«Высшее общество» — всё летит в дыру. В прокате новый фильм Клер Дени

До российских экранов добрался новый фильм великой француженки Клер Дени («Что ни день, то неприятности», «Белый материал», «Не могу уснуть»), в котором Жюльет Бинош и Роберт Паттинсон мчатся на космическом корабле в сторону загадочной чёрной дыры. КИНОТВ попросил проанонсировать это путешествие Зинаиду Пронченко.


Клер Дени не интересны никакие смыслы, кроме тех, что лежат на поверхности. Всё согласно набившей оскомину скороговорке соотечественников-экзистенциалистов: мы все умрём, человек человеку зверь, этот мир тлеет, как сигарета, вдох-выдох, что делать в паузе между затяжками. Но только Дени всё ещё способна выявить эротизм фатума и сексуальность отчаяния. Так что не надо ей тыкать Кубриком и Тарковским или, например, Кроненбергом, она сказывает о теле, а не о душе.

Её новый фильм российские прокатчики назвали «Высшее общество», хотя семеро главных героев тут, как обычно, парии всех мастей, и лишь новорождённая Уиллоу, за которой с удивительным для обречённого на смерть рвением ухаживает Монти (Роберт Паттинсон), пока ни в чём не провинилась.


«High Life» — клаустрофобная зарисовка на излюбленную режиссёром тему метафорической колонизации человеком природы, а значит, и другого человека, всегда заканчивающейся тотальной катастрофой. Собственно, «Высшее общество» — довольно прямолинейный сиквел (или, наоборот, приквел) «Что ни день, то неприятности». Как глупо из дня сегодняшнего выглядит мифология космоса 1960–70-х годов, ведь вся романтика и все ужасы, они здесь, на Земле. Нет ничего кроме нас самих, и никакой другой жизни не будет.

Приговорённые к высшей мере наказания за озвученные впроброс преступления трое мужчин и трое женщин заточены в теле космического корабля, неумолимо приближающегося к чёрной дыре. У этого death squad важная миссия — проверить реально существующую теорию физика Пенроуза: есть ли, как он считает, в воронке энергия невиданной силы. На корабле всем заправляет оголтелая феминистка Доктор Дибс (Бинош), современная Медея, укокошившая в порыве эмансипации своё потомство и теперь одержимая лишь одной идеей: размножением. Каждый день она заставляет мужчин мастурбировать в так называемой Fuckbox, каморке, оснащённой огромным черным дилдо, а полученной спермой безуспешно пытается оплодотворить заключённых-женщин. Стоит ли говорить, что у владеющих лишь языком насилия персонажей нет никакого шанса не то что продолжить род, но и даже выжить. Уже на вступительных титрах трупы космонавтов левитируют в открытом космосе под завораживающую музыку Стюарта Стейплса. Интерьеры и вся машинерия в «High Life» предсказуемо пропитаны духом ретро-sci-fi, даже участие Олафура Элиссона никак не повлияло на лапидарный дизайн отсеков и камер.


Космос интересует Дени постольку поскольку, в конце концов, и в далёких галактиках человек остаётся человеком, ест, пьёт, совокупляется, спит, в редкие свободные от этих занятий минуты также тяготится мороком будней. Единственная разница — на Земле, задумавшись, человек смотрит в небо, а в небе, наоборот, ищет взглядом породившую его Землю.

Камера ощупывает героев, чуть ли не ползает по их лицам и телам, как будто снимает посмертную маску, с другой стороны, почему как будто, ведь уже в начале фильма все мертвы, и маховик нарратива раскручивается обратно лишь для того, чтобы уточнить, как именно погиб тот или иной участник эксперимента.

«High Life» — самое депрессивное, самое токсичное творение Дени, это кино страшно смотреть, кажется, что от каждой сцены, от каждого плана идут ядовитые испарения. Так пахнет безысходность, она заразна и неизлечима. Но она возбуждает.


Читайте также
От печали до радости: «Квадрат» и «Чердак-андеграунд»
В апреле в Москве пройдут премьеры двух отечественных документальных фильмов — «Квадрат» Анатолия Иванова (6 и 13 апреля, ЦДК) и «Чердак-андегр...
Кладбище домашних животных: Погладь кота
В прокат вышла повторная экранизация одного из главных хорроров Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» — ровно через тридцать лет после пер...
Молот и горяч. «Папа, сдохни» — самый кровавый и смешной русский фильм года
На российских экранах «Папа, сдохни» — дебют 29-летнего Кирилла Соколова, сходу взявшего главный приз на фестивале «Окно в Европу» и ...
«Дамбо» Тима Бёртона: о теле, для ушей
В российском прокате новый и, наверное, самый амбициозный ребут классического мультфильма от Disney — «Дамбо» Тима Бёртона, объединивший в...
«И что, это — всё?» В прокат выходит «Пляжный бездельник»
Автор «Гуммо» и «Отвязных каникул», сценарист «Деток» и «Кен Парка» Хармони Корин представляет новый фильм «Пляжный бездельник», в котором Мэтт...
Феномен китайского аниме: «Хрустальное небо вчерашнего дня»
С 14 марта в ограниченном, но оттого лишь более притягательном российском прокате — китайское (внезапно) аниме с поэт...
Также рекомендуем
Жёлтый — самый бунтарский цвет. Журналисты «жёлтых тетрадей», самого знаменитого в мире журнала о кино Cahiers du cinéma...
Собираем каст из Роберта Паттинсона, Том Харди и Шарлиз Терон.
НачалоНекоторые из вас брали у меня интервью — извините, если я вас не узнаю. Я часто выст...
Каждый год журнал Cahiers du cinéma, как и все прочие журналы, выбирал свою десятку лучших фильмов. Ещё раз: выбирали вс...
Жёлтый — самый бунтарский цвет. Журналисты «жёлтых тетрадей», самого знаменитого в мире журнала о кино Cahiers du cinéma...
Собираем каст из Роберта Паттинсона, Том Харди и Шарлиз Терон.
НачалоНекоторые из вас брали у меня интервью — извините, если я вас не узнаю. Я часто выст...
Каждый год журнал Cahiers du cinéma, как и все прочие журналы, выбирал свою десятку лучших фильмов. Ещё раз: выбирали вс...

Последние новости

Цзя Чжанкэ готовится к съёмкам первого художественного фильма за 5 лет
Речь идёт о картине, часть которой он уже снял 22 года назад.
Съёмки фильма по «Сообществу» отложены из-за забастовки сценаристов
Выполнение плана «шесть сезонов и фильм» затягивается.
Даниэла Мелшиор хвалит актёрский энтузиазм Конора МакГрегора
«Есть только одна невозможная вещь – это побить человека, который не сдаётся».
Мини-сериал «Все совпадения случайны» с Кейт Бланшетт может выйти в 2024 году
Это экранизация романа Рени Найт про тележурналистку с тёмным прошлым.
00:00