До кинотеатров добрался научно-фантастический фильм Шона Леви «Главный герой», в центре которого трансформация компьютерного персонажа игры по имени Парень в исполнении Райана Рейнольдса. Тимур Алиев — о том, как крупнобюджетный блокбастер оказался многослойным высказыванием о свободе воли, цифровом капитализме и любви.
В жизни Парня (Райан Рейнольдс) всё идёт своим чередом: ранний подъём, короткий завтрак у телевизора, поход на работу в банк и общение с Приятелем (Лил Рел Ховери), который трудится охранником в том же отделении. Но однажды гармоничный цикл жизни «белого воротничка» прерывается из-за встречи с необыкновенной девушкой. С этого момента жизнь Парня будто даёт сбой: он периодически слышит одну и ту же композицию (Fantasy в исполнении Мэрайи Кэри), в его голове возникают подозрительные идеи о том, чтобы попробовать, наконец, что-то новое. Плюс ко всему перманентное желание заговорить с той загадочной женщиной на протяжении нескольких дней будоражит сознание героя.
Всё дело в том, что персонаж Рейнольдса — NPC в компьютерной игре с открытым миром под названием Free City. Когда-то первую сборку этой игры разработали молодые ребята, Кейс (Джо Кири) и Милли (Джоди Комер). Не имея связей и денег, они продали исходный код издателю Антвану (одна из лучших отрицательных ролей в фильмографии Тайки Вайтити), который без согласия разработчиков использовал движок для создания Free City. Милли пытается доказать обман Антвана, в то время как Кейс, устроившись к нему на работу, не верит в обвинения бывшей соратницы.
«Главный герой» — кино из серии пандемийных блокбастеров. Фильм изначально собирались выпускать летом 2020-го, но в связи с ограничениями во всём мире релиз откладывали трижды — фильм Шона Леви практически повторил цикл персонажа ленты Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» с поправкой на последнее (релиз состоялся-таки летом, спустя год).
Несмотря на обилие компьютерной графики и, казалось бы, тривиальный сюжет о борьбе добра со злом, «Главный герой» на поверку оказывается куда более сложным высказыванием. За ширмой однотипных миссий, которые берётся выполнять Парень в рамках сюжета Free City, стоит торжество новой искренности, которая пришла сегодня на смену устаревшему конструкту, базирующемуся на иронии. В этом смысле фильм Шона Леви крайне удачно бьёт в нерв современности.
Примечательно, что концепция сверхпопулярной многопользовательской игры, которая приковывает внимание людей со всего мира, далеко не нова — взять хотя бы сравнительно недавнюю истерию пользователей в реальности, связанной с такими MMORPG как Lineage или World of Warcraft. Но канадский постановщик идёт дальше и, помимо лёгкого подкалывания геймеров и разработчиков игр (Леви, в частности, проходится по платоническим мечтателям, к которым относят инди-геймдизайнеров, коими являются Кейс и Милли), высмеивает всю корпоративную эстетику, главный вектор которой — паразитирование на всевозможных сиквелах и ремейках любимой классики. Естественно, это относится не только к игровой индустрии.
Наконец, идея режиссёра о «ненастоящем человеке», находящемся в замкнутой системе, из которой вроде как нет выхода, уже находила своё отражение в классике жанра — «Шоу Трумана» с Джимом Керри, «Бегущем человеке» по Стивену Кингу или франшизе «Матрица» Вачовски. Парень в исполнении Рейнольдса это, по сути, Нео, оказавшийся в компьютерном «Зеоне» 2021 года (совсем скоро нас ждёт и новая «Матрица», какая ирония). Но ложка, в отличие от истории про Избранного, здесь существует, спрятавшись где-то между мультижанровой структурой и перегибами, связанными с массой отсылок к поп-культуре.
Не обошлось в новой ленте Шона Леви и без религиозных параллелей. Персонаж Джо Кири, программист Кейс, когда-то создал Парня буквально по образу и подобию своему (как тебе такое, Зак Снайдер?). Отсюда рождается и один из главных сюжетных твистов, связанных с героиней Джоди Комер. Нет, мелодраматическая история фильма не становится на этом фоне самой важной; наоборот, она дополняет другие сюжетные ветви «Главного героя». Каждая линия картины — любви, дружбы, противостояния в компьютерной игре, детективного расследования и пр. — имеет свои завязку, развитие и финал; ни один даже второплановый персонаж не остаётся брошенным на обочине сюжета. Сценарист Мэтт Либерман («Семейка Аддамс», «Скуби-Ду!»), ответственный за сценарий ленты, заслуживает исключительно похвалы.
«Главный герой» — яркое, свежее кино с добрым и обаятельным героем, которое не боится и использовать штампы, и одновременно с этим высмеивать их. Кажется, именно такой фильм и заслужила киноиндустрия, пережившая не один десяток провальных проектов, прямо или косвенно связанных с компьютерными играми (от «Хитмэна», «Макса Пэйна» и «Варкрафта» до «Кредо убийцы», «Пикачу» и «Мортал Комбата»).