На российские экраны выходит «Человек-муравей и Оса» — юбилейный, двадцатый фильм вселенной Marvel, названный словно басня Крылова. Специально для Кино ТВ о картине рассказывает Денис Виленкин.
Пока Мстители отражают очередную самую серьёзную угрозу в истории человечества, Человек-муравей, в быту Скотт Лэнг (Пол Радд), сидит под домашним арестом и видит сон с Мишель Пфайффер в главной роли. Пфайффер — это Джанет Ван Дайн, пропавшая жена его старого друга Хэнка Пима (Майкл Дуглас). Скоро мы узнаем, что сон был в руку: Хэнк предложит Скотту отправиться на поиски любимой в субатомное пространство. Отступать некуда, позади супергеройская жизнь. В случае с «Человеком-муравьём» постоянно ловишь себя на мысли: что бы получилось, не уступи Эдгар Райт режиссёрского кресла Пейтону Риду? Участие британца даже в сценарии оригинального фильма обеспечило картину какой-то необъяснимой игрушечной симпатичностью. Сиквелу повезло меньше, хотя вся эта занимательная история с увеличением и уменьшением предметов кажется идеальным вызовом для такого визионера-аккуратиста, как Райт.
Ну сколько всего можно было придумать! Сколько всего понаувеличить кроме солонки, вырастающей перед уголовниками, или упаковкой PETZ Hello Kitty без огромных конфет внутри. В первом «Муравье» кульминационная битва разворачивалась на детской железной дороге, рассказ болтливого героя Майкла Пеньи сопровождался динамичным монтажом: всё указывало на то, что здесь потоптался британский режиссёр. «Человек-муравей и Оса» на голубом глазу заимствует эти идеи, не добавляя ничего нового (Пенья так же прогонит свой монолог в духе «ну вот, идём мы с братишкой в бар» под райтовские склейки): из пяти хороших шуток создатели сиквела выбирают одну не лучшую, а затем начинают её пересказывать. Долго и не смешно.
Кроме того, Муравью уже второй фильм не везёт с антагонистами. Сонни Бёрч отличается от Жёлтого шершня разве что отсутствием костюма. Призрак, ставший, согласно повестке дня, девочкой, ведёт себя до мелочности эгоистично, без намёка на грандиозный злодейский замысел. За перспективных Поглотителя и Таскмастера студия не берётся. Не лучше обстоит ситуация с друзьями, маловыразительными и натужными, но занимающими больше места, чем дочь Лэнга и весь семейный вопрос.
Сиквелы «Железного человека», «Тора» и «Стражей Галактики» получались по-разному, но не оставляли после себя ощущения проходной полумультипликационной серии, коих ещё может быть штук пятьдесят. Скотт Лэнг в первом фильме был интересен тем, что он вор, что, украв костюм, он бессознательно выбрал правильный путь. На этом держалось всё. Затем в «Первом мстителе. Противостоянии», следующем появлении Муравья на экране, он сражался с супергероями-государственниками, это тоже было понятно. А теперь, когда мы готовы прыгнуть во внутренний мир героя, выясняется, что ничего в этом внутреннем мире и нет: только «внимательный отец», и то лишь оттого, что персонаж того требует, а не режиссёр так решил.
Когда в начале фильма Сонни Бёрч заявляет, что будущее за субатомными частицами, а не за нанотехнологиями и криптовалютами, мы ещё надеемся, что в Marvel нашли Муравью применение, что сейчас начнётся макробоевик про войну технологий имени кубика Рубика, в котором Сноуден вынес флешку из Пентагона, но очень быстро становится понятно, что Пейтон Рид не Майкл Манн, а «Человек-муравей и Оса» не станет «Кибером», и как только злодей получает по мордасам, фильм, не находящий своего места между откровенно юмористическими, но местами трогательными «Стражами Галактики» и теософским, но при этом по-аладдиновски забавным «Доктором Стренджем», грохается с треском мимо стула в детском конкурсе «займите место, пока не кончилась музыка», проваливается, извините, в квантовую дыру.
Потому что, как говорил дядя более успешного супергероя, Человека-паука, пережившего уже два фильмовых перезапуска, «с великой силой приходит великая ответственность».