Кинокритик Денис Виленкин продолжает вести дневник 80-го Венецианского кинофестиваля специально для КИНОТВ.
К экватору фестиваля очереди уменьшаются, как и количество желающих уплыть из Венеции на Лидо самым ранним вапоретто. Причин обычно две, первая — самые громкие фильмы в расписании часто ставят именно в выходные дни, чтобы собрать как можно больше зрителей (напомним, что Венецианский кинофестиваль, в отличие от Каннского, предоставляет возможность покупки билетов и даже абонементов на фильмы, в Каннах же билеты можно приобрести только на картины параллельной программы «Двухнедельник режиссёров»). А следующая причина — открытие кинофестиваля в Торонто, которое всегда накладывается на вторую половину фестиваля в Венеции. Но в самые жаркие дни, когда были показаны «Маэстро», «Убийца» и «Присцилла», Мостра буквально была одной большой очередью, от кофейни до уборных. А в очередях остаётся слушать, кто за кого болеет.
Абсолютный фаворит у критиков и у зрителей — «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. Но победа Лантимоса звучит как рациональное, но утопическое допущение. Так бывает очень редко, чтобы фильм, который в той или иной степени был симпатичен всем, получил главный приз. Мои личные предпочтения, помимо этой тонкой картины, суммирующей прежние работы автора, дополняет «Предчувствие» Бертрана Бонелло, очень вольная экранизация Генри Джеймса, сложная научная фантастика, которая едва ли придётся по вкусу поклонникам «Дюны», но, скорее всего, понравится поклонникам «Облачного атласа».
Среди показанного в первой половине фестиваля было много пустого, безыдейного, копирующего скопированное, но особое разочарование по злой иронии вызвал фильм Лилианы Кавани «Срок времени», а напомним, что именно Кавани в этом году получила специальный приз Lifetime Achievement, который в Венеции из года в год вручают за карьерные успехи.
По сюжету давние друзья, среди которых есть даже любовники (Ксения Раппопорт и Эдоардо Лео), собираются на красивой морской вилле, чтобы отпраздновать юбилей хозяйки (Клаудия Джерини), но узнают, что к Земле несётся астероид, а значит, настало время выяснить отношения как в последний раз.
К сожалению, новый фильм Кавани, первый полнометражный художественный фильм за двадцать лет (с выхода «Игры Рипли») — настоящий кинематограф творческого увядания. «Меланхолия» Ларса фон Триера, которую не щадит цифровая картинка, неаккуратная работа за камерой (по ней оператор в паре моментов поддаёт локтем) и даже художники-постановщики, сделавшие самую страшную и неправдоподобную фотографию семьи, прифотошопив актёров друг к другу. Что еще чудовищнее — это фото постоянно мелькает в кадре на восьмёрках (обратных ракурсах на героев), а иногда даже в фокусе. Ксения Раппопорт, давно любимая итальянскими зрителями по фильмам Джузеппе Торнаторе и Джузеппе Капотонди, делает всё, что может сделать великолепная актриса в плохом кино, но некоторым фильмам спасаться нужно не от астероидов, а от самих себя.