13 апреля в российский прокат выходит «Возвращение в Сеул» — стильная франко-корейская драма об усыновлении, столкновении культур и поисках себя. После премьеры на прошлогоднем Каннском кинофестивале лента получила впечатляющую прессу. Подробнее о фильме и его героях рассказывает Юлия Салихова.
Фредди (Пак Чи-мин) выросла в приёмной семье во Франции и никогда не видела своих биологических родителей. В 25 лет она впервые приезжает на родину в Южную Корею. Возвращение в Сеул открывает перед ней новые горизонты и дарит уникальную возможность найти своё место в жизни.
В течение двух часов фильм охватывает восемь лет жизни Фредди. Её первое знакомство со страной проходит не так гладко. Она ничего не знает про Корею и её традиции. Кроме того, ей приходится пользоваться услугами переводчика. Хотя в первоначальные планы девушки не входили поиски биологических родителей, она всё же обращается в центр по усыновлению, чтобы найти кровных родственников. Если отец охотно идёт на контакт с дочерью, то мать возводит непробиваемую стену. Горькая ирония в том, что сама Фредди сводит на нет все попытки навязчивого корейского папы сблизиться. Титр «два года спустя» открывает новую главу истории — героиня обосновалась в Сеуле и с головой погрузилась в ночную жизнь города. Она продолжает бороться за встречу с матерью и всё так же избегает отца. В следующий раз мы увидим француженку спустя пять лет, а потом ещё раз через год. Постепенно драма об усыновлении превращается в портрет растерянной молодой женщины, которая через поиски биологических родителей в конечном итоге, кажется, всё-таки обретает гармонию с собой.
Особое внимание в картине уделяется визуальному языку, который трансформируется в зависимости от времени и контекста. Каждая глава путешествия Фредди окрашена в краски, соответствующие её душевному состоянию. Особенно заметным выглядит контраст между первым визитом девушки в Корею и следующим за ним двухлетним скачком вперёд. Мягкий дневной свет сменяет ночной наэлектризованный неон. Преображается и сама героиня: на смену естественному макияжу и растрёпанным длинным волосам приходят тёмная помада и гладко зачёсанное каре.
История Фредди основана на жизни Лор Бадюфль, которая родилась в Южной Корее и выросла в приёмной семье во Франции. В 23 года она вернулась на родину и прожила там пару лет, прежде чем уехать обратно в Европу. Ещё несколько лет спустя режиссёр Дэви Шу сопровождал подругу в поездке, во время которой они познакомились с её биологическим отцом и бабушкой. По словам постановщика, встреча была очень эмоциональной, а переводчик всячески пытался смягчить яростный гнев француженки и переформулировать его на вежливый корейский. Примерно то же самое происходит и на экране. С новыми родственниками Фредди ведёт себя чересчур резко и грубо, чувства других людей её совсем не заботят. Сгладить углы в общении помогает владеющая двумя языками местная девушка Тена.
Над созданием персонажа режиссёр Дэви Шу работал вместе с исполнительницей главной роли Пак Чи-мин — сложно поверить, но это её дебют в кино! Девушка не только отчётливо и ярко передала сложный образ на экране, но и внесла свой вклад в развитие героини, убедив постановщика изменить несколько аспектов характера Фредди — например, пересмотреть типично мужской взгляд на то, как француженка южнокорейского происхождения себя преподносит и какой стиль в одежде предпочитает.
Основной целью творческого тандема стал уход от классического представления о покорной азиатской женщине. Вместо этого они решили показать по-настоящему взрывного персонажа, который ведёт себя так, как ему вздумается.
В своём стремлении создать «не такую, как все» героиню авторы картины всё же несколько перестарались. Между «плыть против течения» и «эмоционально калечить всех, кто плывёт навстречу» огромная разница. Фредди — это не просто бойкая рыбка, а озлобленная акула. Большую часть фильма мы видим человека, который не может определиться со своими хотелками и выплёскивает негатив на окружающих — проникнуться симпатией к такому персонажу может быть крайне сложно. При этом попытка преподнести колючую особу на блюде под названием «жертва обстоятельств» не кажется убедительной. Эгоистичному и грубому поведению Фредди нет оправданий — по ходу сюжета мы узнаём, что её приёмные родители были к ней добры, так что теорию с трудным детством и невидимыми шрамами можно отбросить сразу. Единственное рациональное объяснение — девушка озлоблена на весь мир без особой причины.
Весьма красноречиво характеризует француженку её отношение к ценностям чужой страны. С самого начала Фредди всячески выказывает свою европейскость и ставит себя выше других. Ей абсолютно плевать на корейские традиции, если они хоть как-то будут ущемлять её индивидуальность. И это не просто столкновение культур, а банальное невежество. В одной из первых сцен она узнает, что в Корее не принято самостоятельно наливать себе напитки. Элементарные правила местного этикета девушка поднимает на смех и сама наполняет свой стакан соджу. Её европейский друг Максим, который появляется в третьей главе, местные традиции чтит и уважает, что лишний раз подсвечивает неприятные черты характера главной героини.
Всем своим видом девушка только и делает, что отталкивает каждого желающего сблизиться с ней человека, тем самым настраивая против себя и зрителя. Она жалуется на «токсичность» отца, при этом сама испускает яд. Когда тот хочет сделать ей подарок, она указывает на нелепые розовые балетки, но не без едкого комментария на непонятном мужчине французском о том, что ненавидит такую обувь. В итоге эту пару девушка оставит возле скамейки в лесу.
С каждой новой главой истории Фредди становится всё более отравляющей и взрывоопасной. Она не просто разбивает сердца, но и пляшет на их осколках. «Я могу забыть тебя по щелчку пальцев», — реплика, которая в теории могла бы прозвучать из уст марвеловского суперзлодея, на самом деле принадлежит именно этой «деве в беде». Разумеется, в здравом уме дружить с такой девушкой никто не захочет. «Ты — несчастный человек», — эта фраза из уст предельно терпеливой подруги бьёт Фредди под дых. И хотя в этот момент героиня выглядит особенно жалко, сочувствие вызывает вовсе не она, а человек напротив.
Хотя развернувшаяся на экране драма глубоко врезается в сердце, она также может оставить большую зияющую дыру, которую сложно будет чем-то заполнить. Пропуская историю Фредди через призму собственной жизни, можно получить довольно болезненный опыт. Одно можно сказать наверняка: «Возвращение в Сеул» никого не оставит равнодушным. Фестивальная драма затрагивает важные темы, такие как семья, место в обществе и культурная идентичность. История Фредди трогает душу и заставляет по-новому взглянуть на свою жизнь и взаимоотношения с окружающими. Возможно, это не всегда приятное, но точно впечатляющее зрелище.