«Лига справедливости» Зака Снайдера: четыре часа фансервиса — это слишком, но зато теперь всё понятно

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Даша Видре перевела статью критика IndieWire Эрика Кона о вышедшей «Лиге справедливости Зака Снайдера». Пока наши кинокритики пишут восторженные отзывы на выдумку режиссёра, автор этого материала не столь воодушевлён. Если кратко: лучше, чем было, но всё равно плохо.


Для анализа культурного значения «Лиги справедливости», также известной как «Снайдеркат», может понадобиться учёная степень по легитимизации фанатской культуры за последние 25 лет. И даже для оценки её качества необходимо неплохо понимать контекст. 

С одной стороны, четыре часа хронометража и шесть частей (плюс длиннейший получасовой эпилог) этой странной переделки старого материала омрачены безжизненной актёрской игрой, банальными второстепенными сюжетными линиями и бестолковым сеттингом, на фоне которых кинематографическая вселенная Marvel смотрится как Шекспир. Но общая арка в этой версии «Лиги справедливости» цельная, с периодическими проблесками интриги и интересными визуальными ходами, иногда фильм даже увлекательный. То, что драма теперь строится вокруг Киборга (подвергнутый остракизму Рэй Фишер), а некоторые из самых пафосных битв растянуты до предела, демонстрирует искреннюю попытку справиться с непосильной задачей. 

Всё это разительно отличается от дерьмовой версии, законченной Джоссом Уидоном в 2017 году, когда Снайдер ушёл из проекта после самоубийства дочери-подростка, чтобы проводить больше времени с семьёй. Если смотреть «Лигу справедливости Зака Снайдера», не зная всех закадровых подробностей, это будет настоящий тест на выносливость, даже на захватывающих экшен-сценах. Но если зритель смотрел халтурную и запутанную мешанину Уидона, это играет на руку Снайдеру.


И, о ужас, фанаты, которые продвигали #ReleasetheSnyderCut и каким-то образом добились своего, тоже ему помогают. Безотносительно того, что легионы поклонников Снайдера, которые, скорее всего, не читали «Заметки об авторской теории» Эндрю Сарриса (и не спорили с ними), непонятно почему возвели его в статус большого автора, у режиссёра уникальный подход к блокбастерам: готическая угрюмость, прерываемая маскулинной яростью и наэлектризованная буйной компьютерной графикой. (Женские персонажи ему не удаются.) Свой стиль Снайдер с разной степенью успеха использует везде от «300» до «Хранителей» и «Запрещённого приёма», но в «Лиге справедливости Зака Снайдера» стиль этот реализуется в полной мере.

Трагическая предыстория работы Снайдера над этим проектом не то чтобы пронизывает весь фильм, но что-то в него всё же просачивается, ведь весь он — это прямолинейное пространное рассуждение о том, как спасти разрушенный мир. Фильм, эксклюзивно выпущенный на HBO Max (в России на Кинопоиск HD, прим. редакции), приносит Снайдеру широчайшую известность и представляет собой уникальное видение режиссёра, чей максималистский подход может оттолкнуть столько же людей, сколько и привлечь. Так или иначе, это настоящий кино-аттракцион для тех, кто так его требовал. 

Можно сформулировать это по-другому: затянутый рассказ довольно простой истории о том, как герои спасают мир, просто даёт возможность поупражняться в стиле. В очередной раз Бэтмен (Бен Аффлек, всё ещё в кататоническом режиме) и Чудо-женщина (Галь Гадот, чья крутизна, как обычно — яркий момент фильма) набирают в команду Аквамена (Джейсон Момоа), Флэша (Эзра Миллер) и Киборга (Рэй Фишер). Совместными усилиями они наконец-то воскрешают Супермена (Генри Кавилл) после его гибели в снайдеровском (безусловно ужасном и лишённом чувства юмора) фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», чтобы единым фронтом выступить против довольно глупой угрозы всему живому. 


Убийца миров из другого измерения Степной Волк (Киаран Хайндс) сеет хаос на Земле, пытаясь найти три неуловимых «материнских куба», которые позволят Дарксайду (которого мы здесь видим впервые) превратить всё человечество в зомбиподобных рабов. Ставки вкратце таковы, а оставшийся хронометраж Снайдер забивает бессмысленными хвалебными эпизодами с практически всеми членами команды — драматическое слоу-мо под поп-музыку, дань уважения их крутизне — такие симфонические поэмы с Comic Con.

И да, некоторые из них по-настоящему завораживают: Момоа без рубашки хлещет алкоголь, а над головой у него нависает волна; Ник Кейв поёт «they told us our gods would outlive us», а убитая горем Лоис Лейн (Эми Адамс) бродит по мрачному Метрополису; ветреный Флэш мчится спасать жертву автомобильной аварии (крошечное камео Айрис Уэст), запихивая хотдог в карман рубашки. Такие сцены помогают Снайдеру уйти от мрачного и слишком серьёзно к себе относящегося «Бэтмен против Супермена» к кратким эпизодам фансервиса, которые приятны в малых дозах.

У Marvel, безусловно, такое цветистое мифотворчество получается лучше, и им не требуются для этого столько мелких подробностей. Но у этой версии есть очень важное новое дополнение. Сильнейшая нарративная арка «Лиги справедливости Зака Снайдера» принадлежит персонажу, который в прошлой версии был практически незаметен. Это Киборг Фишера, бывший игрок в американский футбол, которого отец-учёный (Джо Мортон) воскресил в виде машины. Игру Фишера, в общем-то, новичка, сложно оценить, потому что половина его лица закрыта металлом, а сценарий требует от него сдержанности и холодности, больше подобающих роботу, чем человеку. Но невероятный мозг Киборга, напичканный электроникой, делает его самым интригующим новым членом команды, а его напряжённые отношения с отцом куда более убедительны, чем обычная тягомотина с угрюмым Бэтменом. Может, это и не идеальная версия Киборга, но так хотя бы заметен его потенциал.


Собственно, потенциал проглядывает во всём фильме. В серых тонах оператора Фабиана Вагнера, которые в новом формате 1.33:1 выглядят экспрессионистски, практически апокалиптично. У Степного Волка и Супермена более эффектные мрачные костюмы, потому что фильм больше проникается идеей тёмного мира, который вот-вот превратится в выжженное поле битвы. Когда супергерои наконец объединяются в священный союз ради динамичного сражения со Степным Волком, молниеносная энергия этих эпизодов складывается в результат, который оправдывает... ну, во всяком случае часть приведшего к нему пути. Вот бы на этом и остановиться.

Но Снайдера уносит в самый бессмысленный поток ложных концовок со времён «Властелин колец: Возвращение короля». Это целый ряд сцен после титров, запиханных в эпилог, который никак не кончается. В фильм непонятно зачем вернули как минимум трёх ранее вырезанных главных злодеев и одного героя. Когда смотришь всё это, наконец становится ясно, что «Лига справедливости Зака Снайдера» была создана исключительно для того, чтобы ублажить тех, кто яростно призывал выпустить фильм. Картина не просто принадлежит им, они практически сами её сделали.

Существование «Лиги справедливости Зака Снайдера» и является её самоцелью. Когда Лига справедливости понимает, что один из материнских кубов может воскресить Человека из стали, им помогает идея, что это устройство может «восстановить сгоревший дом». Примерно это же сделал и Снайдер. Может, этот отстроенный дом и не всем придётся по нраву, но «Снайдеркат» создан для эпохи, главное в которой — кастомизация: или входите сюда на свой страх и риск, или даже не утруждайтесь. 

Оценка: 3

Читайте также
Премьера фильма «Никто» Ильи Найшуллера: особый метод Хитча
К середине марта в прокат постепенно возвращаются блокбастеры. Среди них — новая лента режиссёра Ильи Найшуллера «Никто». Тимур Алиев — о русской мафии в филь...
«Снега больше не будет»: зона всеобщего отчуждения
Capella Film выпускает в российский прокат фильм «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовской и Михала Энглерта. История про пришельца (видимо,...
Фильм «Игры шпионов»: казнить нельзя помиловать
В российский прокат выходит картина «Игры шпионов» про полковника ГРУ Олега Пеньковского, который в годы холодной войны сливал секретную информацию западным а...
Фильм «По наклонной» братьев Руссо: даю присягу героину
На платформе Apple TV+ вышел фильм «По наклонной» Энтони и Джо Руссо с Томом Холландом в главной роли. Виолетта Власова рассказывает о картине, в которой арме...
«Нос, или Заговор “не таких”» — если бы BadComedian делал обзор на советский авангард в трёх гэгах
В прокате мультфильм-долгострой Андрея Хржановского — классика советской и российской мультипликации. Признанный одним из главных событий пандемического 2020-...
Сентиментальное путешествие по «Земле кочевников» Хлои Чжао
В российский прокат выходит фильм «Земля кочевников» — победитель Венецианского кинофестиваля и сильный претендент на премию «Оскар». Андр...
Также рекомендуем
Похоже, что главный русский фильм этой осени — «Текст» Клима Шипенко, экранизация бестселлера Дмитрия Глуховского,...
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
Музыкальный журналист и писатель Максим Семеляк рассказывает о документалке Тодда Хейнса.
Анастасия Сенченко рассказывает про фильм «Чудо-женщина: 1984», сравнивает картину Пэтти Дженкинс со сказочно...
Похоже, что главный русский фильм этой осени — «Текст» Клима Шипенко, экранизация бестселлера Дмитрия Глуховского,...
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
Музыкальный журналист и писатель Максим Семеляк рассказывает о документалке Тодда Хейнса.
Анастасия Сенченко рассказывает про фильм «Чудо-женщина: 1984», сравнивает картину Пэтти Дженкинс со сказочно...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00