«Орудия» зла: мрачная сказка Зака Креггера

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Джош Бролин в фильме «Орудия», кадр: Warner Bros.

Зак Креггер утверждается в статусе хоррормейкера. В зарубежный прокат вышли «Орудия» — второй фильм режиссёра, не уступающий «Варвару» по драматургическому накалу и режиссёрской изобретательности. Об одной из главных премьер года, обходя все спойлеры, рассказывает Олеся Новикова.

Сонный городок Мэйбрук сошёл с колеи привычной жизни одной ночью, когда ровно в 2:17, как по щелчку, семнадцать учеников третьего класса покинули свои постели и, распахнув входные двери, убежали в темноту. Ни следов преступления, ни свидетелей — лишь чёрно-белые записи с камер наблюдения, где мальчики и девочки в пижамах, раскинув руки, как один, несутся вдаль и растворяются в ночи. Горе клубится в потёмках школьных коридоров и опустевших спален, оседая вязкой пеленой в кошмарах взрослых. Пока родители теряются в догадках, полиция растерянно молчит.

«Орудия», кадр: Warner Bros.

Сценарий «Орудий» стал следствием тяжёлой утраты: в 2021 году Зак Креггер потерял своего ближайшего друга и соучредителя их совместной комик-труппы The Whitest Kids U'Know Тревора Мура. Работа стала способом справляться с горем. Расписывая одну сцену за другой в состоянии эмоционального раздрая, Креггер не знал, каким окажется финал. Интрига пронизывает каждую из шести историй, объединённых одной трагедией. Лишившаяся своих учеников учительница (Джулия Гарнер) переживает беспощадную травлю; отчаянный отец (Джош Бролин) в одиночку прочёсывает город в поисках сына; коп-алкоголик (Олден Эренрайк) вместо расследования тратит силы на погоню за уличными хулиганами; бездомный наркоман (Остин Абрамс) мечтает сорвать куш на сведениях о пропавших; школьный директор (Бенедикт Вонг) тщетно цепляется за жалкую иллюзию контроля; наконец, единственный ребёнок из класса миссис Ганди, не исчезнувший той ночью (Кэри Кристофер), явно скрывает нечто важное.

Пока пазл не сложится, ответственность за случившееся будет передаваться, как эстафета, от одного к другому. Структура, опробованная Креггером в предыдущем фильме, теперь заработала в полную силу: обрывающиеся клиффхэнгерами главы разворачивают историю с разных углов, каждый раз возвращая рассказ к исходной точке. «Варвар» (2022) открывался как стандартный триллер о маньяке — из-за возникшей путаницы на Airbnb девушка оказывается посреди ночи в одном доме с незнакомцем, — но к финалу перерастал в совершенно другой фильм. В мире Креггера зритель то и дело попадает на сюжетные крючки и, едва успев перестроить маршрут, вновь обнаруживает себя в неожиданных обстоятельствах.

Джулия Гарнер в фильме «Орудия», кадр: Warner Bros.

Читайте также: Добро пожаловать в Мэн — гид по проклятому штату из экранизаций и романов Стивена Кинга

В «Орудиях» завязка в традициях кинговской страшилки небезосновательно пробуждает комплекс жанровых ожиданий. От канонического романа короля ужасов фильму достался не только зачин о загадочном исчезновении детей из маленького городка, но и арсенал знаковых образов: гротескная клоунская улыбка и рыжий парик трикстера, а также зловещий подвал как символ бессознательного, скрывающего всё самое невыносимое, травматическое и подавленное. Последний Креггер использует для собственной проекции социальных фобий — от инстинктивного ужаса перед угрозами патриархального мира в «Варваре» до экзистенциального страха потери родителем своего ребёнка в «Орудиях». Не впервые режиссёр эксплуатирует и облик кинговского антагониста: в его прошлой работе ложный саспенс нарочно источал Билл Скарсгард, чьё лицо зритель неотделимо связывал с ролью Пеннивайза.

В кинематографической вселенной Креггера привычные ожидания теряют предсказательную силу. Знакомые тропы, в иных фильмах ведущие прямо к маньяку или сверхъестественному злу, здесь лишь сбивают с толку. И всё же режиссёр благосклонен к тем, кто ценит ясность: как и в «Варваре», он обстоятельно распутает клубок ближе к концу. Терпеливый зритель не только получит ответы почти на все свои вопросы, но и от души посмеётся: бывший комик Креггер не упускает случая добавить щедрую порцию чёрного юмора. Вероятно, финал фильма не был бы таким комичным, не будь столь жуткой его первая половина.

Джулия Гарнер и Джош Бролин в фильме «Орудия», кадр: Warner Bros.

Историю об исчезнувших детях, летевших, «словно самонаводящиеся ракеты», американская пресса истолковала как аллегорию скулшутинга. Русскоязычный перевод оригинального названия (Weapons), «Орудия», несколько смещает акцент: тонкая разница между оружием в руках и орудием убийства провоцирует новый смысл, делая людей проводниками чужой воли, ведомыми неким внешним злом. Зак Креггер, тяготеющий к социальному хоррору, вплетает в сценарий тему школьного буллинга — неслучайно ребёнок, некогда ставший мишенью сверстников, оказывается единственным из класса, кто не пропал той ночью, — но делает фильм не о мести, а о неведомой тёмной силе.

«Орудия» в своей поэтике — не политический памфлет в духе Джордана Пила, а мрачная сказка. Неспроста фильм обрамляется закадровым голосом ребёнка, пересказывающим произошедшее на мотив ночной страшилки.