«Аутсорс» и «Новый сезон»: куда движется индустрия стриминга этой осенью

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо сериала «Аутсорс», Okko

14 сентября на горном курорте «Роза Хутор» завершился 3-й фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон», привлекший внимание масштабом проведения и эффектной программой. В числе конкурсантов — самые ожидаемые релизы, в числе гостей — громкие имена киноиндустрии, генпродюсеры отечественных стримингов и крупные отечественные авторы. Валерия Косенко рассказывает об итогах престижного молодого смотра, а также о его потенциале и влиянии.

Ещё недавно на фоне закрытия крупнейшего отечественного фестиваля «Кинотавр» учреждение нового южного киносмотра казалось не более чем очередной попыткой аналогового замещения. Однако «Новый сезон» проходит в Сочи уже третий год подряд, и с каждым разом триумфальнее. Если кто-то ещё сомневался в статусе «Нового сезона», возвышающегося над другими фестивальными площадками, то опыт последней конкурсной недели убедил всех окончательно: «Новый сезон» — главный фестиваль сериалов, по единогласному мнению его гостей и прессы. Сегодня смотру нет равных ни по качеству программы, ни по уровню медийности, ни по организационному размаху. Ещё недавно за влияние мог соперничать «Пилот», однако низкий уровень конкурсных сериалов, представленных зрителям в июне, оставил фестиваль в Иваново далеко позади. На примере этого года стало очевидно, что все самые ожидаемые и громкие сериальные премьеры будут приберегаться платформами для «Нового сезона», а всё, что поскромнее, — отправляться на «Пилот» или «Original+».

Причины, по которым фестиваль продолжает уверенно идти вперёд, — грамотное руководство и гибкость регламента. Многое зависит от людей, курирующих смотр: помимо глав отечественных стримингов, огромную роль играет директор и продюсер «Нового сезона» Полина Зуева, на протяжении 18 лет отвечавшая за организацию «Кинотавра». Нельзя не отметить, что смотр не стоит на месте, прислушиваясь к индустриальным колебаниям, и из года в год подвергается небольшим, но ощутимым изменениям.

Главная концепция фестиваля остаётся нерушимой: победителей в четырёх главных номинациях путём голосования определяет зритель, а «открытие “Нового сезона”» по-прежнему выбирает попечительский совет. Последний также с каждым годом подвергается кадровым сдвигам: состав остаётся примерно тот же — как правило, это главы российских стримингов, — меняется только председатель совета. В этот раз неформальную ассоциацию онлайн-кинотеатров на «Новом сезоне» возглавил Александр Косарим (генпрод Wink). Хотя нельзя не заметить, что правил бал Okko: платформа не только представила «самый ожидаемый сериал» фестиваля, но и закатила самую громкую вечеринку по случаю оглашения результатов.

Уровень организации мероприятия виден уже на примере открытия фестиваля — в кои-то веки события не только торжественного, но и концептуального. Приветственный вечер поделили на три альтернативных открытия — стилистически разных эпизода (интерактив на тему блокбастера, романтики и мюзикла), каждый из которых от реплик до сопутствующего изображения сгенерирован нейросетью (от ИИ не убежать, как бы ни старались).


Задумка отражает сущность смотра: «Новый сезон» — фестиваль начал, к тому же идущий в ногу со временем.

Кадр из сериала «Подростки в космосе», Wink
Кадр из сериала «Жвачка», PREMIER

Сразу после на экран вывели конкурсный сериал «Челюскин. Первые» (Wink) — один из самых слабых проектов фестиваля, выбранный на роль сериала открытия разве что по принципу масштаба и амбициозности постановки. Благо неудач на «Новом сезоне» было совсем немного, а самые провальные проекты фестиваля вроде «Подростков в космосе» (Wink), «Красной Поляны» («Кинопоиск») или оторванной от реальности «Жвачки» (PREMIER) выгодно смотрелись бы в программе «Пилота» на фоне творческого безрыбья.

Всего в конкурсе участвовали 16 сериалов и четыре полных метра. Программа игровых картин, оставленная на поздний вечер, внушала сомнения с момента объявления её перечня. Сомнения подтвердились: объяснения, зачем вообще сериальному смотру конкурс игровых картин, так и не появилось. На фоне низкого уровня программы отличился новый фильм с участием «Квартета И» «Один день в Стамбуле», однако фаворитом фестиваля стала хулиганская криминальная комедия «Где наши деньги» («Кинопоиск»), благополучно завоевавшая главный приз в номинации игровых фильмов.

С сериалами дела обстояли гораздо лучше. Из шестнадцати проектов скепсис внушали меньше трети, однако даже в них чувствовался потенциал обрести свою аудиторию. Лидер фестивальной программы обнаружился уже в первый конкурсный день. С этого момента сомнений в том, что «Аутсорс» (Okko) — лучший проект не просто «Нового сезона», но и года, не оставалось, кажется, ни у кого. Неудивительно, что в момент оглашения результатов в числе финалистов оказался как сам сериал (признанный в итоге самым ожидаемым), так и актёры Иван Янковский и Мила Ершова в качестве главного героя и героини соответственно. Такая комбинация лишний раз доказывает цельность сериала, в котором каждый элемент работает на создание художественного образа.

Безоговорочный успех сериала Душана Глигорова вряд ли можно сопоставить с прошлогодним триумфом Жоры Крыжовникова о пацанских разборках, уже тогда смотревшимся как событие.


В сравнении со «Словом пацана» «Аутсорс» выглядит куда менее мейнстримным и значительно более сложноустроенным.

Кадр из сериала «Аутсорс», Okko

В этот раз интерес школьников явно привлечёт нечто более занимательное, а весь мрачняк достанется узкому кругу любопытствующих интеллектуалов, обожающих разбирать кино по косточкам. Важно понимать, что в этом году голосовавшие гости фестиваля — исключительно члены индустрии, а значит, и сериалы отбирались не случайным зрителем, а куда более подготовленным.

Тем не менее симптоматично, что два года подряд на «Новом сезоне» побеждают проекты, концептуально связанные друг с другом: внутренний барометр фестиваля явно настроен не только на индустриальные, но и на социальные колебания. Один сериал — про криминальную стихию улиц, другой — про кулуары тюремных заговоров. Оба вновь осмысляют эпоху 90-х — приевшуюся, но по-прежнему актуальную. Наконец, оба сериала объединены участием Ивана Янковского, ставшего символом тёмного лидера, верующего в свою силу и справедливость. Его предприимчивый надзиратель Костя Волков вполне следует логике персонажа Вовы Адидаса, если представить, что тот не только выжил, но и сел. Как было сказано ещё Довлатовым, разница между вертухаем и заключённым в таких случаях практически неразличима.

Другими знаковыми проектами стали «Дети перемен» (Start, Wink) яркого дуэта Тарамаева и Львовой («Фишер», «Чёрная весна») — ещё одна криминальная сага, претендующая на романное высказывание; «Первый номер» (KION) Клима Козинского — победитель в номинации «Герой “Нового сезона”» благодаря органике Евгения Цыганова (как и «Чужие деньги» («Иви») Твердохлёбова, сериал снят по сценарию Сергея Минаева); «Между нами химия» (Wink) — нежное драмеди и рекордсмен по количеству полученных наград на фестивале (дебютантка Карина Чувикова — «Открытие “Нового сезона”», а Саша Бортич — его главная героиня). Также отличились детективная комедия «Подслушано в Рыбинске» (PREMIER) Тодоровского с обаятельным дуэтом Трибунцева и Минекаева, «Танцы на осколках» (KION) с пронзительной ролью Юлии Снигирь и вновь криминальное драмеди «Фарма» (PREMIER), ожидаемая зрителями ещё с весны. Проектом, удостоившимся спецприза попечительского совета, стал «Последний богатырь. Наследие» (Start, Okko) — продолжение главной сказочной франшизы в сериальном формате. Премьера многих из показанных сериалов уже заявлена. К дальнейшему просмотру располагают если не все, то многие.

Промо сериала «Танго на осколках», KION
Промо сериала «Первый номер», KION

Помимо показов, стабильным утренним событием «Нового сезона» стали сессии деловой программы: интересных тезисов, как и анонсов, особенно не прозвучало, однако дискуссия, посвящённая вопросу денежного перенасыщения, вызвала любопытные дебаты. Суть разговора — выяснить, хорош ли или плох для индустрии избыток финансовых субсидий. Большинство (во главе со сценаристом Андреем Золотарёвым) утверждали, что хорошо: деньги увеличат приток новых авторов и поспособствуют выработке среднего по палате мастерства. Другие (во главе с генпродом PREMIER Давидом Кочаровым) отстаивали обратную точку зрения: пока качество продукции стоит на месте, зарплаты растут, и объяснить акционерам, почему дебютант запрашивает миллион за серию, становится всё труднее. К общему знаменателю обсуждение так и не вырулило, где платформы находят таких взыскательных дебютантов, ясно тоже не стало, однако дискуссия вышла живой и увлекательной. Остальные встречи большей частью повторяли сказанное ранее, так что удержать слушателя оказывалось сложнее.


«Новый сезон» завершился, оставив после себя чувство праздничного водоворота и большого индустриального события.

На церемонии закрытия Полина Зуева анонсировала сериал открытия будущего «Нового сезона» — документальный проект «Брат навсегда», созданный при участии всех онлайн-платформ и посвящённый дискуссионной картине Алексея Балабанова. Также было объявлено о появлении новой номинации «Лучший дженерик платформы» — предваряющего показ ролика о релизах онлайн-кинотеатра. Пожалуй, ни один отечественный киносмотр не может похвастаться таким ослепительным набором гостей: на фестиваль съехались не только съёмочные группы, но и другие медийные лица, никак не связанные с конкурсантами. Главное ощущение, доминирующее после фестиваля, — желание возвращаться, а значит, в копилке «Нового сезона» плюс ещё одно достижение.

Читайте также
По следам «Сёгуна»: как главный сериал года бороздит волны истории кино
Вообще всё о гайдзинах и самураях в кино — в ожидании второго сезона.
Богатыри и глянец: фэнтези и драмеди на «Новом сезоне — 2024»
Ещё три сериала «Нового сезона», которые не стоит пропускать.
Любовь и паранормальщина: трогательная комедия и мистический триллер на «Новом сезоне — 2024»
Одна из лучших ролей Саши Бортич и триллер в духе «Сверхъестественного».
Каждому по потребностям: гид по фильмографии Пона Джун-хо
55 лет, семь снятых полнометражек и одна — в разработке.
Сталкинг и Юлия Снигирь: триллер, сай-фай и экзистенциальная драма на «Новом сезоне — 2024»
Кивки в сторону «Гарри Поттера», танцевальная терапия и подростковая жестокость.
Борисов vs Воробьёв, Матвеев vs Матвеев: драмеди о мошенниках и братьях на «Новом сезоне — 2024»
Криптоаферы, детективы в духе «Белого лотоса» и «Друзей Оушена».
Также рекомендуем
«Слово пацана», реж. Жора Крыжовников. Фото: WinkНа горном курорте «Роза Хутор» завершилось уникальное не только для рос...
Кивки в сторону «Гарри Поттера», танцевальная терапия и подростковая жестокость.
«Слово пацана», реж. Жора Крыжовников. Фото: WinkНа горном курорте «Роза Хутор» завершилось уникальное не только для рос...
Кивки в сторону «Гарри Поттера», танцевальная терапия и подростковая жестокость.

Последние новости

История призрака: как «Сидони в Японии» с Изабель Юппер превращает драму о горе в сеанс психотерапии
Объясняем, в чём заключается мягкая сила терапевтического кино Элиз Жирар.
00:00