До российского проката добралась четвёртая глава франшизы «Джон Уик». В центре внимания снова неуловимый и практически бессмертный персонаж Киану Ривза, восставший из мёртвых и готовый к многоступенчатой мести. Кинокритик Тимур Алиев — о том, чем удивляет режиссёр Чад Стахелски в четвёртый раз.
Зрители «Джона Уика» — это, как правило, две категории людей. Либо фанаты адреналинового экшена, чем издавна славится франшиза с самой первой части, либо поклонники боевиков с участием Киану Ривза. Для всех остальных «Джон Уик» — современная вариация «Рэмбо», «Шафта», «Безумного Макса» и десятков других циклов о боеспособном (опасном!) герое-одиночке, что бросает вызов негодяям по разным причинам.
За почти десятилетие с премьеры первой части «Джон Уик» не только раз за разом повышал ставки, но и дополнял сеттинг значительным сюжетным обвесом. Стартовый фильм был довольно лаконичной историей о рядовой мести обычного парня, что хотел выйти из игры, но оказался не в то время и не в том месте. Точнее, там оказались его недруги, за что жестоко и довольно оперативно поплатились (хронометраж «Джона Уика» 2014 года вместе с титрами едва выбивался за 100 минут).
Четвёртая часть по масштабу, эффектам и атмосфере вряд ли уступит тем же «Мстителям», разве что количество персонажей на единицу времени здесь поменьше. В остальном «Джон Уик 4» — это 2 часа 50 минут цельной, многосоставной, логически связанной, аргументированно мотивированной истории с группой героев, каждого из которых ведёт вперёд нечто особенное. Персонаж Киану Ривза, повидавший немало взлётов и падений, на протяжении картины не только мастерски обращается со всем, что попадается под руку (подвинься, Джеки Чан!), но и рефлексирует по поводу собственного будущего.
Герой Иэна Макшейна, управляющий нью-йоркским отелем для убийц «Континенталь», надеется выпутаться из обрушившихся на него проблем (естественно, с учётом личной выгоды). «Голубиный король» (в исполнении Лоренса Фишбёрна) также выступает на стороне «света», но с лёгкими оговорками. Ниточки мотивов ловко пересекаются у разных героев, но большая их часть сводится к победе или поражению Джона Уика — по-прежнему центральной фигуры этой многоходовой партии добра со злом.
Казалось бы, к четвёртой части режиссёру Чаду Стахелски практически нечем удивить зрителя. Особенно ту аудиторию, которая пересмотрела предыдущие три картины вдоль и поперёк. Но даже избалованные самыми зажигательными боевиками зрители не представляют, что их ждёт на большом экране (просмотр «Джона Уика 4» не в кинотеатре, как и в случае с «Аватаром», неизбежно лишит вас части впечатлений, которые можно получить исключительно одним способом). От рядовых перестрелок и погонь Стахелски обращается к ближнему бою (не столько рукопашному, сколько с использованием гладкоствольного оружия; здравствуй, дух «Эквилибриума»). Съёмки боёв балуют зрителя и крупными, и длинными планами, а камера ближе к середине экшен-карнавала буквально начинает парить вокруг главных действующих лиц.
Мир кино буквально не видел ранее ничего подобного — вспомните самый головокружительный боевик в вашей фильмографии, и «Джон Уик 4» с лёгкостью отправит его в нокаут. Но сказать, что четвёртый фильм берёт исключительно сражениями, нельзя; здесь вам и отменный темп — кино не укачивает, не выглядит затянутым, события всегда держат в тонусе и не дают потерять нить повествования. На длинные и томные разговоры никто из персонажей не разменивается; режиссёр точно знает, чего от него ждут, и полностью удовлетворяет зрительские ожидания, добавляя к ожидаемому экшен-блюду порцию десерта (для самых отчаянных скептиков).
На 146 % работают не только центральные герои и злодеи, но и актёры второго плана. Даже имея не так много экранного времени, особенно запоминаются Хироюки Санада (хозяин японского «Континенталя») и его дочь Акира (Рина Саваяма), владеющая боевыми искусствами. Часть событий «Джона Уика 4» разворачивается в Токио — приготовьтесь не только наслаждаться японской архитектурой и фактурными поединками с участием холодного оружия, но и вкушать плоды восточной философии, которая, будто идея из фильма «Начало», будет прорастать внутри Джона Уика почти три часа.
Наконец, четвёртый фильм о непобедимом киллере — настоящая сага о революции. Как только мы разбираемся с расстановкой сил и мироустройством заказных убийств во вселенной «Джона Уика», становится понятно, что персонаж Киану Ривза и его сотоварищи ни много ни мало бросают вызов системе, которая бесперебойно работала десятки, если не сотни лет. Иронично, как нечто подобное Ривз уже осуществлял, играя Нео в «Матрице»; как говорится, история имеет свойство повторяться или, если угодно, делать полный оборот.
При этом Чад Стахелски явно учится на чужих ошибках. К четвёртому фильму зритель начинает свыкаться с мыслью, что Джон Уик — отнюдь не Рэмбо и тем более не супергерой. Пусть множество пуль пролетают мимо киллера, а пиджак из кевлара защищает даже от взрывной волны, но Уик — живой человек. Его можно ранить, травмировать и даже убить, пусть для этого и понадобится целая армия высококлассных наёмников с поистине нечеловеческими способностями. Куда приведёт Джона Уика дорога из «красного кирпича», усеянная трупами врагов, — возможно, важнейший вопрос, который поднимает этот фильм. Вопрос, ответ на который герой Киану Ривза обязан сформулировать.
К огромному сожалению, накануне премьеры ушёл из жизни один из главных актёров франшизы о Джоне Уике — Лэнс Реддик. По словам Киану Ривза, мировой промотур команда фильма посвящает своему покойному другу и коллеге Лэнсу.