«Треугольник печали» Рубена Эстлунда — победитель Каннского фестиваля этого года. Шведский режиссёр продолжает глумиться над сытыми и довольными капиталистами. Максим Ершов препарирует трёхактную классовую сатиру самоповторяющегося Эстлунда.
На борту лакшери-яхты сталкиваются малоприятные персонажи анекдотического склада. Модели Яйя (Чарлби Дин) и Карл (Харрис Дикинсон) попали на круиз бесплатно: девушка, инфлюэнсер с сотнями тысяч подписчиков, будет делать фоточки и ежедневно выкладывать посты. Милая пара британских старичков — Винсент (Оливер Форд Дейвис) и Клементина (Аманда Уокер) — сколотила состояние на «средствах установления демократии» (в простонародье — на торговле оружием). Русский олигарх Дмитрий (Златко Бурич) лукаво называет себя «королём говна» — он продаёт удобрения, а крупный бизнес ему достался в лихие 90-е в результате приватизации. Компанию миллионеру составляют жена Вера (Сунньи Меллес) и официальная любовница Людмила (Каролина Джиннинг). Есть одинокий айтишник-скандинав Ярмо (Хенрик Дорсин), покупающий дружбу за «ролексы». Капитаном яхты оказывается сильно пьющий американец-марксист Томас (Вуди Харрельсон). Одним недобрым вечером во время званого ужина корабль попадёт в страшный шторм, после чего всех пассажиров будет адски тошнить. Не все переживут морскую стихию.
«Треугольник печали» победил на Каннском фестивале этого года, а потому внимание к картине повышенное. Более того, шведский автор Рубен Эстлунд вошёл в небольшой круг двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви».
В элитарном клубе из ныне действующих режиссёров: Фрэнсис Форд Коппола, Билле Аугуст, Эмир Кустурица, Жан-Пьер и Люк Дарденны, Кен Лоуч, Михаэль Ханеке, а теперь и Эстлунд. Швед, как и Ханеке, и вовсе побеждал два раза подряд: предыдущий фильм Эстлунда «Квадрат» также первенствовал в Каннах.
Сегодня жанр комедии переживает не лучшие времена, а уж с интеллектуальной сатирой ситуация ещё хуже. Эстлунд прочно занял нишу автора, от которого не морщат нос синефилы и критики и который радует массового зрителя. И «Форс-мажор», и «Квадрат», и «Треугольник печали» — доступные и эффектные картины. Как и в случае предыдущего фильма, шведский автор потешается над сегодняшним устройством общества. Если в первом случае речь шла об арт-тусовке и мире современного искусства, теперь под раздачу попадают страшное классовое неравенство и пузыри, в которых живут разные социальные слои.
Верный и проверенный способ продемонстрировать расслоение общества — собрать людей в закрытом месте. У Пон Джун-хо в фантастическом боевике «Сквозь снег» классовая пирамида умещалась в поезде, Эстлунд берёт за основу люксовую яхту.
В машинном отделении трудятся невидимые бойцы, работа горничных и кухарок с Филиппин также спрятана от глаз посторонних, есть вечно улыбающиеся одетые по форме члены экипажа (слово «нет» исключено из их лексикона) и одуревшие от вседозволенности богачи-пассажиры. Где ещё могут пересечься миллионеры и живущие от зарплаты до зарплаты? И только беда может разрушить до основания любые выстроенные социальные связи и вернуть людей во времена первобытнообщинного строя. Главным становится тот, кто может разжечь огонь и добыть рыбу, а не тот, у кого толще золотая цепочка на шее.
«Треугольник» разделён на три части. В первой зрители знакомятся с миром моделей: Яйя и Карл торгуют молодостью и красотой, параллельно пытаясь понять, любят они друг друга или проводят время вместе ради создания образа счастливых людей. Во второй Эстлунд проводит экскурсию по каютам и палубам лакшери-яхты. Венцом этой главы становится грандиозный капитанский ужин, на котором проблемы с желудком лишают богачей напускного лоска. В финальной части группа переживших кораблекрушение адаптируется к жизни на необитаемом острове. Первая глава — серьёзная драма, вторая и третья — чистый фарс. Главным героем всего фильма становится Карл — молодой человек с ущемлённым чувством собственного достоинства. Последний успешный контракт был года три назад, Яйя зарабатывает гораздо больше, и Карл не чувствует себя самостоятельной единицей. Он лишь приложение к своей девушке.
Что же такое «треугольник печали»? В прологе мы видим кастинг мужских моделей (среди них и Карл) в какой-то рекламе. Треугольник печали — место между бровями. Претендентам на съёмки в рекламе нужно «расслабить треугольник печали», чтобы хмуриться, продавая угрюмые бренды вроде Balenciaga, и улыбаться, работая с весёлыми и недорогими (например, H&M). Карл пластичен и подстраивается под любые обстоятельства, что покажут два с лишним часа фильма.
Эстлунд — большой мастер кринжовых ситуаций, в которые он загоняет своих героев. От большинства сцен неловко даже зрителям, а ещё в фильмах шведа чувствуется интерактивность — подспудно пытаешься поставить себя на место участников событий. Но дальше забавных обобщений и очевидных истин режиссёр не идёт: все люди несчастны по-своему, и деньги не являются ответом на любой вопрос. В «Треугольнике печали» беда в том, что мизантроп Эстлунд собирает на одной яхте исключительно неприятных персонажей. Сопереживать некому, зато можно вдоволь посмеяться.