Краткий гид по инопланетянам кинематографа: галактические захватчики, лучшие друзья и неформалы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Влад Шуравин уже встретился с вампирами, зомби и оборотнями. Настало время для рандеву с пришельцами. Если научиться их различать, можно избежать апокалипсиса и даже завести себе приятеля.

Инопланетные захватчики

Пришельцы попали в кинематограф вместе с волшебником Жоржем Мельесом. В «Путешествии на Луну» (1902) космонавтов, прибывших на спутник Земли, атаковали насекомообразные селениты. Уже в «Аэлите» Якова Протазанова (1924) инопланетяне выглядели не как дикари, а как разумные существа. Правда, их ценности были далеки от идеала: экранные марсиане обращались с рабочим классом как со скотом и олицетворяли все пороки западной цивилизации. В знаменитом сериале «Флэш Гордон» (1936) главный герой бился со злым космическим императором Мингом Беспощадным. А в трёхчасовом эпическом боевике «Пурпурный монстр атакует» (1945) гость из дальних галактик, который поначалу казался дружелюбным, угрожал уничтожить наш мир. В общем, поначалу кинематографисты совершенно не жаловали инопланетян и видели в них только угрозу.

Иллюстрация: Universal 

Страх пришельцев, равно как и страх других экранных монстров, — это боязнь всего инакового и чужого. Отчасти он был связан с научным прогрессом, который предвещал страшнейшие последствия (после двух мировых войн впору разочароваться в любом эволюционном процессе). Отчасти — с ксенофобией и политическими конфликтами. Примечательно, что большинство перечисленных инопланетян выглядели в точности как люди — просто носили причудливые футуристичные костюмы. Поэтому на месте злодеев со странным акцентом и необычным укладом жизни можно было легко представить коммунистов, капиталистов и иностранцев. Позже к ним добавились сторонники фем-движения («Женщины-кошки с Луны», 1953) и другие незащищённые социальные группы. А в будущем инопланетяне, наоборот, стали символизировать привилегированную и агрессивную часть общества: например, в «Чужих на районе» (2011) космические гости напали на чёрный район, но получили достойный отпор от героев.

Иллюстрация: КиноПоиск

На протяжении более 100 лет существования кино инопланетяне изменили свой внешний облик, злобные планы и орудия убийств. Пришельцами были гигантские женщины («Атака 50-футовой женщины», 1958), клоуны («Клоуны-убийцы из космоса», 1987) и даже роботы-машины (серия фильмов «Трансформеры»). Они захватывали человеческие тела («Похитители тел», 1993) и готовили из людей рагу («Плохой вкус», 1987). Правда, несмотря на смену общественных взглядов, экранные инопланетяне постоянно покушаются на безопасность Земли — и неизменно убегают, поджав хвосты, ласты и другие конечности. Пока общество чего-то боится, оно всегда будет находить и придумывать монстров.

Как победить пришельца: постарайтесь вывести инопланетян на открытый воздух. Возможно, они просто не перенесут земных болезней — прямо как марсиане из «Войны миров» Герберта Уэллса.

Другие фильмы: «Хищник» (1987), «День независимости» (1996), «Монстро» (2007).

Лучшие друзья

Кадр из фильма «Инопланетянин»
Кадр из фильма «Инопланетянин»

Но образ злых инопланетян перестал быть доминирующим. С годами публика устала от инфернальных космических захватчиков и полюбила другой, более лояльный взгляд на гостей из космоса. Экранные пришельцы проявляли свои гуманистические качества ещё в начале XX века: в фильме «Послание с Марса» (1913) марсианин сделал героя невидимым, чтобы тот услышал, как родственники обсуждают его за спиной.


Однако настоящая реабилитация пришельцев случилась в «Инопланетянине» Стивена Спилберга. По сюжету одинокий американский школьник Эллиот находит во дворе галактического гостя. И становится его лучшим другом. Над смертью (к счастью, ложной) пучеглазого E.T. зрители плакали не меньше, чем над гибелью любимых персонажей-людей в другом голливудском кино.


Джон Карпентер сделал инопланетян романтиками и любовниками («Человек со звезды», 1984), Disney — умилительно хаотичными питомцами («Лило и Стич», 2002), Саймон Пегг и Ник Фрост — травокурами, матершинниками и бездельниками («Пол: Секретный материальчик», 2011). Оказалось, что пришельцы могут не только захватывать и спасать («Трансформеры») Землю, но и прилетать на планету, чтобы приятно провести время.

К тому же стало появляться всё больше фильмов, показывающих мир глазами страдающих пришельцев. «Аватар» (2009) и «Район №9» доказали, что иногда ярлык «чудища из космоса» навешивают те, кто хочет начать безжалостную войну или сегрегировать неугодных.   Как победить пришельца: предложить ему дружбу — инопланетянин наверняка не откажет.  Другие фильмы: «День, когда Земля остановилась» (1951), «Супермен» (1977), «Викинги против пришельцев» (2008).   Непонятые чужаки
Кадр из м/ф «Лило и Стич»

К тому же стало появляться всё больше фильмов, показывающих мир глазами страдающих пришельцев. «Аватар» (2009) и «Район №9» доказали, что иногда ярлык «чудища из космоса» навешивают те, кто хочет начать безжалостную войну или сегрегировать неугодных.

Как победить пришельца: предложить ему дружбу — инопланетянин наверняка не откажет.

Другие фильмы: «День, когда Земля остановилась» (1951), «Супермен» (1977), «Викинги против пришельцев» (2008).

Непонятые чужаки

Кадр из фильма «Человеке, который упал на Землю»

Пришельцы — существа с другой планеты, которые не смогут безболезненно встроиться в человеческое общество. Ко второй половине XX века этот романтический образ подхватили независимые режиссёры. В «Человеке, который упал на Землю» (1976) герой с внеземной внешностью Дэвида Боуи попадает на нашу планету и открывает бизнес (ведь его родной дом вот-вот погибнет от засухи, и ему срочно нужно доставить воду). Незамутнённый разум протагониста сталкивается с человеческой алчностью и вскоре уже бьётся в агонии. Герой по имени Томас Джером Ньютон слишком хорош или, напротив, слишком слаб для исковерканной земной жизни — поэтому в финале в придачу к деньгам он получает депрессию и алкогольную зависимость. Остроумная фантастика «Брат с другой планеты» (1984) зашла дальше: пришелец был подозрительно похож на афроамериканца тёмным оттенком кожи, поэтому он без проблем поселился в Гарлеме и зарабатывал ремонтом. Но за ним постоянно следили спецслужбы.

Кадр из м/ф «Монстры против пришельцев»
Кадр из м/ф «Монстры против пришельцев»

«Монстры против пришельцев» (2009), «Чужая нация» (1988) и даже «Веном» (2018) — во всех этих фильмах героям приходится мириться со своей неприглядной натурой. А в «Факультете» Роберта Родригеса всё перевернулось вверх дном: неформалы и нёрды отбивались от пришельцев (метафора взросления и обывательской морали) не только ради спасения жизни, но и за право быть самими собой.

Кроме того, пришельцы часто использовались и в социальной сатире. Иногда — как метафора консьюмеризма и зомбирования («Чужие среди нас», 1988). Или спусковой механизм, выводящий на чистую воду беспомощность политиков и медиа («Марс атакует!», 1996). А иногда — как антитеза вечному инфантилизму и безрассудности («Армагеддец», 2013). Или — как дикая необузданная природа, из которой вечно норовят сделать зрелище («Нет», 2022).

Как победить пришельца: не избегать его и устроить конструктивную беседу. Скорее всего, вы сможете найти компромисс и сосуществовать на одной планете.

Другие фильмы: «Яйцеголовые» (1993).

Скрытые источники знания

Кадр из фильма «Прибытие»
Кадр из фильма «Прибытие»

Инопланетяне — это всегда что-то неизведанное, нуждающееся в объяснении и изучении. От пришельцев человек может почерпнуть массивы тайных знаний о времени, пространстве, жизни и смерти. В «Контакте» (1997) Роберта Земекиса и «Близких контактах третьей степени» (1977) цивилизация отчаянно пытается найти общий язык с инопланетянами — но неожиданно узнаёт, что вербальные методы совершенно не подходят для взаимодействия с галактическими расами. Эту же мысль развивает и «Прибытие» (2016) Дени Вильнёва: чтобы выйти на связь с таинственными пришельцами, человечеству сперва придётся разгадать шифр из странных рисунков.


Если одни фильмы разрушают привычные представления о языке, другие мастерски деконструируют понятия пространства и времени. «Интерстеллар» (2014) Кристофера Нолана запускает в кротовую нору сначала героя Мэттью Макконахи, а потом и зрителя: оказавшись в новом измерении, персонаж может общаться с маленькой дочкой прямо из будущего с помощью азбуки Морзе.


А фильм «Космическая одиссея 2001» (1968) проносил публику через световые годы и пустоты космоса — так, что после титров могла закружиться голова. Причём и в первом, и втором фильме пришельцы фигурируют исключительно как неосязаемые метафизические величины.

Кадр из фильма «Аннигиляция»
Кадр из фильма «Аннигиляция»

В «Солярисе» (1972) научные искания упрощены до одного философского тезиса — «Человеку нужен человек», а в «Аннигиляции» Алекса Гарленда нетипичное инопланетное вторжение наталкивает героев на рефлексию о тяге человека к саморазрушению. Фильмы про пришельцев, расширяющие восприятие, необязательно должны быть авторскими: «Грань будущего» (2014) про временные петли и хичкоковские «Знаки» (2002) М. Найта Шьямалана о божественном вмешательстве прекрасно справлялись и в рамках обыкновенного студийного мейнстрима. А легендарный сэр Ридли Скотт превратил франшизу о ксеноморфах в религиозную притчу: через историю Чужих автор размышлял о зарождении человеческой цивилизации и свободе воли.

Как победить пришельца: поговорите с ним о вечном. Не исключено, что инопланетянин думает о захвате меньше, чем о пятой симфонии Бетховена.

Другие фильмы: «Сфера» (1998), «Прометей» (2012), «Бескрайняя ночь» (2019).

Читайте также
Смотреть аниме 2.0: Ринтаро — живая легенда со свободным духом
Человек, ставший примером для несчётного количества аниматоров.
Разблокируй Азию: «По ту сторону океана» — волшебный мир китайской мифологии
В нашей нерегулярной рубрике на этот раз отправимся в Китай.
Фильмы про свободу передвижения: мигранты, ковид, тирания
Мария Ремига снова обращается к могучей силе кинематографа.
Смотреть аниме 2.0: Ёсиаки Кавадзири — певец городской жестокости
Об аниматоре, который стоит за «Манускриптом ниндзя».
Экранизируй это: «Потрясающие приключения Кавалера & Клея» Майкла Шейбона (2000)
Алексей Васильев переключается на роман о молодых людях, выпускающих комикс.
Смотреть аниме 2.0: Хидэаки Анно — сплав из металла и боли
Сергей Сергиенко — о создателе «Евангелиона».
Также рекомендуем
О загадочном фильме, который непременно должен заявить о себе во время наградного сезона.
На примере работ Кристофера Нолана, Ридли Скотта и Альфреда Хичкока.
Роботы, бандиты и домохозяйки-детективы.
О загадочном фильме, который непременно должен заявить о себе во время наградного сезона.
На примере работ Кристофера Нолана, Ридли Скотта и Альфреда Хичкока.
Роботы, бандиты и домохозяйки-детективы.

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
Что смотреть в кино с 21 ноября: от «Конклава» до «Зятя»
КИНОТВ составил список главных новинок российского проката, на которые стоит обратить внимание на этой неделе.«Эра», реж. Вениамин ИлясовЗдесь, среди выжженно...
00:00