Страх и ненависть в провинции: рецензия на сериал «Подслушано в Рыбинске»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Подслушано в Рыбинске», PREMIER

На PREMIER продолжают выходить новые серии сериала Петра Тодоровского «Подслушано в Рыбинске», успевшего стать одним из самых успешных проектов стриминга. Остроумная криминальная комедия была впервые показана на фестивале онлайн-платформ «Новый сезон» и заслужила множество лестных замечаний. Валерия Косенко рассказывает, чем сериал влюбляет аудиторию и почему «Подслушано в Рыбинске» — один из главных фаворитов сезона.

День начинается. Хмурое небо обволакивает сонливую провинцию, а её жители, справляясь с эхом ночных авантюр, уныло шагают навстречу рабочим будням. Тем временем бодрый голос дорожного радио приветливо сулит жителям городка много неожиданного, не подозревая, насколько точны эти прогнозы. Рыбинск просыпается — убита женщина.

Сколько бы ни рождалось на Руси криминальных комедий, бытовой сюрреализм в них всегда преобладает над преступной хроникой. Оттого и зрительский фокус устремлён не на дорожное ЧП с летальным исходом, а на злоключения неприметного мужичка, попавшего в экстремальные обстоятельства. Проснувшись после очередной тяжёлой ночи, почти как кафкианский Замза (только без явных телесных изменений), герой Юра (Тимофей Трибунцев) обнаруживает себя в странном состоянии. Причина не в помятом виде или похмелье — это как раз дело привычное, — а во внезапных обмороках, во время которых обескураженный герой, словно в видениях, от первого лица наблюдает грядущие убийства.

«Подслушано в Рыбинске», PREMIER

Одно из таких происходит почти сразу: на дорожном шоссе известный телеведущий (Антон Васильев) сбивает девушку, после чего скоропалительно прячет труп в машине, а затем сбрасывает в шлюзы. Следующая трагедия случается с актрисой местного драмтеатра: в попытке проверить собственные пророчества Юра находит тело девушки на глазах у её ревнивого парня (Рузиль Минекаев), из-за чего становится главным подозреваемым и для грозящего местью бойфренда, и для непутёвых провинциальных следователей.

Разбираться в природе внезапного дара не спешат ни авторы сериала (вплоть до середины сезона ясности в этом вопросе не прибавится), ни зритель, всё внимание которого приковывает дуэт Трибунцева и Минекаева, ни, собственно, сам персонаж Юра. У последнего так вообще много забот: жена вот-вот хлопнет дверью, а дочь планирует сбежать на вакханальную вечеринку в компании друзей-подростков.

На фоне череды роковых случайностей, свалившихся на голову тихому безамбициозному журналисту местечковой газеты, эпизод с неудачным повешением лишь добавляет истории гротеска.


Герой Тимофея Трибунцева — словно персонаж-бродяга Чарли Чаплина: по своей бесхитростности обречён бесконечно попадать в передряги, но, несмотря ни на что, всегда из них выбираться.

«Подслушано в Рыбинске», PREMIER

Феноменальная органика актёра традиционно служит украшением любого проекта — особенно если речь про абсурдистско-бытовую комедию положений. Сколько бы ни сыпалось упрёков в традиционном, если не избитом, образе актёра на экране (справедливости ради, ещё недавно Трибунцев сыграл криминального авторитета в «Детях перемен» и сделал это так же убедительно), любой герой в его исполнении раскрывается до масштабов чего-то по-настоящему живого, узнаваемого и архетипического. Юра — спившийся интеллигент, похоронивший журналистскую карьеру под сводами Рыбинска, — способен быть разным, сохраняя природное очарование. Герой Трибунцева умеет растрогать и рассмешить, по-никулински задействуя только пластические средства: понурая осанка, вжатые плечи, испуганный взгляд — всё это работает на образ гораздо ярче и тоньше слов, за счёт чего немые сцены с участием актёра зачастую оказываются смешнее и содержательнее (чего стоит эпизод с «Местом встречи»).

Достойную пару Трибунцеву составляет Рузиль Минекаев, отыгрывая в сериале свою же собственную копию из нашумевшей криминальной саги Жоры Крыжовникова. Улицы хоть и стали поприличнее, но типажи-то никуда не делись — хоть и живут теперь по законам трагифарса. При всей внешней одинаковости Минекаева актёр отлично гармонирует со своим напарником, не создавая на экране режущего глаз контраста.

«Подслушано в Рыбинске», PREMIER

По-своему обаятелен и Рыбинск, пополнивший копилку запоминающихся кинематографических столиц. Как ни странно, промозглое сонное царство, ставшее для русского зрителя синонимом дома и отчизны, в комедии Петра Тодоровского лишено своей привычной инфернальности, а напротив — наделено странным домашним уютом, частенько разбавляемым небанальными гэгами. За счёт всех этих качеств, служащих не только достоинствами, но и отличиями сериала от основной массы стримингового контента, «Подслушано в Рыбинске», несмотря на редкие шероховатости исполнения и драматургические провисания, рискует стать одним из самых смешных и необычных проектов сезона, не чураясь чёрного юмора, социальной сатиры и даже шуток про полицейских.