Актуальное
Лучшие фильмы и сериалы
Актёры

Венеция-2023: фантазии на грани умопомрачения

«Бедные-несчастные», реж. Йоргос Лантимос. Фото: Fox Searchlight Pictures

Сразу несколько фильмов 80-го Венецианского международного кинофестиваля можно было бы похвалить за необузданную фантазию, если только не знать, что эти картины — экранизации. И у этих выходящих за рамки сознания произведений есть авторы-писатели. Сусанна Альперина продолжает рассказывать о главных картинах фестиваля специально для КИНОТВ.

Мы уже рассказали вам о фильме «Феррари» Майкла Манна, очередь другой адаптации — «Чудесная история Генри Шугара». Новый короткометражный фильм Уэса Андерсона, основанный на одноимённом сборнике рассказов, выйдет в октябре на Netflix. Единственный его недостаток — избыток слов, в котором можно упрекнуть картину. История смотрится на одном дыхании. Рассказывает о том, как некий экстравагантный богач увлёкся книжкой, где рассказывалось о человеке, который мог видеть с закрытыми глазами. Когда врачи стали исследовать феномен, оказалось, что в необычном умении помогло просветление, которого зрячий «слепец» добивался много лет. Генри Шугар тут же встал на путь просветления сам и дошёл до того, что хотел облагодетельствовать людей, просто разбрасывая деньги с балкона. Получилась история о том, что если дзен в душе и круглая сумма на счёте совпадают, то может случиться чудо. Рэйф Файнс, Бенедикт Камбербэтч, Дев Патель, Бен Кингсли и другие играют в фильме по нескольку ролей каждый.

«Чудесная история Генри Шугара», реж. Уэс Андерсон. Фото: Netflix

Кстати, Уэса Андерсона в этом году на фестивале наградили премией Cartier, которая отмечает лучшего кинорежиссёра года, и получал он её из рук композитора Александра Деспла — своего давнего соавтора. Не стоит забывать, что имя Андерсона в этом году прогремело и на Каннском кинофестивале, где он представил другую новинку, «Город астероидов». Большинство критиков (в том числе и автор этих строк) сходятся во мнении, что «Чудесная история Генри Шугара» получилась гораздо лучше.

Фильм Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» после первого же показа в Венеции уверенно выбил место фаворита конкурса из-под ног «Феррари» Майкла Манна. Да, это также экранизация: в основе картины — одноимённый роман Аласдера Грея. Получилось во всех смыслах фантастическое кино, такое, как если бы «Франкенштейн» встретил «Собачье сердце», по дороге прихватив ещё элементы «Головы профессора Доуэля» и «Загадочной истории Бенджамина Баттона».

Главный герой Годвин Бакстер (Уиллем Дефо) — монстр, но только внешне. К этому человеку с перекроенным телом и лицом, учёному-экспериментатору, испытывают тёплые чувства и соратники, и те, на ком он ставит эксперименты. В частности, главная героиня Белла, которую играет Эмма Стоун. Лантимос явно продолжает линии своих предыдущих работ, особенно «Фаворитки», где власть была представлена ненасытной женщиной. В истории Беллы отражается борьба женщин за свои права.


Героиня своеобразно познаёт мир и с упорством ребёнка настаивает на том, что кажется логичным, — чего только стоит сцена в публичном доме, когда она задаёт вопрос, почему выбирают мужчины, а не женщины. Белла убегает из дома-лаборатории от своего создателя и от жениха — на эту роль предназначен ученик Бакстера (Рами Юссеф) — с любителем приключений, которого играет Марк Руффало, и открывает для себя не только разные страны, но и особенности человеческого поведения.


Фильм почти всё время снят камерой с применением объектива «рыбий глаз». Цвета в картине — тема для отдельного изучения живописцами. У корабля может быть жёлто-зелёный дым, Париж предстаёт синим, засыпанным белым снегом, а Лиссабон — красным. В этом плане совершенно другая стилистика, нежели в предыдущих картинах Лантимоса. И отдельного поклона заслуживают костюмы — они не менее футуристичны, чем сам сюжет. Автор не может удержаться от сарказма, рассказывая свою историю, и наделяет этим же свойством Беллу. Некоторые её поступки настолько саркастичны, остроумны и эксцентричны, что зритель получает ни с чем не сравнимое удовольствие.

«Дворец», реж. Роман Полански. Фото: Про:взгляд

Если уж речь зашла о сатире, пора переходить к фильму 90-летнего Романа Полански «Дворец». Это язвительная попытка высмеять способ существования человечества в нынешнем тысячелетии. В фильме рассказывается о том, как в дорогом швейцарском отеле собираются встретить 2000 год. Хотелось бы сравнить фильм и с «Отелем “Гранд Будапешт”» того же Уэса Андерсона, и с «Отелем» Артура Хейли, и даже с сериалом и книгой «Записки отельера», но Полански населяет свой «Дворец» таким паноптикумом, что все сравнения будут хромать на обе ноги. В новое тысячелетие возьмут с собой и труп из предыдущего, и биологических роботов — перекроенных хирургами людей, которые упорно не хотят стареть, и девушек, охочих до денег, и даже... шубу Кена. Полански снимал свой «Дворец» до выхода «Барби», и, скорее всего, это совпадение, но в фильме фигурирует белая шуба — точь-в-точь такая же, как та, которую носит Кен.

Сценарий вместе с Полански писал Ежи Сколимовский. В фильме снимались Микки Рурк и Фанни Ардан, Оливер Мазуччи и Александр Петров с Антоном Пампушным и ещё горсткой русских актёров. Россиянам принадлежит любопытный притчеобразный сюжет в фильме о том, у кого должен быть ключ от сейфа и баснословных денег. Но за ними ещё и политическая составляющая. На вопрос, почему Полански выбрал всё же не 2001, а 2000 год, легко отвечают знаменитое новогоднее телеобращение Бориса Ельцина, в котором он говорит, что выбрал преемника, и первые слова Владимира Путина, когда он принял пост. Комментариев от режиссёра — никаких. Каждый трактует по-своему.

Сказать, что у Полански получился абсолютный шедевр, нельзя, но если учесть, сколько лет режиссёру, то начинаешь усиленно думать, что мэтр хотел сказать и о чём предупредить. Похоже, он стремился передать, пусть и в сатирической форме, самое важное для него. И в чём, конечно, никак не упрекнуть Полански, так это в отсутствии пиара. Уже при просмотре трейлера зритель задаётся вопросом — а что в швейцарском отеле делает пингвин? При этом Полански предложил с пингвином такой финал, что многие журналисты не удержались и сразу же проспойлерили его, выйдя из кинозала. Но мы себе такого не позволим — «Дворец» должен выйти в России 23 ноября, а такой финал не забывается.

«Маэстро», реж. Брэдли Купер. Фото: Netflix

А вот фильм «Маэстро» Брэдли Купера о дирижёре и композиторе Леонарде Бернстайне («Бернстайн» — ещё одно название картины) хотелось бы забыть, и как можно скорее. На взгляд автора этих строк — самая большая неудача конкурса юбилейной 80-й Мостры из увиденного. Продюсеры фильма — Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг и Тодд Филлипс, и, честно говоря, хочется их спросить, не стыдно ли за такой «продукт». Картина также должна выйти на Netflix, и в ней словно сошлось всё, за что не любят созданный этим стримингом контент.

Если говорить на языке музыки, всё в картине — фальшь. И даже возникает подозрение, что кто-то сильно помогал Брэдли Куперу режиссировать фильм «Звезда родилась», — там всё гораздо талантливее. Единственные моменты, когда можно отдохнуть душой при просмотре «Маэстро», — это как только звучит музыка Бернстайна или других композиторов, когда мэтр предстаёт как дирижёр. Тогда можно закрыть глаза и унестись куда-то в нирвану. Но как только открываешь глаза и видишь Купера под толстым слоем грима с натянутой неискренней улыбкой, весь эффект от услышанного пропадает. Ещё два момента, за которые с натяжкой можно похвалить кино: игра Кэри Маллиган (Фелисия, жена Бернстайна) и парочка неплохих шуток. Если вы готовы терпеть ради этого фильм, где пошлость время от времени даёт о себе знать (изобилие голубого цвета, при том что в фильме педалируется нетрадиционная ориентация Бернстайна; или сцены, подобные той, когда жена выставляет за дверь спальни пижаму, тапочки и зубную щётку, давая этим самым маэстро понять, что он с ней не ночует, и так далее), то можете приступать к просмотру. Но, ей-богу, лучше послушать музыку Бернстайна и посмотреть видео с ним на YouTube. Больше пользы.

Читайте также
Венеция-2023: машины убивают, собаки спасают
«Феррари», реж. Майкл Манн. Фото: КаропрокатОткрылся 80-й Венецианский международный кинофестиваль. Первый день прошёл в плане киноновинок в формате «разогрев...
Недетское развлечение: «Два, три, демон, приди!»
В российском прокате новый хоррор от A24.
«Импостер»: японский камерный триллер с Берлинале
Камерное кино о выживании в замкнутом пространстве.
«Криминальный город: Разборки в Пусане»: полицейский из народа снова в деле
Кадр из фильма «Криминальный город: Разборки в Пусане», реж. Ли Сан-ён. BA Entertainment/Central PartnershipНа больших российских экранах можно посмотреть кор...
Каким получился третий сезон «Ведьмака»?
Промо третьего сезона сериала «Ведьмак». созд. Лорен Хиссрич, 2023/NetflixКороли воюют с королями, лесные партизаны воюют со всеми подряд, маги грызут глотки...
«Жанна Дюбарри»: мой король
«Жанна Дюбарри», реж. Майвенн, 2023/«Russian World Vision»В российский прокат выходит костюмная мелодрама Майвенн «Жанна Дюбарри» — фильм открытия Каннского ф...
Также рекомендуем
Зинаида Пронченко получает интригующее СМС-сообщение от мужчины, Антон Долин тратит все деньги на дорогое французское та...
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильерм...
Зинаида Пронченко получает интригующее СМС-сообщение от мужчины, Антон Долин тратит все деньги на дорогое французское та...
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильерм...

Последние новости

Келси Грэммер на постерах сериала «Фрейзер»
Возрождённого сериала 90-х от Paramount+.
Новый трейлер аниме «Монолог фармацевта»
Выход запланирован на октябрь 2023 года.
Трейлер фильма «Оставь мир позади» от Netflix
Драмы с Джулией Робертс, Итаном Хоуком и Махершалой Али в главных ролях.
Обзор бокс-офиса: уикенд с 29 сентября по 1 октября
«Создатель» пошёл ниже прогнозов, а «Пила 10» показала лучший результат для франшиз...
Okko анонсировал сериал о борьбе с вампирами
Режиссёром выступает Александр Собичевский.
Работа над «Наполеоном» была сложной для Ридли Скотта
Он сравнил съёмки со сборкой тяжёлого конструктора LEGO.
00:00