«Он и лошадь, он и бык, он и баба, и мужик»: Татьяна Алёшичева рассказывает про сериал «Локи» 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Канал Disney+ показал ровно половину (три серии) «Локи» — третьего сериала новой телевселенной «Марвел». Татьяна Алёшичева разбирается, удалось ли студии «Марвел» сделать из приключений Локи оригинальное зрелище, или это очередной проходной материал, заполняющий паузу до выхода полнометражных фильмов.

Приключения Локи (Том Хиддлстон) в сериале начинаются с уже известного нам сюжета: в фильме 2019 года «Мстители: Финал», где супергерои существуют в разных временных пластах (например, Кэп встречает сам себя из прошлого), Локи удаётся улизнуть от отряда Мстителей, прихватив с собой Тессеракт, один из Камней Бесконечности. Хитрый бог хаоса однажды уже погибал от рук злодея Таноса в фильме «Мстители: Война бесконечности» (2018), но, как известно, удобную религию придумали писатели комиксов — что ты, отдав концы, не умираешь насовсем. Так что перед нами Локи из прошлого, до которого Танос ещё не успел дотянуться своими лапищами, и в сериале он продолжает свои перемещения во времени. Но лишь до тех пор, пока не натыкается на патруль времени — бойцов из организации Управление временными аномалиями (УВА). Возглавляют организацию Хранители времени, которые стремятся обуздать отбившихся от рук трикстеров вроде Локи — в результате их прыжков по шкале времени на ней отрастают лишние альтернативные событийные линии, грозящие разрушить заведённый порядок.

И вот нашего пригожего Локи волокут к судье. Та отдаёт приказ стереть его из реальности, как вдруг в УВА у него находится заступник. Это агент Мёбиус М. Мёбиус (Оуэн Уилсон), который обычно имеет дело с самыми закоренелыми нарушителями таймлайна. С Локи он с удовольствием беседует по душам — не как полицейский с преступником, а как опытный психоаналитик с клиентом. Мёбиус показывает Локи его досье со всеми бессовестными проделками — и закоренелый нарушитель конвенций впервые задумывается о том, куда ведут его судорожные попытки обмануть всех и убежать от себя самого. А ведут они к катастрофам и разочарованиям.

Фото: Disney+

В сериале из героя действия Локи превращается в персонажа рефлексирующего, и это новый диснеевский тренд. Многие обозреватели отметили, что первая серия нового шоу чересчур сосредоточена на разговорах вместо действия, — экшен в ней, конечно, присутствует, но отмеренный будто по разнарядке. Похоже, сериал призван реабилитировать Локи, придав ему многомерность. На неё просто не было времени в фильмах, где супергерои толпились слишком тесно, чтобы прописать каждому внятную психологическую историю. Чем ещё могут привлечь зрителя причёсанные и откалиброванные под самую широкую аудиторию диснеевские сериалы, где по определению не может быть секса, настоящего насилия и прочих безобразий? Только задушевной драмой. И такую драму начальник диснеевских конюшен супергероев Кевин Файги и организует бывшему засранцу Локи — не такой уж он, видно, плохой бог, если в состоянии задуматься над своим поведением в прошлом и скорректировать его на будущее. Точно так же внезапно изменилась в недавнем фильме записная диснеевская злодейка Круэлла де Виль, превратившись из записной живодёрки в просто эксцентричную особу со своими душевными травмами. «Марвел» в обнимку с «Диснеем» в нынешнее насквозь политкорректное время не способны породить по-настоящему отталкивающего антигероя, подобного Джокеру, который взрывает мир. Марвеловская вселенная населена хорошими парнями, которые надирают задницу плохим, и точка. И Локи — балансирующий между злом и благом амбивалентный персонаж — злодей ненастоящий. А в новом сериале он вдобавок должен пройти через процедуру осознания, перевоспитания и покаяния, потому что сейчас так принято. В этом суть нынешней голливудской драматургии на экране и за его пределами.

Итак, нахлобученный размышлениями о собственных прошлых ошибках Локи уже выглядит в своём именном сериале не злодеем, а персонажем, приятным во всех отношениях. Актёрская магия Хиддлстона и раньше заставляла поклонников неистово сопереживать его скользкому персонажу, теперь же, наделённый рефлексией и многомерностью, он становится до того мил, что хоть святых выноси. Мёбиусу он нужен для дела: поскольку по разным временным отрезкам, меняя облик, носятся десятки расшалившихся инкарнаций Локи, то агенту УВА приходит в голову остроумная мысль, что лишь сам Локи способен себя поймать. Хитрый бог соглашается участвовать в этом предприятии, по привычке, впрочем, продолжая строить козни. Он хочет отобрать власть у Хранителей времени — а кто бы не хотел? Они действительно страшные бюрократы и зануды. И этому главному Локи, науськанному УВА на своих последышей, приходит в голову гениальная мысль: его подобия, агенты хаоса, скрываются во времени в узловых, конечных точках времени, которые не имеют продолжения. Иными словами, в локальных апокалипсисах, вроде дня, когда извержение Везувия навсегда похоронило под пеплом город Помпеи. Чтобы поймать себя самого, Локи мчится туда. И здесь невозможно не заметить вторичность сериала по отношению к британской классике — «Доктору Кто», где герой тоже путешествует во времени со спутниками и раз в несколько лет меняет обличья — в нём даже есть такая же серия про последний день Помпеи.

Фото: Disney+

Если изъять из этого сюжета любимца публики Хиддлстона, останется многозначительная поп-философия в духе Кристофера Нолана (герой гоняется сам за собой? так это же метафора поисков себя, с ума сойти!), вялый экшен и бесконечная болтовня. А ещё ущербная сценарная логика — едва нащупав симпатичный броманс между Локи и его куратором Мёбиусом, сериал с полдороги бросает эту многообещающую линию, чтобы подсунуть Локи новую спутницу. Ею становится одна из его инкарнаций во времени, он сам в женском обличье по имени Сильвия (Софи де Мартино). И здесь «Марвел» с «Диснеем» искусно подмигивают новейшей прогрессивной повестке: кто такой Локи, как не гендерфлюидный персонаж? Он и лошадь, он и бык, он и баба, и мужик. И при этом никакой андрогинной двойственности, мерцающей женственности в облик Локи не привносят, чтобы не отпугнуть поклонниц, — персонаж просто поделён на двух актёров. Между этими двумя постоянно случаются драки, переходящие в вялотекущие перепалки, которые время от времени затухают, чтобы смениться разговором по душам. Во время одной такой беседы Сильвия продолжает начатый Мёбиусом сеанс психоанализа, спрашивая: «Что делает Локи самим собой?» И получает ответ: «Независимость и стиль!» «Ну, разумеется, — парирует Сильвия, — поэтому ты и работаешь на унылую полицию времени». На экваторе сериала, в третьей серии, выясняется, что Локи ещё и бисексуал. На вопрос всё той же Сильвии, предпочитает он принцев или принцесс, он произносит «сенсационную» фразу: «Всех понемногу!» Так студия «Дисней», всегда заботившаяся об имидже, подстраивается под нынешние тренды — в тот точно просчитанный маркетологами момент, когда бисексуальность одного из ключевых героев уже не выглядит дерзким и смелым решением.

Не стоит забывать и о том, что новый сериал про Локи — произведение не автономное. Это один из механизмов диснеевской машины по производству франшиз. Как мы знаем из истории комиксов, когда рождённые в недрах «Марвел» или «ДС» вселенные приходят к своему логическому финалу или просто начинают работать на холостом ходу, им требуется перезагрузка, какой-нибудь Кризис на бесконечных землях, который перезапустит историю заново: на колу мочало, начинай сначала. Именно эту функцию старательно отрабатывает «Локи» под очаровательный конферанс Хиддлстона: он должен растолковать зрителю, почему однажды убитый Локи скорее жив, чем мёртв, и приготовить его к явлению «Доктора Стренджа» — нового фильма, который выйдет в 2022 году. Но как самостоятельное зрелище сериал выглядит вялым, необязательным и решающим какие-то посторонние идеологические задачи, стоящие перед студией «Дисней». Это впрочем, совершенно не отпугнуло самых преданных поклонников хитрого бога, которым достаточно и того, чтобы Локи в исполнении Хиддлстона «просто ходил» в кадре. Удастся ли сериалу за оставшиеся три серии превратиться во что-то оригинальное и самобытное, мы узнаем только 14 июля, когда выйдет финал сезона.


Читайте также
Что в багажнике, чувак: в прокате «Жвалы» Квентина Дюпьё
В российском прокате новая картина адепта абсурда. «Жвалы» Квентина Дюпьё («Оленья кожа», «Шина») — картина о гигантской мухе и крепкой мужской дружбе. Ксения...
«Человек, который продал свою кожу»: если вы не платите за товар, то вы и есть товар 
Возможно, кто-то из вас с наступлением сезона отпусков (которого будто и нет) судорожно искал ответ на вопрос: какую визу делать, а главное — как?...
Военный спагетти-истерн «Красный призрак»: героем может стать каждый
В прокат вышел удивительный по современным меркам фильм о Великой Отечественной войне «Красный призрак». Максим Ершов впечатляется, как Андрей Бога...
Картина «Культовые тусовщики»: секреты музыкального продюсера
В прокате «Культовые тусовщики» — картина об Алане Макги, продюсере, открывшем миру Oasis, да и в целом важном герое...
Фильм про ту самую злодейку «Круэлла»: стиль — это я
В российский прокат вышла «Круэлла» — сольный фильм про злодейку, которую мы все возненавидели за то, что она планировала пустить...
«Мейнстрим» Джии Копполы: видеоблогинг и танцы на битом стекле современности
В российский прокат вышла картина «Мейнстрим» Джии Копполы. История про изнанку видеоблогинга и популярность в интернете. По мнени...
Также рекомендуем
Катя Загвоздкина рассказывает про полнометражный дебют ученицы Сергея Соловьёва.
Масштабная супергероика в Ленинграде, битвы в воздухе и возвращение «Настоящего детектива».
Кадр из фильма «По соседству»/«Русский Репортаж»...
В российский прокат вышла лента «Минари» Ли Айзека Чуна — фильм о семье корейских иммигрантов, решив...
Катя Загвоздкина рассказывает про полнометражный дебют ученицы Сергея Соловьёва.
Масштабная супергероика в Ленинграде, битвы в воздухе и возвращение «Настоящего детектива».
Кадр из фильма «По соседству»/«Русский Репортаж»...
В российский прокат вышла лента «Минари» Ли Айзека Чуна — фильм о семье корейских иммигрантов, решив...

Последние новости

Опубликован новый трейлер мини-сериала «Сочувствующий»
Релиз шпионской драмы назначен на 14 апреля.
Бретт Голдстин подписался на второй сезон «Терапии»
Актёр появится в эпизодической роли в собственном шоу.
Алан Ричсон сыграет в боевике «Боевая машина»
От режиссёра фильма «Телохранитель киллера».
Стив Йоки напишет новый сценарий «Звёздного пути 4»
С Крисом Пайном и Закари Куинто в главных ролях.
00:00