Три русских фильма в Каннах: старший, средний и младший

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Егор Москвитин рассказывает о трёх русских фильмах (или фильмах на русском языке), показанных в Каннах: «Купе номер шесть» Юхо Куосманена, «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Деле» Алексея Германа — младшего. Из названия статьи уже ясно, какие ранги кинокритик присудил каждой из картин. Но за что и по какому принципу — читайте в материале.

12 июля в Каннах наконец-то объявились «Петровы в гриппе», безжалостная и беспощадная русская семья на европейском курорте. Но накануне здесь уже показали три фильма о России. Это «Купе номер шесть» финна Юхо Куосманена, «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Дело» Алексея Германа — младшего. В картине Коваленко героями становятся дети, вступившие в спор с отцом, — тихая сестра и два брата. Отчего-то русскую троицу в Каннах хочется сравнивать с этой семьей: самый могучий и вольный фильм («Купе номер шесть») похож на старшего брата, самый болезненный и нервный («Дело») — на младшего, ну а самый кроткий («Разжимая кулаки») — на их то тихую, то бойкую сестру.

Если переводить с метафорического на потребительский, фильм Юхо Куосманена — сильный и удачный, и его стоит дождаться всем. Фильм Алексея Германа — младшего — очень спорный, посмотрите его, но только на свой страх и риск. А фильм Киры Коваленко — самый неопытный, но страстный и перфекционистский: кого-то это может подкупить, а кого-то оттолкнуть. В любом случае именно о нём хочется говорить отдельно.

Фото: кадр из фильма «Разжимая кулаки»/«Нон-Стоп Продакшн»

В современной Осетии в старом панельном доме, зажатом между горами и похожем на камень на пыльной дороге, живут трое: жестокий отец Заур (Алик Караев), его тихая дочь Ада (Милана Агузарова — актриса, которая станет для многих таким же открытием, как Дарья Жовнер из «Тесноты») и его безвольный, но добрый сын Дакко (Хетаг Бибилов). Все трое — улыбчивы и несчастны. Что-то случилось в их прошлом, что заставило отца превратить дом в крепость, а детей — искать тропы на волю. Ада каждый день убегает на автобусную остановку — и ждёт, что из Ростова вернётся старший из братьев Аким (Сослан Хугаев). Семья действительно воссоединяется — и завязывается конфликт, в котором осетинский старик напомнит короля Лира, а его якобы покорная дочь — леди Макбет.

Кира Коваленко — ученица той самой легендарной кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова, поэтому в ближайшие дни её будут неизбежно сравнивать с однокурсниками, чьи дебюты уже прозвучали на фестивалях. С Кантемиром Балаговым, его «Теснота» тоже была в каннском «Особом взгляде». С Владимиром Битковым, чьи «Глубокие реки» просочились на «Кинотавр». И с Александром Золотухиным, его «Мальчик русский» дошёл до Берлина. Но правда в том, что Коваленко среди всех студентов Сокурова дебютировала первой: её «Софичку» еще в 2016 году показали на фестивале «Тёмные ночи» в Эстонии. Коваленко говорит, что тему для дипломного фильма — экранизацию текста Фазиля Искандера — выбирала не она. Зато во второй картине история если не личная, то близкая: Коваленко снимала на своей малой родине о людях, среди которых провела детство.

Фото: кадр из фильма «Разжимая кулаки»/«Нон-Стоп Продакшн»

Художественный руководитель первого фильма — режиссёр Александр Сокуров, продюсер второго — Александр Роднянский. Сценарий «Разжимая кулаки» начинала писать Любовь Мульменко, но впоследствии её заменил Антон Яруш — автор «Тесноты». Наверное, это повод искать внешние сходства с дебютным фильмом Кантемира Балагова. И там и там кавказская девушка пытается выбраться из удушающих объятий семьи, и там и там она напрасно полагается на помощь других мужчин, и там и там смывает с себя иллюзии под водой и изгоняет внутренних демонов в танце.

Но на этом сходства заканчиваются — и фильмы Коваленко и Балагова начинают говорить на принципиально разных языках. В «Разжимая кулаки» не будет тревожной близости к войне и документальных кадров насилия — хотя новейшая история Северной Осетии, увы, располагает и к тому, и к другому. Вместо замкнутых пространств и сумерек — рыжие горы и рыжие волосы, душный, но всё же простор. Вместо трансформации героев через диалоги — развитие через язык тела: фильм, как и следует из его названия, предельно телесный. В интервью КИНОТВ Кира Коваленко рассказывает, что ей хотелось показать нежность, на которую способны по отношению друг к другу члены кавказской семьи — а иностранные журналисты опешили и приняли тактильность героев за намёки на инцест.

Отличается фильм и от «Софички». Та была неуклюжей и робкой — но по-настоящему самобытной. Каждый кадр «Разжимая кулаки» — решаемая загадка: такое ощущение, что если навести на него камеру, то считается QR-код и появится справка: вот эта метафора — о том-то, вот этот символ — такой-то. Каждая реплика несёт скрытый смысл. Если «Софичка» была дипломной работой, то «Разжимая кулаки» — это уже кандидатская диссертация, написанная и снятая не просто многообещающими, а уже чересчур квалифицированными специалистами. Это создает ощущение искусственности сюжета — но его тут же компенсирует невероятно естественное существование людей в кадре. Именно непрофессиональные актёры спасают чересчур профессиональный фильм — и заставляют забыть, что это фильм, а не жизнь.


И о двух других российских фильмах в Каннах

Фото: кадр из фильма «Дело»/«Метрафильмс»

«Дело» Германа-младшего — образец театрального реализма. Предпосылка и логика конфликта пугающе достоверны: некий провинциальный учитель в своём фейсбуке называет мэра города жуликом и вором, публикует вульгарную карикатуру (в ней фигурируют мэр и страус)... и оказывается фигурантом дела о растрате госсредств. Мера пресечения для преподавателя (Мераб Нинидзе) — домашний арест. А давить на принципиальность будут следователь (Александр Паль) и участковый врач (Светлана Ходченкова). На помощь приходят мама (Роза Хайруллина, которая играет матерей чаще, чем Владимир Вдовиченков — отцов) и адвокат (Анна Михалкова, сюжетная линия которой — самая профеминистская в российском кино за три года — или когда там вышла «Обычная женщина» с ней же). Но реалистичный сюжет отчего-то превращают в публицистику абсурдные детали: учитель говорит на шести языках и читает стихи собаке, с мамой происходит беда, у берёзки под окном дежурит китайская студентка по обмену, а злой следователь приходит выпить и провести беседу в духе «Караморы». Проговаривается — но без рефлексии — весь FAQ русской политики. «Всегда воровали». «А вам революцию подавай». «Ну и что даст твой протест». Алексей Герман повторяет в интервью: ждёт, что ему достанется и от либералов, и от консерваторов, но «Дело» — не «Левиафан», хоть в 2021 году оскорбить чьи-то чувства и стало легче, чем в 2014-м. «Дело» — это большая трагедия, выбравшая своей ракетой-носителем жанр фельетона. Но этот выбор попросту мешает сострадать герою. Первый из двух финалов (в котором объясняется исход судебного процесса) действительно прекрасен — в нём есть и ирония, и безжалостность, и точность. Вот бы и остальной фильм был таким же.

Фото: кадр из фильма «Купе номер шесть»/«СТВ»

Что до «Купе номер шесть», то это попросту лучшая адаптация «Красавицы и чудовища» за тридцать лет. Россия, конец 90-х, безупречная стилизация под эпоху «Брата» (даром что производством занималась компания Сергея Сельянова), которую выдаёт разве что новый фирменный стиль РЖД, принятый в 2007 году. Героиня актрисы Сейди Хаарла (финка) оставляет свою богемную русскую подружку из Москвы, чтобы отправиться с научной экспедицией в Мурманск. Её соседом по купе оказывается русский шахтёр (непредсказуемый, опасный и уморительный — и в то же время по-рыцарски печальный Юра Борисов) — грубиян, от которого не ждёшь ничего, кроме агрессии, гомофобии и насилия. Возможно, кто-то из наших режиссёров таким бы его и сделал, но финн Куосманен, уже снимавший кино о ранимых боксёрах, поступает иначе. И побуждает двух чужаков стать одним целым — нежным, искренним и хрупким. «Купе номер шесть» не имеет никакого отношения к созвучным медицинскому учреждению Чехова. Здесь торжествует не отчаяние, а любовь. Это одно из лучших роудмуви на свете.

Читайте также
You know you love me: рассказываем, какой получилась новая «Сплетница» (и почему мы скучаем по оригиналу) 
8 июля на HBO Max вышла первая серия обновлённой «Сплетницы» — то ли продолжения, то ли ремейка популярного сериала канала The CW. Артём Макарский рассказывае...
«Всё прошло хорошо» Франсуа Озона: она написала убийство, он перенёс его на экран
На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая организует эвтаназию для своего отца....
«Аннетт» Леоса Каракса: «Ла-Ла Ленд» и «Брачная история», снятые яростным панком
Егор Москвитин рассказывает про фильм открытия Каннского кинофестиваля, ленту «Аннетт» Леоса Каракса — мюзикл про то, как Адам Драйвер губит Марион Котийяр. П...
Время истекло: фильм «Война будущего» от режиссёра «Робоцыпа»
На Amazon Prime вышел фильм Криса МакКея «Война будущего» — блокбастер о путешествиях во времени и сражениях с пришельцами. Лента стала жертвой пан...
Пусть говорит: «Прайм-тайм» на Netflix
На Netflix вышел полнометражный дебют Якуба Пьятека «Прайм-тайм» о террористе на центральном телеканале Польши. Тимур Алиев рассказывает, как молодой...
«Он и лошадь, он и бык, он и баба, и мужик»: Татьяна Алёшичева рассказывает про сериал «Локи» 
Канал Disney+ показал ровно половину (три серии) «Локи» — третьего сериала новой телевселенной «Марвел». Татьяна Алёшичева разбирается, удалось ли...
Также рекомендуем
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», кото...
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
До проката новый фильм Кристофера Нолана ещё доберётся, но у зрителей есть возможность уже сейчас изучить...
Ровно сорок лет назад вышел фильм «Человек-слон», вторая картина Дэвида Линча. Дмитрий Карпюк пытается разобраться, где...
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», кото...
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
До проката новый фильм Кристофера Нолана ещё доберётся, но у зрителей есть возможность уже сейчас изучить...
Ровно сорок лет назад вышел фильм «Человек-слон», вторая картина Дэвида Линча. Дмитрий Карпюк пытается разобраться, где...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00