Смотреть аниме: иясикей — лечебные свойства повседневной жизни

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В наш суетный век иногда хочется просто остановиться и перевести дух, забыв на время о бесконечном соревновании со временем. Аниме на этот счёт готово предложить целый жанр, посвящённый медитативному созерцанию окружения без драм и пафоса. Встречайте — иясикей, «лечебное» аниме.

Анамнез

Фото: КИНОТВ

Иясикей (яп. 癒し系) — уникальный жанр манги и аниме, посвящённый преимущественно повседневности. Дословно его можно перевести как «лечебный», и это довольно точно отражает основную суть. «Лечебные» свойства иясикея выражаются в сильном упоре на атмосферу. Чаще всего используется эстетический принцип моно-но аварэ (яп.) — «печальное очарование вещей», созерцание окружающей действительности с чувством нежной грусти.

Аниме в жанре иясикей создаёт отчётливое ощущение тепла и покоя. При этом созерцательная часть может дополняться ненапрягающим сюжетом, лёгкой комедией и даже приключением, но в последнем случае крайне важно, чтобы героям ничего не угрожало. Для иясикея крайне важны спокойное настроение, эмоциональное вовлечение и красота окружающей действительности.

История лечения

Термин иясикей появился в 1995-м как ответ на два потрясших Японию события: зариновую атаку в токийском метрополитене и Великое землетрясение Хансин-Авадзи. Не стоит забывать и о «потерянном десятилетии» — экономическом кризисе, в котором находилась страна в 1990-х. Крайнее общественное напряжение требовало какой-то разрядки, и исекай появился как способ сбежать от обыденной реальности, а иясикей в это же время призывал успокоиться и попытаться найти прекрасное в окружающей неспокойной действительности.

Фото: кадры из аниме «Ещё вчера»/Studio Ghibli

Тем не менее ретроспективно к иясикею можно отнести и некоторые более ранние работы. В частности, классический мультфильм Исао Такахаты «Ещё вчера» нередко упоминается в числе первых примеров иясикея. Правда, это не совсем верно: несмотря на созерцательный и ностальгический тон мультфильма, главная героиня Такео нередко сталкивается с серьёзными проблемами, что не совсем вяжется с настроением иясикея. То же самое касается и ещё одного мультфильма студии Ghibli, не нуждающегося в представлении, — «Мой сосед Тоторо». Работа Хаяо Миядзаки состоит из небольших историй, преимущественно лёгких и тёплых, но игнорировать болезнь матери в сюжете всё же нельзя.

Официально же первым примером иясикея сегодня считаются «Путевые заметки о поездке в Иокогаму за покупками» — манга 1994 года и одноимённое аниме 1998-го. Сюжет повествует о девушке-роботе Альфе, которая живёт в небольшом кафе на полпути между Иокогамой и Токио. Впрочем, «сюжет» и «повествует» — довольно громкие слова для слабо связанных между собой историй, поданных зачастую без единого слова через исключительно изображения. Мир далёкого будущего невероятно развит и одновременно с тем пребывает в запустении после неопределённой катастрофы, изменившей облик мира. Население планеты сильно сократилось, но вместо борьбы за место под солнцем человечество смирилось со своим положением и старается оставаться в мире с природой, спокойно доживая свои последние дни.

Большая часть историй придерживается моно-но аварэ: например, один из сюжетов посвящён тому, как вырастают соседские дети, которых любила Альфа, и по достижении совершеннолетия уезжают. В аниме, состоящем из двух OVA по два эпизода каждое, пересказываются избранные истории из первых и последних томов манги.

Фантастика и фэнтези

Среди ранних примеров иясикея особое место занимает «Ария», манга о будущем, изначально носившая название «Аква». События разворачиваются в Нео-Венеции, городе на планете Аква, ранее известной как Марс. В этой реальности большая часть поверхности планеты покрыта водой. В центре сюжета оказывается Акари Мизунаси — девушка с Манхома (бывшей Земли), которая прибывает на Акву, чтобы стать ундиной — чем-то средним между гондольером и туристическим гидом.

Фото: манга «Ария»/Mag Garden, перевод W&W project, Rikudou-Sennin Clan, JyuuKenbu group

Мангака Козуэ Амано, создавшая мир Аквы, открыто признавалась, что её работа в первую очередь призвана напомнить читателям, что счастье можно найти в мелочах, а на неудачи не стоит обращать внимания. Истории вращаются вокруг повседневных мелочей: да, формально Акари учится и продвигается по службе, но куда больший упор сделан именно на детали и общую атмосферу города будущего, который одновременно похож на прошлое и сказку. Для придания ощущения волшебства здесь используется немало необычных деталей: те же ундины берут начало в мифологии, а к ним присоединяются гномы — коренастые и подслеповатые люди, ответственные за работу под поверхностью Аквы и регулирующие гравитацию, сильфы — доставщики на воздушных велосипедах и саламандры — специальные работники, отвечающие за атмосферу планеты и соблюдение четырёх сезонов.

«Ария» — крайне популярное произведение: помимо манги и двух сезонов сериала, существует несколько OVA и полнометражных аниме, одно из которых выйдет 3 декабря 2021 года. Учитывая популярности серии, «Ария: Благословение» вряд ли станет последней адаптацией для больших экранов.

Стоит вспомнить и «Тетрадь дружбы Нацумэ» — мангу Юки Мидорикавы о мальчике Такаси Нацумэ со способностью видеть ёкаев и других духов. В наследство от бабушки он получил «Тетрадь дружбы» — записную книжку с именами духов, что позволяет подчинять их своей воле. Многие из ёкаев этим недовольны и требуют отдать им тетрадь, путая Такаси с его бабушкой: для духов все люди на одно лицо, различают смертных они по аурам, и вот ауры у старушки и внука очень похожи. Кто-то был недоволен необходимостью служить человеку, кто-то, наоборот, соскучился и считает себя ненужным. Такаси же вместо того, чтобы отдать тетрадь, решает пойти другим путём — вернуть духам их имена, в чём ему помогает ёкай Мадара, похожий на толстого кота.

Практически каждая серия — небольшая история об одном из духов, которых встречает Такаси на своём пути. И, конечно, каждая серия — повод насладиться проработкой деталей и в очередной раз вспомнить о важности мелочей повседневной жизни.

Школьные дни

Невероятной популярности сумело добиться и другое аниме в жанре — «Кэйон!». История традиционно проста: Юи Хирасава, перейдя в старшие классы, должна вступить в какой-либо клуб. Выбор падает на «клуб лёгкой музыки»: в нём состоят всего три участницы, и он находится на грани закрытия. Главная проблема в том, что Юи не умеет играть ни на одном инструменте, да и нотной грамоте не обучена, что вовсе не останавливает четвёрку девочек на пути к мечте — выступить в конце года на крупнейшей арене Японии — Будокане.

Манга от автора, скрывающегося под псевдонимом Kakifly, рассказывает о спокойных школьных буднях, где самая страшная проблема — незнание нот или плохие оценки в школе. Главной фишкой здесь ожидаемо выступает музыка: её здесь много, и она ожидаемо хорошо запоминается. С большой вероятностью у каждого, кто смотрел, хотя бы пара треков да осела в плейлисте.

Гиф-анимация: аниме «Кэйон!»

В противовес сериалу о четвёрке девушек можно вспомнить «Ты и я», мангу Киити Хотты. Здесь в центре внимания четверо мальчишек-старшеклассников и их будни в школе и за её пределами. К друзьям вскоре присоединяются ученик, приехавший по обмену из Германии, и ещё несколько человек.

Эпизоды шоу, как и главы манги, рассказывают простые и лёгкие истории: в одной из серий, например, все идут проведать простывшего друга, а в другой относят учебник младшему брату одного из героев и вспоминают совсем недавнее прошлое в средней школе. Да и конфликты если и возникают, то вскоре разрешаются: в одной из серий братья-близнецы Юта и Юки ссорятся, но уже к концу эпизода понимают, насколько важна их дружба.

Обратно к корням

Ещё одна популярная тема для иясикея — жизнь в деревне. Хорошим примером здесь выступает «Деревенская глубинка» (в других переводах «Глухомань») — история об учениках отдалённой деревни Асахигаока. Поселение настолько маленькое, что в школе учатся всего пять человек, причём все — разного возраста. Что совершенно не мешает им дружить друг с другом. События начинаются с перевода ученицы начальной школы Хотару Итидзё из Токио, но в дальнейшем история ожидаемо стоит на месте: жизнь в глухой деревне не предполагает каких-то диких сюжетных перипетий. Герои (точнее, преимущественно героини) живут простой жизнью, учатся и развлекаются. Важны здесь, несомненно, атмосфера глубинки и внимание к деталям, которые привлекают всё новых читателей и зрителей. Аниме по мотивам манги выходит с 2013-го, а третий сезон завершился в этом году.

Фото: кадр из аниме «Деревенская глубинка»/Silver Link
Фото: кадр из аниме «Деревенская глубинка»/Silver Link

Рядом можно поставить «Баракамон» — историю о каллиграфе Ханде Сейсю, которого отец отправил в «изгнание» на остров Гото в провинцию. Дело в том, что Ханда, недовольный приёмом своих работ на выставке, развязал драку, да и в целом слабо дружит с реальностью. Поездка на Гото должна привести юношу в чувство: крошечная деревенька лишена даже электричества, что позволит Ханде отринуть всё, что могло отвлечь его от поисков собственного стиля. На месте он встречает Нару Котоиси — шестилетнюю девочку, она наведывается в дом Ханды, называя его своей базой. Волей-неволей каллиграфу приходится мириться с постоянными визитами непоседы.

Ханда обживается на месте и всё больше привязывается к новому быту, учась ценить моменты и любить окружающих, а не только себя. Повествование крайне неторопливо, а в визуальный ряд попадают и красивый закат, и звёздное небо, которое не увидеть в мегаполисе. А Нара то и дело умудряется выдавать не по-детски умные идеи, совмещая их с безудержностью детства и подходом «сначала делай, потом думай».

«Полёт ведьмы» Тихиро Исидзуки также укладывается в истории о глубинке. В центре внимания здесь — пятнадцатилетняя Макото Ковата, переехавшая из Иокогамы в глубинку, чтобы научиться самостоятельности и продолжить совершенствоваться в колдовстве.

Что интересно, магии как таковой в сериале почти нет — так, небольшие фокусы да полёты на метле. Зато в достатке — лёгкий ненавязчивый юмор, красивые виды. В этом аниме можно спокойно наслаждаться тихими и приятными моментами без необходимости следить за перипетиями сюжета.

Немного о грустном

Продолжая тему волшебства, можно вспомнить, например, «Загадочную историю “Коноханы”» — аниме о гостинице «Конохана», стоящей на пути между мирами смертных и богов. Заведуют ей несколько девушек-кицунэ, которые то и дело принимают необычных гостей. Что и неудивительно для гостиницы между мирами. Здесь, помимо спокойствия и любования окружением, в повествование вплетены сильные синтоистские мотивы, но в остальном всё в духе иясикея — тишина, спокойствие, лёгкие шутки и умиротворение.

«Хакумэй и Микоти», в свою очередь, рассказывает о паре девочек, живущих в лесу внутри домика, который они соорудили внутри дерева. Обе они очень маленького роста, что вместе с магией позволяет им на равных общаться с насекомыми и мелкими зверюшками. Сюжеты, как всегда, просты и слабо связаны между собой, а одна серия может содержать сразу несколько эпизодов из жизни Хакумэй и Микоти. Героини встречают новых друзей вроде духов или жуков, отправляются на рыбалку или, например, ремонтируют мельницу. Главное, как и всегда, здесь — внимание к деталям: мир «Хакумэй и Микоти» удивительно проработан и местами отчётливо напоминает иллюстрации детских книг, хотя история и создавалась совсем не для детей и относится к сэйнену.

Фото: кадр из аниме «Дуэт и вспышка молнии»/TMS Entertainment

Несмотря на «лечебную» важность иясикея, встречаются и истории с несколько мрачными мотивами. Здесь будет уместно вспомнить, например, «Дуэт и вспышку молнии» Гидо Амагакурэ. Сюжет вращается вокруг учителя Кохея Инудзуки, который в одиночку растит дочь Цумуги после смерти супруги. О погибшей за полгода до событий сериала здесь никогда не забывают и вспоминают с лёгкой грустью, не теряя стойкости духа. Важное место в «Дуэте и вспышке молнии» занимает готовка еды: в начале сюжета Кохей с дочерью едят преимущественно готовую еду, но встреча со старшеклассницей Котори Иида меняет их жизнь. Дело в том, что Котори очень любит вкусно поесть и в итоге учит Кохея премудростям готовки.

Все герои «Дуэта и вспышки молнии» несут в себе какие-то горести, что вовсе не мешает им испытывать радость от повседневности. К тому же Цумуги здорово оживляет историю своими непосредственностью и зашкаливающей милотой.

«Последний поход девочек» начинается и того мрачнее: в мире, пережившем апокалипсис, в живых остались, кажется, только двое — Тито и Юри, девочки двенадцати лет. Они путешествуют по разрушенному миру на мотоцикле в поисках еды и других необходимых вещей. Казалось бы, куда мрачнее, но мангаке под псевдонимом Цукумидзу удалось создать типичный иясикей со всеми его особенностями. Цели у Ти и Ю по сути нет, любование живой природой здесь заменено деталями индустриального дизайна и запустением, а вот вязкая атмосфера никуда не делась. Отношения между героинями и окружающим миром выходят на передний план, а редкие путники на пути, которых едва ли наберётся больше парочки, только подчёркивают тихое одиночество с налётом светлой грусти.

При своём простом зачине иясикей умудряется быть очень многогранным. Вряд ли зритель сумеет найти два похожих друг на друга произведения. А мы отправляемся дальше, навстречу кайто — романтическим историям о фантомных ворах.

Читайте также
#комикс-код: насилие священное, или почему супергерои не перестанут драться
Почему супергерои и обычные граждане предпочитают общаться при помощи кулаков.
История одного саундтрека: «Нападение на 13-й участок» Джона Карпентера
Как при помощи всего нескольких нот можно кардинально поменять восприятие саундтрек...
Экранизируй это: «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста
Запускаем серию материалов о неслучившихся экранизациях.
Смотреть аниме: сэйнен — серьёзные сказки для взрослых
Особняком от подростковых манги и аниме стоят произведения для более взрослой аудит...
#комикс-код: почему (кино)комиксам можно всё
Специально для телеканала КИНОТВ кинокритик и гик Алексей Филиппов написал (ну или точно напишет) неграфический цикл из восьми материалов...
Разблокируй Азию — «Жажда»: японский фильм про подростковую жестокость и родительскую несостоятельность
Телеканал КИНОТВ представляет серию материалов, в которых мы будем смотреть пропущенные, незамеченные, не самые очевидные, но занимательные азиатские ленты. В...
Также рекомендуем
Невероятная воля к победе, командный дух и бесконечные тренировки: всё это — неотъемлемая часть почти любого вид...
В нашей рубрике про азиатский кинематограф наконец-то аниме.
Разбираем особенности творчества маэстро японской анимации.
Сергей Сергиенко собрал самые удачные примеры переноса сюжетов аниме на большие экраны
Невероятная воля к победе, командный дух и бесконечные тренировки: всё это — неотъемлемая часть почти любого вид...
В нашей рубрике про азиатский кинематограф наконец-то аниме.
Разбираем особенности творчества маэстро японской анимации.
Сергей Сергиенко собрал самые удачные примеры переноса сюжетов аниме на большие экраны

Последние новости

Осенью наступят «Сумерки богов» от Зака Снайдера
Режиссёр поделился первым кадром анимационного сериала.
Завершились съёмки сериала «Супермен и Лоис»
Финальный сезон станет последним проектом DC от CW.
«Сёгун»: гайдзин, переводчица, её господин и его вассал
История первого англичанина в Японии, который ничего не изменил.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» получила взрослый рейтинг
Долгое время ходили слухи, что боевик может попытаться сыграть на подростковую ауди...
00:00