На Amazon Prime вышел фильм Криса МакКея «Война будущего» — блокбастер о путешествиях во времени и сражениях с пришельцами. Лента стала жертвой пандемии, вместо кинотеатрального релиза оказавшись на стриминг-платформе. Тимур Алиев — о Крисе Пратте, жутких монстрах и пространственно-временном континууме.
События начинаются в 2022-м: бывший спецназовец Дэн Форестер (Крис Пратт), ныне учитель биологии в средней школе, пытается устроиться на работу в престижный научный центр. Увы, руководство приняло решение в пользу другого кандидата. Но отрефлексировать карьерную неудачу не получится — прямо во время чемпионата мира по футболу, за которым Дэн с дочерью следят по телевизору, на поле десантируется отряд солдат из будущего.
«Война будущего» — полнометражный игровой дебют Криса МакКея. Ранее Крис работал преимущественно над анимационными проектами: был режиссёром и монтажёром сериала «Робоцып», позднее дебютировал в полнометражной анимации, подарив зрителям историю Бэтмена в серии «Лего Фильм». Из мультипликационного опыта в игровую работу МакКея перетекла излишняя увлечённость компьютерной графикой: эпизоды, где появляются пришельцы-белошипы, отрисованы, казалось бы, изящно, но на фоне мельтешения человеческих и инопланетных туловищ и разлетающихся в разные стороны конечностей невооружённым глазом заметно «мыло».
«Мы — это вы через 30 лет. Идёт война с пришельцами, человечество на грани уничтожения. Нам нужна ваша помощь!» — заявляет шокированным землянам бравый офицер из 2052 года. И вот тысячи солдат из настоящего отправляются через временную червоточину в будущее, на помощь своим потомкам. Зачем что-то объяснять, если миру грозит опасность, по всей видимости, считают сценаристы. И отправляют Дэна в «день грядущий», а заодно и тысячу-другую гражданских (запас военных довольно быстро подошёл к концу).
Однако такое положение устраивает не всех. В мире набирает популярность антивоенное движение, в городах вспыхивают митинги и беспорядки. Человечество задаётся вопросом, зачем сражаться на войне, которая даже ещё не началась. К тому же «гости из будущего» явно что-то скрывают: новобранцам не показывают ни фото, ни видео предполагаемого противника, да и в отправную точку военных действий переместиться нельзя — технология Джамплинка, которую используют офицеры, новая и недостаточно исследованная.
История затрагивает путешествия во времени — тему, которую уже не одно десятилетие репрезентуют кинематографисты, представляя пространственно-временной континуум в той или иной степени правдоподобности (от «Доктора Кто», «Терминатора» и «12 обезьян» до «Дня сурка», «Эффекта бабочки» и «Довода»). Конкретно у творения Криса МакКея можно отметить немало параллелей с «Гранями будущего». Правда, Крису Пратту очень далеко до Тома Круза. Во-первых, актёр периодически корчит неуместно смешные рожи, будто снимается в комедии, а не в драме о конце света (актёр будто забыл, что это не съёмочная площадка «Стражей Галактики»). Во-вторых, Крис не в состоянии тянуть ни ярмо лидера, ни бремя ответственности — за семью, за человечество, за собственное будущее etc.
При всём размахе фантастического сеттинга, предполагающего большое количество экшн-сцен, «Война будущего» этим похвастаться не может. Вместо динамичного повествования и ярких баталий, кои в кадре можно пересчитать по пальцам одной руки, авторы концентрируются на длительных рассказах. Героя (а вместе с ним и зрителя) вводят в курс дела того, как было до, дают краткий брифинг по поводу того, что происходит сейчас, и, конечно, предостерегают от возможных ошибок будущего. Внушительные пояснения можно было бы простить, отвечай они действительности.
Спасти удручающую драматургию отчаянно пытается харизматичный Дж. К. Симмонс, исполняющий в паре непродолжительных, но ярких эпизодов роль Джеймса Форестера — отца Дэна. Детско-родительские отношения, как это часто бывает, натянутые: пока сын живёт с обидой в сердце, отец пытается выбить себе второй шанс, чтобы хоть раз увидеть внучку. К сожалению, один в поле не воин: персонаж Симмонса становится небольшой отдушиной в безжизненном «океане» более чем двухчасового, но ничем не цепляющего блокбастера, однако общую атмосферу не меняет.
Стоит отметить, что некоторые сюжетные ходы «Войны будущего» навеяны классическими фильмами о противостоянии землян и пришельцев. К примеру, эпизод, в котором военные пытаются взять в плен самку инопланетян живьём и изучить в дальнейшем её слабые места, присутствовал в «Звёздном десанте» Пола Верховена. А один из персонажей второго плана, заступающий на «смену» в будущее аж несколько раз (учитывая, что после каждой ходки возвращается не более 30% людей) — своего рода оммаж вышеупомянутым «Граням будущего» Дага Лаймана.
К сожалению, «Война будущего» при всей замысловатости сюжета, способного удивить по крайней мере парочкой ложных финалов, — довольно-таки вторичный продукт. Фильм не хватает звёзд с неба в плане экшна, в отношении путешествий во времени и даже по части воспевания человеческой силы духа и научных достижений — именно они стали главным «оружием» в противостоянии с пришельцами. Создатели не пытаются шире раскрыть моральную дилемму, ради чего люди из настоящего выступают пушечным мясом в будущем, где человечество без пяти минут как вымрет.
Где-то в параллельной вселенной в другой версии «Войны будущего» вместо пришельцев земляне уничтожили бы планету без чьей-либо помощи, погрязнув в экологической катастрофе. Тогда из червоточины в нашу реальность явилась бы повзрослевшая Грета Тунберг с грозным заявлением: «Да как вы смеете? Вы украли мою взрослую жизнь». Но это было бы совершенно другое кино.