Один из самых ярких дебютов последних лет сняла Роуз Гласс. Её фильм «Спасительница» обеспечил британке место в ряду самых перспективных режиссёров современности. До широкого проката лента так и не добралась, зато её уже можно посмотреть в сети. Максим Ершов рассказывает о медленном и довольно предсказуемом, но эффектном и атмосферном психологическом хорроре.
После несчастного случая в больнице медсестра Мод (Морфидд Кларк) уволилась с работы и уверовала в Бога. Но одной религией сыт не будешь, приходится искать источники дохода. Девушка ухаживает за состоятельной, но умирающей от рака танцовщицей Амандой (Дженнифер Эль). Женщине нет и 50, но она обречена. Последние дни в этом мире она проводит весело: курит по несколько пачек сигарет в день, закатывает шумные вечеринки, а ночью видится с Кэрол (Лили Фрайзер), которая младше больной лет на 25. Мод с прискорбием наблюдает плотские наслаждения своей подопечной и пытается наставить её на путь истинный. Желание спасти Аманду становится смыслом её жизни.
Дебютантка Роуз Гласс не скрывает своего пренебрежительного отношения к религии. С первых же кадров застенчивая и чересчур наивная Мод выглядит обречённой фанатичкой. Режиссёрке не очень важно, что именно подтолкнуло героиню к Всевышнему, интереснее — как выглядят её будни сейчас. Бесконечные молитвы, самоистязания и заведомо бесперспективные попытки обратить в веру окружающих.
Умирающая от рака женщина в голове у сиделки постоянно представляется искусительницей, проверяющей её веру на прочность. Аманда называет свою сиделку самой одинокой девушкой, которую она когда-либо видела. Однажды Мод решит вернуть молодость и оттянуться на полную, но выйдет неловко. Неудавшейся тусовщице будет стыдно и перед собой, и перед Богом. Жизнь Мод вообще ограничена двумя локациями: скромные и неуютные четыре стены, в которых она живёт (примерно в таких унылых квартирках находили жертв маньяка, орудовавшего в «Семи» Дэвида Финчера), и некогда помпезный особняк Аманды. Аскетичный рай против угасающего, но всё равно манящего ада.
В провинциальном городке, где живёт Мод, развлечений мало. Тем не менее по вечерам, возвращаясь домой, она видит слепящие вывески ночных клубов и баров и закрытый парк аттракционов. То ли в английском захолустье все только и делают, что веселятся, то ли мир главной героини делится только на тьму и свет. И если хочешь угодить Господу, непременно нужно избегать развлечений и вредить своему телу. Тайные желания обуревают девушку, но она не хочет в этом признаваться даже себе. Как тогда смотреть на всех сверху вниз с видом святой послушницы, разговаривающей с Всевышним?
Морфидд Кларк — главное украшение дебюта Роуз Гласс. В некоторых сценах она извивается в эпилептическом припадке / приступе религиозного экстаза, в других — мило и кротко улыбается, но огонёк безумия в глазах девушки не угасает ни на секунду. Пламя — ключевой мотив для всего фильма. Мод любит держать в руках зажигалку, а в качестве одного из наказаний специально обжигает руку. Главное: спасая остальных от геенны огненной, не оказаться в ней самой.
«Спасительница» развивается неторопливо, но неотвратимо. С каждой минутой экранного времени главная героиня выглядит всё более безумной. В какой-то момент можно даже подумать, что поиски Бога привели её к дьяволу и одержимости. Вот только, в отличие от девочки Риган в «Изгоняющем дьявола» Уильяма Фридкина, рядом с Мод никого нет. Обряд экзорцизма нужно проводить ей самой, если она всё же решится на такой шаг.
«Спасительницу» трудно назвать страшным фильмом, но, как принято в последнее время, жанр хоррора прекрасно позволяет обнажить психологические травмы центрального персонажа. Мрачные краски, тревожная музыка, тесные пространства — верные товарищи одинокой послушницы, пытающейся оставить всё людское.
Всему есть предел. Даже тихие и почти что незаметные девушки способны на решительные шаги. Особенно если мир фантазий поглотил реальность. Как и Кэрри у Брайана Де Пальмы, Мод достаточно одного эффектного жеста. Все её усилия сразу же обретут смысл, о ней услышат и узнают. А Бог обязательно простит.