марс. Меж тем на Земле свирепствует очередная пандемия, каждый день умирают сотни людей. Анна Бородина (Анна Михалкова) трудится на пермской шоколадной фабрике, дома ждут муж Сергей (Тимофей Трибунцев) и двое детей. Однажды, возвращаясь с работы домой, Анна поскользнулась, упала и ударилась головой. И с этой же ночи она начала слышать голоса инопланетян. Работница фабрики просыпается от чужих мыслей и спешно, с закрытыми глазами записывает их на листах бумаги. Пришельцы говорят Анне, что человечество идёт к самоуничтожению, нужно любить друг друга, отказаться от атомного оружия и перейти на новые источники энергии. Чтобы простой женщине поверили, инопланетяне оставили несколько предсказаний. Все сбылись. Теперь Анну считают Вангой из Перми. Она выступает по телевизору, снимается для глянцевого журнала, отправляется в Москву на экологический форум и заводит роман с воодушевлённым писателем (Олег Ягодин). Неясно только, долго ли Анна будет считаться избранной, звездой космического масштаба. Ведь всем нам хочется выделиться из толпы, но не у каждого получается.
Чёрно-белую футуристическую драму сняла Анна Меликян, постановщица «Русалки», «Звезды» и «Феи». Традиционно на первом плане в работах автора женщины, а сюжет пронизан магическим реализмом. Роль Анны Бородиной писалась специально под Анну Михалкову. Оригинальный саундтрек к фильму написала группа Shortparis.
Почему инопланетяне выбрали ничем не примечательную работницу шоколадной фабрики, неизвестно. Но жизнь Анны строго разделилась на до и после. Она никогда не рвалась к славе и даже прославивший её ролик записала в не очень трезвом виде и с подачи коллеги (Юлия Полынская). В сюжете сразу же впечатляют противопоставление и в то же время соединение глобального и личного. Анна вела спокойную жизнь, каждый день ходила на не самую любимую работу, никакой сверхъестественной страсти с мужем нет. А тут вдруг на Бородину сваливается миссия по спасению человечества. Если верить инопланетянам, через 10 лет все люди на Земле вымрут.
У фильма очевидный экологический посыл. Нашу планету человек потихоньку убивает, а теперь планирует переселиться на Марс. Дальше могут последовать Венера или Сатурн, ведь люди будут вместе с собой привозить наплевательское отношение к природе и ненависть к ближнему. Инопланетяне транслируют Анне максимально простые мысли — побеждают добро и любовь. Но человек настолько увлечён покорением космоса и прочими высшими целями, что не замечает бед, творящихся у него прямо под носом. Мир вокруг рушится — вчера специалистка делала Анне накладные ресницы, сегодня быстро умерла от болезни. Что-то точно идёт не так, но страшно пытаться разобраться. Марс далеко, там уж точно всё получится.
Ежедневно Анна возвращается домой, проходя мимо полуразрушенных и заброшенных промышленных зданий и облупившихся панелек. Индустриальные пейзажи вкупе со знакомыми масками, которые носят все люди вокруг, создают фильму мрачноватую атмосферу. По схожим пейзажам блуждал главный герой «Головы-ластика» Дэвида Линча. Только у Анны вроде бы никакого кризиса нет. Так она думала, пока не обрела славу и не почувствовала себя избранной. Журналисты берут интервью, ей интересуется научный клуб «Аномалия», муж дарит шубу, а встреча с писателем обещает неожиданную любовь. «Чувства Анны», среди прочего, — ещё и история обретения короткого счастья, женского преображения. Жаль, что для этого нужно слышать голоса инопланетян.
Казалось бы, как сюжет о пришельцах может быть актуальной историей? Меликян удаётся в необычной форме говорить о злободневной проблематике. Как сберечь себя и не сойти с ума, когда мир вокруг рушится на глазах? А были ли вообще инопланетяне? Может быть, Анна всё придумала, испугавшись глобальных изменений, или сошла с ума. Режиссёр тонко намекает на самые разные возможности. «Чувства Анны» открыты любым трактовкам.
Картина Меликян похожа даже на «Не смотрите наверх» Адама Маккея. Только у американца скорую кончину человечества устанавливает парочка учёных, а в российской драме — работница шоколадной фабрики, общающаяся с инопланетянами. Но итог тот же. Катастрофа превращается в шоу. У пророков берут интервью, угрозу гибели всего живого никто не осознаёт. С другой стороны, «Чувства Анны» показывают траекторию современного успеха. К прославившейся главной героине в один момент в поисках выгоды присасываются паразиты, но стоит Бородиной потерять дар — она снова никому не нужна.
«Чувства Анны» — лучшая работа Анны Меликян со времён «Звезды». Это одновременно тонкое исследование внутреннего мира женщины среднего возраста, сказка о том, что звездой может стать каждая, и футуристическая драма-предупреждение о человеческой беспечности и возможных роковых последствиях. Будем надеяться, что добро и любовь всё-таки восторжествуют, а переезд на Марс не потребуется.