До российских кинотеатров добралось «Событие» Одри Диван. Лента французской постановщицы неожиданно для многих забрала главную награду Венецианского кинофестиваля 2021 года. Фильм рассказывает о волевой девушке, которая намерена сделать аборт вопреки законодательному запрету. Тимур Алиев — о переносе французского романа 60-х на язык кино и вневременном характере темы абортов.
О «Событии» критики заговорили, кажется, позже остальных картин, представленных в конкурсе итальянского смотра. Не самая заметная постановщица средних лет попала в Венецию со второй картиной. О первом своём режиссёрском опыте — мелодраме «Вы сошли с ума» 2019 года — Одри предпочитает лишний раз не вспоминать. Виной тому непростые съёмки (в том числе отсутствие поддержки со стороны мужа-продюсера Тибо Гаста — тот предпочел работать с Надавом Лапидом и Яном Гозланом над «Коленом Ахеда» и «Чёрным ящиком» соответственно), прохладные отзывы в прессе и практически полный игнор со стороны как местных, так и зарубежных кинофестивалей.
Кажется, что на втором фильме Диван чёрная полоса сменилась белой. Если мыслить более рационально, особое внимание к «Событию» со стороны членов жюри основного конкурса Венеции можно подогнать под удобный и, чего греха таить, конформный тезис. Для простоты восприятия назовём это удобством общественного сознания. «Женщины побеждают на “Оскаре”, побеждают в Каннах, почему бы женщине не забрать главную награду Венеции?» — задаётся вопросом обыватель, считающий, что тренды подписываются изнутри.
Конечно, это масштабное заблуждение. Новая полнометражная работа Одри Диван — яркое, смелое и крайне откровенное высказывание на тему, о которой по эту сторону экрана говорят и на кухнях, и на улицах, и в высоких кабинетах. Более того, аборты становились важным социальным пунктом мироустройства для граждан разных стран (Польша) и континентов (Америка). Одри Диван сумела ретранслировать в картине и собственную боль, и персональный опыт, при этом дав голос новому поколению.
«Событие» — не только фильм, но и одноимённая книга Анни Эрно. Французская писательница, родившаяся в 1940-м, долгие годы держала в тайне историю нелегального аборта, после которого чудом осталась жива. Через 60 лет, в 2000 году, вышел автобиографический роман, описывающий произошедшее. Одри Диван собиралась с силами чуть быстрее — женщина также прошла через аборт, пусть и уже в относительно цивилизованных условиях, поскольку с 1970-х во Франции официально разрешили прерывать беременность.
Цикл, продолженный и закольцованный режиссёром, на этом не останавливается. Французская постановщица отправляет молодую актрису Анамарию Вартоломей (просто для протокола: зумер 1999 года рождения с едва ли окрепшей психикой) в художественный мир Анни Эрно. Девушка оказывается на экране в середине 60-х, когда её героиня — студентка Анна, витающая в розовых облаках с мечтой о карьере писателя — встаёт перед судьбоносным выбором. Ей придётся либо делать незаконный аборт, либо рожать, оставив учёбу в университете. На теме абортов завязана и актриса Анна Муглалис. Сложно представить, что творится в душе 43-летней женщины, когда она, пережив аборт лично, предстаёт в образе хладнокровной миссис Ривьер — акушерки, что устроила из собственной квартиры нелегальный абортарий.
Безусловно, «Событие» — аудиовизуальное произведение искусства высокого порядка, как бы необычно это ни звучало в связке с достаточно жёсткой и эмоционально тяжёлой темой. Таковы обстоятельства: или пан, или пропал, никакого времени для соотношения «за» и «против». Героиня ведёт войну не только с собственным телом и плодом, что созревает внутри. На юную студентку давят со всех сторон, причём делают это невербально, посредством тотального молчания и игнора.
Особенно отчётливо это проявляется при коммуникации с мужскими персонажами. Вероятно, последние 100 лет в их системе воспитания не было принято «лезть в женские дела», что бы это ни значило (добавьте сюда любое неудобство физического или морального толка). В лучшем случае мужчины в окружении Анны проходят мимо, брезгливо отводя взгляд, в худшем — упорно делают вид, что изменений, происходящих с её телом, нет, после чего прямо (но чаще косвенно) намекают, что ей нужно «что-нибудь предпринять». Тенденция не марать руки и всячески замалчивать неудобства любой формации — тренд не только 60-х в кадре, но и нашей современности. Отсюда острая актуальность «События» как вневременного кинематографического высказывания.
Одри Диван тщательно следит за темпоритмом и динамикой картины. В отличие от коллег по цеху, в «Событии» нет драматичных перегибов, как у «Племени» Мирослава Слабошпицкого. Постановщица также не позволяет слишком отклоняться к теме отношений с семьёй и сверстниками, как это делает Элиза Хиттман в «Никогда, редко, иногда, всегда». На (метафорическом) поле боя за право распоряжаться собственным телом Анна в исполнении Анамарии Вартоломей, по сути, в одиночестве. В этом и сила, и слабость отважной девушки.