«Треугольник печали» Рубена Эстлунда: каждый по способностям, каждому по потребностям (или нет)

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Треугольник печали», реж. Рубен Эстлунд, 2022
Кадр из фильма «Треугольник печали», реж. Рубен Эстлунд, 2022

«Треугольник печали» Рубена Эстлунда — победитель Каннского фестиваля этого года. Шведский режиссёр продолжает глумиться над сытыми и довольными капиталистами. Максим Ершов препарирует трёхактную классовую сатиру самоповторяющегося Эстлунда.

На борту лакшери-яхты сталкиваются малоприятные персонажи анекдотического склада. Модели Яйя (Чарлби Дин) и Карл (Харрис Дикинсон) попали на круиз бесплатно: девушка, инфлюэнсер с сотнями тысяч подписчиков, будет делать фоточки и ежедневно выкладывать посты. Милая пара британских старичков — Винсент (Оливер Форд Дейвис) и Клементина (Аманда Уокер) — сколотила состояние на «средствах установления демократии» (в простонародье — на торговле оружием). Русский олигарх Дмитрий (Златко Бурич) лукаво называет себя «королём говна» — он продаёт удобрения, а крупный бизнес ему достался в лихие 90-е в результате приватизации. Компанию миллионеру составляют жена Вера (Сунньи Меллес) и официальная любовница Людмила (Каролина Джиннинг). Есть одинокий айтишник-скандинав Ярмо (Хенрик Дорсин), покупающий дружбу за «ролексы». Капитаном яхты оказывается сильно пьющий американец-марксист Томас (Вуди Харрельсон). Одним недобрым вечером во время званого ужина корабль попадёт в страшный шторм, после чего всех пассажиров будет адски тошнить. Не все переживут морскую стихию.


«Треугольник печали» победил на Каннском фестивале этого года, а потому внимание к картине повышенное. Более того, шведский автор Рубен Эстлунд вошёл в небольшой круг двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви».


В элитарном клубе из ныне действующих режиссёров: Фрэнсис Форд Коппола, Билле Аугуст, Эмир Кустурица, Жан-Пьер и Люк Дарденны, Кен Лоуч, Михаэль Ханеке, а теперь и Эстлунд. Швед, как и Ханеке, и вовсе побеждал два раза подряд: предыдущий фильм Эстлунда «Квадрат» также первенствовал в Каннах.

Кадр из фильма «Треугольник печали», реж. Рубен Эстлунд, 2022
Кадр из фильма «Треугольник печали», реж. Рубен Эстлунд, 2022

Сегодня жанр комедии переживает не лучшие времена, а уж с интеллектуальной сатирой ситуация ещё хуже. Эстлунд прочно занял нишу автора, от которого не морщат нос синефилы и критики и который радует массового зрителя. И «Форс-мажор», и «Квадрат», и «Треугольник печали» — доступные и эффектные картины. Как и в случае предыдущего фильма, шведский автор потешается над сегодняшним устройством общества. Если в первом случае речь шла об арт-тусовке и мире современного искусства, теперь под раздачу попадают страшное классовое неравенство и пузыри, в которых живут разные социальные слои.


Верный и проверенный способ продемонстрировать расслоение общества — собрать людей в закрытом месте. У Пон Джун-хо в фантастическом боевике «Сквозь снег» классовая пирамида умещалась в поезде, Эстлунд берёт за основу люксовую яхту.


В машинном отделении трудятся невидимые бойцы, работа горничных и кухарок с Филиппин также спрятана от глаз посторонних, есть вечно улыбающиеся одетые по форме члены экипажа (слово «нет» исключено из их лексикона) и одуревшие от вседозволенности богачи-пассажиры. Где ещё могут пересечься миллионеры и живущие от зарплаты до зарплаты? И только беда может разрушить до основания любые выстроенные социальные связи и вернуть людей во времена первобытнообщинного строя. Главным становится тот, кто может разжечь огонь и добыть рыбу, а не тот, у кого толще золотая цепочка на шее.

Кадр из фильма «Треугольник печали», реж. Рубен Эстлунд, 2022
Кадр из фильма «Треугольник печали», реж. Рубен Эстлунд, 2022

«Треугольник» разделён на три части. В первой зрители знакомятся с миром моделей: Яйя и Карл торгуют молодостью и красотой, параллельно пытаясь понять, любят они друг друга или проводят время вместе ради создания образа счастливых людей. Во второй Эстлунд проводит экскурсию по каютам и палубам лакшери-яхты. Венцом этой главы становится грандиозный капитанский ужин, на котором проблемы с желудком лишают богачей напускного лоска. В финальной части группа переживших кораблекрушение адаптируется к жизни на необитаемом острове. Первая глава — серьёзная драма, вторая и третья — чистый фарс. Главным героем всего фильма становится Карл — молодой человек с ущемлённым чувством собственного достоинства. Последний успешный контракт был года три назад, Яйя зарабатывает гораздо больше, и Карл не чувствует себя самостоятельной единицей. Он лишь приложение к своей девушке.

Кадр из фильма «Треугольник печали», реж. Рубен Эстлунд, 2022

Что же такое «треугольник печали»? В прологе мы видим кастинг мужских моделей (среди них и Карл) в какой-то рекламе. Треугольник печали — место между бровями. Претендентам на съёмки в рекламе нужно «расслабить треугольник печали», чтобы хмуриться, продавая угрюмые бренды вроде Balenciaga, и улыбаться, работая с весёлыми и недорогими (например, H&M). Карл пластичен и подстраивается под любые обстоятельства, что покажут два с лишним часа фильма.

Эстлунд — большой мастер кринжовых ситуаций, в которые он загоняет своих героев. От большинства сцен неловко даже зрителям, а ещё в фильмах шведа чувствуется интерактивность — подспудно пытаешься поставить себя на место участников событий. Но дальше забавных обобщений и очевидных истин режиссёр не идёт: все люди несчастны по-своему, и деньги не являются ответом на любой вопрос. В «Треугольнике печали» беда в том, что мизантроп Эстлунд собирает на одной яхте исключительно неприятных персонажей. Сопереживать некому, зато можно вдоволь посмеяться.

Читайте также
«Ламборгини: Человек-легенда»: я памятник тебе воздвиг автомобильный
Биографическая картина, посвящённая становлению бизнеса Ферруччо Ламборгини.
Сериал «Уэнздей»: страх и ненависть в «Сонной Лощине»
Карина Назарова заглядывает в его готичные закоулки.
«Время года зима»: дебют актрисы Светланы Устиновой про деменцию
Холодный, но важный для российского кинематографа фильм.
Фильм «Нитрам»: портрет убийцы в юности
Максим Ершов осторожно рассуждает о том, кому и почему может понравиться фильм.
Документальный фильм «Пелевин»: история про писателя-невидимку
Максим Ершов рассказывает, могут ли преданные читатели узнать что-то новое из этой ...
«Тори и Локита»: Кай и Герда в европейском царстве
Тимур Алиев разбирается, как изменился вектор творчества бельгийского дуэта.
Также рекомендуем
Перед выходом картины в широкий прокат, публикуем рецензию Егора Москвитина из Канн. 
72-й Каннский кинофестиваль близится к концу: под занавес Абделатиф Кешиш обдурил всех критиков и показал интермеццо «Ме...
Шарлотта Генсбур через объектив камеры любуется Джейн Биркин.
Перед выходом картины в широкий прокат, публикуем рецензию Егора Москвитина из Канн. 
72-й Каннский кинофестиваль близится к концу: под занавес Абделатиф Кешиш обдурил всех критиков и показал интермеццо «Ме...
Шарлотта Генсбур через объектив камеры любуется Джейн Биркин.

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00