![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/a27/a27a542049de6bdd138503efac9a775a/5ca60b1b6ca42ba97c68122f99a19337.jpg.webp?1700055259425038)
В российский прокат выходит костюмная мелодрама Майвенн «Жанна Дюбарри» — фильм открытия Каннского фестиваля этого года. Картина примечательна в том числе возвращением на экраны Джонни Деппа, который три года нигде не снимался. Максим Ершов отмечает как положительные, так и отрицательные моменты конвенционального, но стремительно развивающегося фильма.
Франция, XVIII век. Социальные лифты в стране фактически отсутствуют, многие девушки из низов вынуждены либо уходить в монастырь, либо продавать своё тело. Простолюдинка Жанна Вобернье благодаря богатому покровителю смогла получить достойное образование. Очаровательная девушка пошла в куртизанки, медленно, но верно продвигаясь по карьерной лестнице. Повзрослевшая Жанна (Майвенн) стала встречаться с самыми влиятельными людьми Франции. Граф Гийом Дюбарри (Мельвиль Пупо), один из постоянных клиентов девушки, решил на ней хорошенько заработать и познакомить со страстным и любвеобильным королём Людовиком XV (Джонни Депп). Монарх увлёкся Жанной с первого взгляда и быстро сделал своей фавориткой. Но далеко не все обитатели Версаля были рады видеть рядом с правителем страны вчерашнюю куртизанку из низших сословий.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/14e/14e06bfb545bc7b68f28f2043717863d/061455a14796fd26fa3e431aae0c33f4.jpg.webp?1700055264995432)
«Жанна Дюбарри» открывала Каннский фестиваль этого года, а потому внимание к картине было повышенным. Бюджет фильма составляет более 22 миллионов долларов — внушительная сумма для европейского кинематографа. Над мелодрамой работали французские, британские, бельгийские и российские продюсеры. Это большая копродукция. Съёмки картины проходили с июля по сентябрь прошлого года в Версале, Париже и окрестностях столицы Франции.
Разговор о Майвенн до сих пор часто начинают с романа с заметно более опытным Люком Бессоном в середине 90-х и съёмок в «Пятом элементе» в роли Дивы Плавалагуны. На самом деле постановщица уже давно является состоявшимся и опытным автором. «Жанна Дюбарри» стала четвёртым фильмом Майвенн в Каннах. В 2011-м её «Полисс» удостоился приза жюри, а в 2015 году Эмманюэль Берко удостоилась приза за лучшую женскую роль за работу над «Моим королём». Правда, конечно, Майвенн трудно отнести к режиссёрам с очевидным почерком, определяющим современное авторское кино. Скорее, постановщица сделала себе имя, снимая качественный артмейнстрим.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/7ed/7ed8dc62c0a867548969becebcd564d0/e69edb8cdba0da429dd689026b98bb7d.jpg.webp?17000552842098088)
Майвенн признаётся, что загорелась идеей снять фильм о Жанне Дюбарри в 2006 году, когда посмотрела «Марию-Антуанетту» Софии Копполы. Источниками вдохновения при работе над фильмом, помимо «Марии-Антуанетты», для режиссёра стали «Барри Линдон» Стэнли Кубрика и «Смерть Людовика XIV» Альберта Серры. Следуя заветам Кубрика, Майвенн решила снять «Жанну Дюбарри» на 35-миллиметровую плёнку, чтобы лишний раз подчеркнуть аутентичность костюмов и версальских залов.
Открывавшая Канны этого года картина ознаменована возвращением на большие экраны Джонни Деппа. Благополучно отсудившись с Эмбер Хёрд, американский актёр может вернуться к профессии, правда, пока только на европейском континенте. И надо сказать, что видеть Деппа в роли французского короля очень непривычно. Но даже в образ монарха артист смог протащить лукавые черты капитана Джека Воробья. Людовик XV в исполнении Деппа бесконечно устал от ежедневных церемониалов, не питает особой любви к дочерям и в целом находится в состоянии, близком к депрессии. Знакомство с Жанной моментально раскрашивает мир монарха новыми красками.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/1f5/1f5f47d52648c3e294130cc941b35eb7/46a72daedb6101d9aba87c69ec0629e3.jpg.webp?17000553022176326)
После премьеры на Лазурном Берегу «Жанну Дюбарри» в основном ругали за конвенциональность и вторичность. Ту же самую радикальную «Марию-Антуанетту» сняли почти 20 лет назад, а Майвенн упорно снимает серьёзную костюмную мелодраму. На самом деле «Жанна Дюбарри» — очень зрительское и прямолинейное кино, что, скорее всего, и отпугнуло критиков в Каннах. Да, картина Майвенн никоим образом не предлагает нового взгляда на старый жанр, но это по-настоящему увлекательное зрелище, которое не провисает по темпу ни на минуту. Не самую искушённую аудиторию точно порадуют головокружительные виды Версаля и ослепительные наряды Жанны.
«Жанну Дюбарри» можно даже назвать «Красоткой» в декорациях Франции XVIII века. Это история восхождения куртизанки к престолу монарха. Одной из красноречивых визуальных метафор фильма становится сцена с длиннющим подъёмом Жанны по лестнице в версальском парке. Надо понимать, что для своего времени она была настоящей революционеркой: надевала мужские наряды, когда каталась верхом, завела дружбу с подаренным королём чернокожим мальчиком-рабом, не соблюдала многочисленные смехотворные правила этикета и вела себя с монархом по меркам XVIII века чересчур развязно.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/df9/df99d84cbc47d0d292f4db8a1cd44e79/cfba4404e6e980f2636ea92a5b4a29be.jpg.webp?17000553474848438)
Фильм Майвенн рисует портрет женщины, которая никаким иным путём не могла добраться до Людовика XV, но в новом качестве стала законодательницей моды и меняла версальские порядки. Фактически, если смотреть на французскую мелодраму глазами современного зрителя, то можно углядеть, как Жанна старалась на своём примере разрушать гендерные стереотипы и преодолевать классовый разрыв. Конечно, высокопоставленные чиновники и члены королевской семьи не могли быть довольны.
В первую очередь «Жанна Дюбарри» — традиционная история любви, побеждающей любые предрассудки. Но приятно видеть на экране толпу французских звёзд: Пьер Ришар, Паскаль Греггори, Ноэми Львовски, Бенжамен Лаверн, Мельвиль Пупо, Индия Хэйр и другие. Пусть даже многие из них появляются на экране лишь в паре эпизодов.