Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает про фильм «Нелегал» — новую работу якутского режиссёра Дмитрия Давыдова, автора феноменального «Пугала», покорившего жюри «Кинотавра-2020».
Если дать определение в двух словах новому фильму якутского режиссёра Дмитрия Давыдова «Нелегал», то всё просто. «Нелегал» — это якутский «Выживший». Но выживает главный герой не только в снежном пространстве среди погодных катаклизмов и животных, но и среди людей, которые те ещё звери. Наверное, Дмитрий Давыдов, когда снимал кино, в котором он также автор сценария, и не подозревал, что тема нелегалов к выходу картины станет ещё на порядок актуальнее, чем была до премьеры.
Когда заходит речь о феномене якутского кино, часто работает одна формула: говорят «якутское кино» — подразумевают «Дмитрий Давыдов», и наоборот. Давыдов — наиболее плодовитый и известный режиссёр якутского мейнстрима.
Апогей его признания случился на «Кинотавре» в 2020 году, когда фильм Давыдова «Пугало» получил сразу три главных приза (Гран-При, «За лучшую режиссуру» и «За лучшую женскую роль»). До этого были сняты «Топор», «Беглый», «Костёр на ветру», «Нет бога кроме меня» и другие картины. В этом году, 1 февраля, в прокат вышел фильм «Ыт», который Дмитрий Давыдов снял совместно с другим известным якутским режиссёром Степаном Бурнашёвым. Эту картину высоко оценил в прошлом году 37-й Варшавский международный кинофестиваль: лента получила Специальное упоминание NETPAC и Спецприз жюри с формулировкой «За чистый кинематографический взгляд на простую повседневную жизнь». Действительно, картина в шуточной незатейливой форме рассказывает «кинобасни» о жителях одной деревни, в поступках которых отражается весь мир.
По фильму в год. Теперь, в «Нелегале», который совсем другой по тональности и даёт лишний повод говорить о том, что на творчество Давыдова оказали влияние Тарковский и Герман-старший, режиссёр высказывается на другую тему. На ту, о которой снята «Айка» Сергея Дворцевого, «Она» Ларисы Садиловой, «Продукты 24» Михаила Бородина.
В первых же кадрах мы видим, как совсем молоденький парнишка Нурбек из киргизского Бишкека (исполнителя этой роли, 14-летнего Эржана Даулетбекова, нашли на рынке, в фильме вообще нет профессиональных артистов) приезжает в Россию, в Якутию. На границе идёт страшная во всех смыслах проверка — ходят люди с оружием в руках, с прибывшими обращаются как рабовладельцы. Тема рабства ещё не раз прозвучит в фильме.
Однако Нурбек прибыл в Якутию вовсе не в поисках работы. Он нелегал не по намерению, но по случайности. Ему нужно найти важного для него человека. Но никому нет до этого дела — выслушивать его никто не собирается.
Автоматом парень становится в строй гастарбайтеров. Более того, его выделяют — молод, крепок, знает русский и образован по сравнению с остальными. Он получает довольно тёплое место — работу на рынке. То, что Китаец — хозяин, «присвоивший» парня себе, — бандит — на это какой-нибудь другой мигрант мог бы и закрыть глаза, но не Нурбек. Тут при просмотре фильма возникает ассоциация с сериалом «Идентификация» Владлены Санду — киргизская община, главная героиня трудится на рынке, и криминал тут же, но сюжет «Нелегала» идёт другим путём.
Старший товарищ пытается донести до парня, как тому повезло, — у него есть еда, работа, он в тепле, а не на улице. Но хозяину качества парнишки нужны и в других делах — более тёмных, чем торговля. Попав первый раз на такое «задание», парень решается бежать. Но не просто решается — ему это удаётся, и, похоже, у него нет иного выхода.
Далее в фильме начинается то, о чём герой Леонардо ДиКаприо в «Выжившем» даже не догадывался. Потому что там многое надумано, а в больших снежных просторах Якутии всё — реальность. Давыдов никуда не торопит свой фильм. Он весьма медленный, и зритель успевает напереживаться и прожить с парнем все его попытки остаться на этой земле и дойти до того места, куда он так стремится.
Мир не без добрых людей. Одинокий старик (в этой роли Степан Бурнашёв — старший) и не подозревал, кого встретит на очередной охоте. Он спасает парня... В сценах между ними почти нет слов. Только самое главное — для жизни и для общения.
Но «нелегалу» нужно выживать дальше — довести до конца то дело, ради которого он приехал в Якутию, и он уезжает странствовать по месту, где он везде чужой.
Что любопытно — трейлер картины представляет события, рассказанные в ней, в обратном порядке. Зритель, сам того не подозревая, сразу узнаёт главное, цель. А потом уже — средства. Фильм же «разматывает клубок» в другую сторону. И нужно предупредить — подойдёт он для настоящих киноманов, которые никуда не спешат и готовы прожить и прочувствовать каждый кадр. На бегу такое кино не посмотришь, хотя главному герою и приходится всё время бежать.