Катя Загвоздкина рассказывает про фильм «Время года зима» — сдержанный, холодный, но важный для российского кинематографа дебют актрисы Светланы Устиновой.
В Петербурге лето, но по ощущениям зима: все ходят в куртках и зябнут на улицах. Правда, синий фильтр очень к лицу Кате (Юлия Снигирь) — грустной девушке, которая никак не может наладить отношения со своей требовательной мамой (Евгения Добровольская). Трещина в отношениях возникла ещё в детстве: на заводском празднике мама заставила Катю петь со сцены, а она испугалась и не смогла — с тех пор они общаются в основном с помощью упрёков. В настоящем Катя — успешный ивент-менеджер, которой нужно организовать вечеринку для дочки адмирала. Но устраивать другим праздник мешают печальные события дома: мама сначала теряется в аэропорту, потом забывает свою дату рождения, а затем перестаёт узнавать дочь. Врач подтверждает опасения: это признаки ранней деменции.
«Время года зима» — режиссёрский дебют актрисы Светланы Устиновой. Многие артисты уступают соблазну в своём первом фильме сыграть главную роль (как, например, Даниэль Брюль или Робин Райт). Но более умные актёры выбирают для первой пробы маленькую драму и сами в кадре не появляются (как Джона Хилл в «Середине 90-х», Джесси Айзенберг в «Когда ты закончишь спасать мир» или Григорий Добрыгин в «Sheena667»). По этому пути пошла и Светлана Устинова. Рассказанная в фильме история для неё отчасти автобиографическая — её маме поставили Альцгеймер, когда ей не было и 60. Свои переживания Устинова вложила в сценарий фильма, который она написала вместе с Игорем Поплаухиным (ещё один недавний дебютант, снявший фильм «На тебе сошёлся клином белый свет» про певицу Янку Дягилеву).
Снимать про старость и угасание — не то чтобы тренд, но кинематографисты больше не стесняются этой темы, как и актёров за 60 на главных ролях (из недавних примеров — «Вихрь» Гаспара Ноэ, «Отец» Флориана Зеллера и «Неизбранные дороги» Салли Поттер, где в деменцию проваливался Хавьер Бардем), однако в России на эту территорию пока мало кто заходил.
Независимое кино поднимает важные проблемы, которых избегают большие студии. И «Время года зима», которое заканчивается статистикой и названием фонда, помогающего людям с деменцией и их близким, — кино, что называется, полезное.
Эта камерная драма держится на игре двух актрис — Юлии Снигирь и Евгении Добровольской. И в этом поединке — не только характеров, матери и дочери, но и актёрских талантов — побеждает Евгения Добровольская. Она играет недоумение, растерянность, страх, наконец, отчаяние; её героиня — живой нерв этого фильма. Стриженная под мальчика, ощетинившаяся Юлия Снигирь очаровательна, ей к лицу даже слёзы (вспоминается ещё одна роль, в которой её прекрасная героиня страдала, — в сериале Паоло Соррентино «Новый Папа»).
То, что в фильме рассказана личная история режиссёра, обезоруживает — сложно критиковать кино, в которое автор вложил свои переживания.
Но позволим себе несколько замечаний. «Время года зима» сделан по лекалам инди-драмы: холодный цветокор, грустная фортепианная музыка, паузы между репликами, рубленые диалоги, напряжённое молчание, которое разряжается истерикой. Устинова, как и главная героиня её фильма, очень сдержанно, отстранённо смотрит на происходящую драму: герои в пустынных неуютных пространствах настолько отчуждены не только друг от друга, но и сами от себя, что бывает сложно проникнуться к ним сочувствием. Возможно, как и главной героине, режиссёру следовало не сдерживать свои переживания, а выплеснуть их на экран.
Интересно следить за отношениями между матерью и дочерью до трагического поворота. Перепалки и взаимные упрёки между самыми близкими людьми бывают во многих семьях (о них рассказывал ещё один актёрский дебют — «Леди Бёрд» Греты Гервиг), и реплики «ты же девочка», «тебе ещё рожать», «как ты выглядишь» откликнутся во многих зрительницах.
«Время года зима» — крепкий дебют, кино честное и нужное. Но хотелось бы, чтобы в нём было чуть больше тепла.